Проблемы обучения леворукого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:21, реферат

Краткое описание

Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным. Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.
Цель исследования – систематизировать знания в области особенностей проявления леворукости в учебном процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..4
Глава 1 Понятие леворукости в психологии………………………………….........7
1.1 Определение леворукости, её признаки и виды……………………...........7
1.2 Теории возникновения леворукости…………………………..……..........10
1.3 Природа левшевства. Функциональная ассиметрия левого и правого полушария…………………………………………………………………………..14
Глава 2 Особенности обучения леворуких детей………………………………...19
2.1 Психические особенности леворукого ребенка………………………..19
2.2 Трудности адаптации леворукого ребенка к школьной среде………..26
2.3 Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения…………………………………………………………30
Глава 3 Исследование леворукости………………………………………….........33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Определение ведущей руки»……………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Опросник по Аннет»………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Функциональные различия левого и правого полушария»…48

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Многие родители интересуются, имеют ли какие-то отличия левши от правшей и кто из них лучше адаптируется в школьной среде и получает более высокие отметки. Дети-левши будут учиться намного лучше своих праворуких сверстников, если до начала занятий, в подготовительный период, то есть в детском саду, с ними будет проведена определенная обучающая работа, в противном случае они будут отставать  от правшей. Это связано со специфичностью переработки информации левшей.

Если речь идет не о стопроцентном левше, а именно о леворукости, то леворукость связана не с полным зеркальным смещением функций левого и правого полушария, а лишь с некоторыми. Поэтому леворукие дети в чем-то могут уступать праворуким сверстникам, а в чем-то их превосходить.

Леворукие дети имеют ряд психических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении детей в школе.

Леворукие дети испытывают трудности связанные с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляций на другой в рамках одного процесса), речь может быть недостаточно развернутой, замедленна, встречаются моменты неправильного построения предложений, могут страдать пространственные навыки.

Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Следует также учитывать эмоциональную неустойчивость леворуких детей, низкую стрессоустойчивость. Особого внимания в процессе школьного обучения заслуживают проявления зеркальной деятельности у леворуких детей.

Наиболее важной проблемой школьного обучения является выбор руки, которой ребенок будет писать. Все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушарием головного мозга. Поэтому выбор руки определяется не желанием ребенка, а его мозговой организации.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям.

Для того, чтобы леворукому ребенку было максимально комфортно в окружающем его праворуком мире и оградить от лишних трудностей, необходимо выявить и понять его особенности.

Следует сказать о том, что паритет в третьем тысячелетии  между правшами и левшами может быть восстановлен. Среди юных россиян процент левшей растет сейчас так стремительно, что ученые заговорили даже о некой «эпидемии» леворукости. Как бы то ни было, уже сегодня каждый десятый житель планеты левую руку предпочитает правой. А значит, к проблемам этого таинственного меньшинства стоит присмотреться повнимательнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Аракелов, Г.Г. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей [Текст] / Е.К. Шотт.: Вестник Московского университета сер.14, 2004. - № 2  -319 с                      

Аракелов Г.Г., Шотт Е.К. ,Лысенко Н.Е Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей.  Вестник Московского университета сер.14, 2004. - № 2  -319 с.

  1. Айрапетянц, В.А. Леворукость у детей и подростков [Текст] / В.А. Айрапетянц. -  М.: «Просвещение», 1987. – 232 с.                     
  2. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок - "левша". - Тула: Актоус, 1996. - 78 с.                     
  3. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Просвещение, 1995. - 88 с.                            
  4. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 64 с.        
  5. Безруких, М.М.  Леворукий ребенок в школе и дома  [Текст] / М.М. Безруких. – Екатеринбург, 1998. – 261 с.                     
  6. Безруких, М.М. Почему учиться трудно [Текст] / С.П. Ефимова, Б.А. Круглов. – М.: «Семья и школа», 1995. – 237 с.                         
  7. Безруких М.М. Трудности обучения письму в начальной школе. - М.: Новая школа, 1996. - 106с.             
  8. Березин, Ф.Б. Функциональные моторные ассиметрии и психомоторные отношения [Текст] / Ф.Б. Березин. – М.: «Просвещение», 1956. – 154 с.                         
  9. Блинков, С.М. Афазия и зеркальное письмо у левшей при поражении левого полушария. Журнал невропатологии и психиатрии [Текст] / Т.А. Карасева. – М.: Медицина,1956. - №12 – 1772 с.                 
  10. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Л. Функциональная ассиметрия человека. – М, 1988                              
  11. Брагинский, В.А. Левши. Будь здоров [Текст] /  В.А. Брагинский. – М.: «Триада – Х», 2000. - №2- 66 с.                       
  12. Гладкова Т.Д. Явления симметрии и ассиметрии у человека в признаках дерматоглифики // Вопросы антропологии. – 1962. – №10. – с. 44-54
  13. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Крылова. А.Л. -  Ростов-на-Дону: «Альфа», 2002 . – 478 с.              
  14. Доброхотова, Т.А. Загадка неправорукого меньшинства человечества [Текст] /  Н.Н. Брагина. -  М.: Знание,1980. - 134 с.        
  15. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, 1994. - 240 с.
  16. Заводная Ж. Н. Педагогическая подготовка студентов к работе с леворукими детьми. – Кубань: Кубанский государственный университет (КубГУ), 1999.
  17. Капустин, А.А. Детская леворукость и проблема воспитания левой руки // Русская клиника [Текст] / А.А. Капустин. – М.: «Медицина», 1924 - Т. 71 №3 – 349 с.             
  18. Калягин, В.А. Некоторые особенности становление пространственной ориентации при леворукости // Проблемы медицинской психологии [Текст] / Г.М. Сумченко. - М.: «Медицина», 2002. – 234 с.        
  19. Микадзе, Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников [Текст] / Н.К. Корсакова. – М.: «ИнтелТекх», 1994. – 63 с.                         
  20. Москвин В.А. Проблема леворукости в нейропсихологии и педагогике // Актуальные проблемы гуманизации образования. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996, с. 34-35
  21. Нечаев, В.Н. Здоровье [Текст] / В.Н. Микадзе. – М.: «Медицина», 2000. - №1- 36 с.
  22. Полонская, Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Н. Полонская. – М.: «Академия», 2007.  – 192 с.
  23. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. – М.: «Просвещение», 2001. – 231 с.                           
  24. Сердюковская, А.В. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких // Леворукость у детей и подростков [Текст]  / А.В. Сердюковская. М.: Медицина, 1987.- 78 с.Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И., Семенович А.В Письмо у переученных левшей.                         
  25. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] /  Под редакцией  С.Ю.Циркина.  – СПб.: «Питер», 2000. – 745 с.                                      
  26. Федосова, Н.А. Обучение письму леворуких детей // Начальная школа, [Текст] / Н.А. Федосова. – М.: Знание, 1987. - №12 – 46 с.
  27. Членов, Л.Г. Леворукость [Текст] / Л.Г. Членов. М.: Медицина, 1960. – Т.15 – 306 с.
  28. Чуприков А.П., Казакова С.Е. Частота и клиническая характеристика неврозов у леворуких детей в условиях переучивания // Леворукость у детей и подростков. – М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. - с. 90-100
  29. Чуприков, А.С. Клинические особенности неврозов у леворуких детей // Журнал невропатологии и психиатрии [Текст] / С.Е. Казакова. М.: Медицина,  1985. - №10 – 152 с.        
  30. Шотт Е.К. , Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей.  Вестник Московского университета сер.14, 2004. - № 2  -319 с.

     

Приложение А

 

Определение ведущей руки

Существует несколько способов определения ведущей руки. Один из них – опросник, второй – экспериментальное тестирование в деятельности при выполнении детьми бытовых и графических действий.

                  Вариант тестирования, предложенный  сотрудниками Института возрастной  физиологии РАО М.Г. Князевой и  В.Ю. Вильдавским. Эти тесты содержат  игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Можно начать тестирование следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем, вместе: я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить». Все приспособления, пособия, предметы надо положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

            Первое задание – рисование. Положите  перед ребенком лист бумаги  и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. После того как он закончит, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучшее качество выполнения рисунка.

             Второе задание – открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробочек. Задание: «Найти списку в одной из коробочек». Ведущей рукой будет считаться та рука, которая совершает активные движения: закрывает, открывает, вынимает спичку.

              Третье задание – построение  колодца из спичек. Ведущая та  рука, которая более активна, выполняет  все действия.

              Четвертое задание – игра в  мяч. Нужен небольшой (можно теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и попросить ребенка как можно точнее бросить его в какую – то заранее начерченную цель несколько раз. Ведущая та рука, которой ребенок бросает мяч. 

             Пятое задание – вырезание ножницами по контуру рисунка на любой открытке. Ведущая та рука, которой ребенок держит ножницы.

             Шестое задание – нанизывание  бисера, бусинок или пуговиц на  иголку с ниткой. Ведущей считается  та рука, которая выполняет активные  движения вне зависимости от того, в какой руке иголка. Активное движение может осуществляться как рукой с иголкой, так и рука держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.

              Седьмое задание – выполнение  вращательных движений при открывании  и закрывании крышек на пузырьках. Предлагают два-три пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая совершает активные движения (крутит крышку или пузырек).

             Восьмое задание -  развязывание  узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узелков (на небольшом расстоянии) на шнуре средней толщины. Ведущая та рука, которая развязывает узелок.

              Девятое задание – «Построй  из кубиков дом, машинку, крепость  и т.д.». В этом задании оценивать  ведущую руку труднее, чем в предыдущем, так как этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому надо наблюдать какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики.

Десятое задание - «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

             Для того чтобы иметь объективные  результаты выполнения каждого  задания, в ходе исследования  заполнять протокол.

Ф.И.О.,

дата тестирования,

возраст класс

 

Задание

Левая  рука

Правая рука

Обе руки

№ 1

№ 2

№ 3

+

+

 

 

 

+


 

           После  выполнения каждого задания нужно  поставить знак плюс в графу  «левая рука», если ведущей была  левая рука, или в графу «правая  рука», если ведущей была правая  рука. В том случае, когда ребенок  одинаково действовал и правой и левой рукой, нужно поставить плюс в графу «обе руки».

           Еще  один очень важный вопрос необходимо  выяснить и занести в протокол: имеются ли у ребенка родственники-левши, можно сделать это в процессе  бесед с родителями. При наличии  семейной леворукости знак плюс заносится в графу «левая рука», при отсутствии – в графу «правая рука». Леворуким будет считаться тот ребенок, у которого в графе «левая рука» больше плюсов. Если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой, то выбор руки для письма будет определяться не только тем, какой рукой он рисует и пишет, но и тем, каково качество рисунка и левой и правой рукой.

Немецкий исследователь Ф.Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т.д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша.

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

1. Зажечь спичку (мы не рекомендуем  это задание).

2. Почистить обувь щеткой.

3. Вставить стержень в отверстие  пуговицы (бусины) и поднять ее.

4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные  катушки).

5. Перелить воду из одного сосуда в другой.

6. Попасть иголкой в небольшую  точку (можно сделать «мишень»  на листе бумаги или использовать  игру «Дартс»).

7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.

8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон  с узким отверстием).

 

9. Проколоть дырочки в листе  бумаги (5—6 раз) иголкой, булавкой.

10. Стереть ластиком предварительно  нарисованные крестики.

11. Продеть нитку в иголку.

12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.

13. Капнуть из пипетки в узкое  отверстие бутылочки.

14. Достать бусинку ложкой из  стакана.

15. Позвонить в колокольчик.

16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

17. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12—14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Приложение Б

Опросник по Аннет

 

 

Вопросы

Ответы и оценка их в баллах

правой

любой

левой

только 
+2

чаще 
+1

0

чаще 
-1

только 
-2

Какой рукой Вы пишете?

Какой рукой бросаете камень, мяч?

Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

Какой рукой зажигаете спичку?

Какой рукой режете ножницами бумагу?

Какой рукой вставляете нитку в иглу?

Какой рукой режете хлеб?

Какой рукой расчесываетесь?

Какой рукой сдаете карты?

Какой рукой держите молоток?

Какой рукой держите зубную щетку?

Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?

         

Общая сумма балов

         

Информация о работе Проблемы обучения леворукого ребенка