Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 04:32, реферат
Актуальность: Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.
Введение ………………………………………………………………………......3
Современный подход к компетенции и квалификации выпускников НПО………………………………………………………………………5
Основные подходы к оцениванию достижений обучающихся……..10
Заключение ……………………………………………………………………....24
Список использованной литературы и источников…………
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Хабаровский педагогический колледж»
тема: «Проблемы оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных учреждений НПО»
Сидоренко Марина Викторовна
Специальность 050501 Профессиональное обучение
Курс 5, группа 151п
Отделение: заочное
Гоголева И.И., преподаватель педагогических дисциплин, к.п.н.;
…..
«____»______________2013 г.
Хабаровск – 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы и источников…………………………...26
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность: Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.
Выражение
результатов образования в
Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижение обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и студента равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Именно такая модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.
В связи с этим усложняется квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость в рамках обеспечения и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате проанализировать:
- методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
В данной работе рассматриваются методология создания современной системы средств и технологий и способы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) студентов и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в новой компетентностной парадигме.
Проблема исследование
заключается в обосновании
Цель исследования: определить основные направления, форм и методов оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных учреждений НПО.
Задачи исследования:
-изучить и проанализировать литературу по проблеме оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных учреждений НПО.
-определить основы
организации, методы и формы
оценки компетенций и
-выделить проблемы основы
Методы исследования: анализ психолого –педагогический и методической литературы, собственного опыта; наблюдения.
Структура работы: Комплексное задание состоит из введения, разделов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
1.Современный подход к компетенции и квалификации
выпускников НПО
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной системы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.
Прежде чем говорить об оценке компетенций и квалификаций выпускников НПО проанализируем понятия «компетенция» и «квалификация».
Понятие компетенции определяется как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым. В научной литературе выделены следующие существенные признаки компетенций.
1. Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний.
«Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным». Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.
2. Компетенция формируется в результате осознанной деятельности.
Для того чтобы стать генератором компетенций, деятельность должна приобрести смысл для учащихся, стать осознанной деятельностью.
3. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.
Для приобретения компетенций учащийся должен стать субъектом данной осознанной деятельности.
4. Природа компетенций
носит контекстуальный
Значительная роль в проявлении компетенций принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенций внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. «Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она одновременно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности».
5. Компетенция развивается,
Для формирования компетенций важен процесс совершенствования. Быть компетентным значит обладать определенным уровнем мастерства, совершенства владения деятельностью.
6. Многосторонний, разноплановый и системный характер компетенций.
Таким образом, компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т.ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей.
ФГОС НПО определяет следующие общие компетенции выпускников:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.
Думается, что список компетенций выпускников НПО необходимо дополнить следующими компетенциями:
– компетенцией, способствующей развитию творческих качеств личности, – способность создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью;
– компетенцией, развивающей эстетическую чувствительность, ощущение прекрасного в реальной действительности, – способность усваивать эталоны красоты и дизайна, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности;
– компетенцией, развивающей сенсомоторные способности (координацию действий, быстроту реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.).
«Квалификация» – это степень и вид профессиональной
обученности (подготовленности) учащегося
для выполнения им определенной работы.
Устанавливается в виде разряда или категории.
В новых ФГОС НПО заложена
идеология интерпретации
Системообразующим компонентом ФГОС нового поколения выступают квалификационные (компетентностные) характеристики выпускников. Это определяет системообразующую роль, которую в ФГОС НПО выполняет система описания уровней квалификации, дающая точное и прозрачное для всех сторон (работодателей, системы профессионального образования, самих обучающихся) представление о квалификационных характеристиках выпускников.
Реализация ФГОСНПО требует четкого определения и однозначного описания квалификации, получаемой при освоении того или иного уровня образования. Поэтому разрабатывается Национальная рамка квалификаций (НРК) РФ, в которой обобщенные описания требований к уровням квалификации строятся на описании различий в результатах обучения, выраженных в:
– показателях самостоятельности и ответственности, отражающие вектор развития профессиональной деятельности (в том числе – умственная/физическая) и человека (собственно показатели "самостоятельность" и "ответственность", "цена ошибки", "сложность работы");
– показателях мотивации
и целеполагания как
– показателях развития познавательной деятельности ("работа с информацией", "анализ результатов собственной деятельности", "познание и умение учиться", "умение учить", "широта видения");