Проблемы оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных учреждений НПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 04:32, реферат

Краткое описание

Актуальность: Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
Современный подход к компетенции и квалификации выпускников НПО………………………………………………………………………5
Основные подходы к оцениванию достижений обучающихся……..10
Заключение ……………………………………………………………………....24
Список использованной литературы и источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

151 Сидоренко.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

–  показатель развития коммуникативной составляющей, также  присутствующей в любой  деятельности ("деловое общение").

НРК РФ – инструмент координации  и унификации требований сфер труда  и образования к работнику  и выпускнику. Это система описания уровней квалификации, дающая точное и прозрачное для всех сторон (работодателей, системы профессионального образования, самих обучающихся) представление о квалификационных характеристиках выпускников НПО и кандидатов на рабочие места.

НРК  выполняет триединую  функцию:

– систематизации всех квалификаций, существующих на территории РФ, безотносительно к предметной области с учетом как формального, так и неформального образования, повышения квалификации, самосовершенствования работника и его практического опыта;

– методологической и  методической основы стандартизации профессиональной деятельности и образования, а, следовательно,

– обеспечения качества образования и подготовки кадров.

Национальная  рамочная структура квалификаций РФ, являющаяся важным элементом перспективной  системы стандартизации в образовании, позволит обеспечить существенное расширение автономии образовательных учреждений и со временем станет альтернативой системы государственных образовательных стандартов  в их существующем виде.

Параллельно с НРК РФ вместо устаревших, несопряженных  по уровням образования общероссийских классификаторов сферы образования, предлагается ввести сформированный в соответствии с международными требованиями единый для всей системы образования новый Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП).

Таким образом, компетенциию определяем как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области, а квалификация– это степень и вид профессиональной обученности  (подготовленности) учащегося для выполнения им определенной работы. Устанавливается в виде разряда или категории.  

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные подходы к оцениванию достижений обучающихся

 

Потребность в объективной  оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена  для:

– получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

– выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

– установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

Компетентностный подход позволяет выявить многогранность подготовленности   обучаемых, включающей помимо традиционных званий и  умений, некоторую совокупность психолого-педагогических и профессионально значимых характеристик, которые в процессе оценивания рассматриваются как переменные педагогического измерения. Эти психолого-педагогические характеристики подготовленности, отражающие ориентацию на когнитивное обучение и развитие творческих способностей, в сочетании с оценкой знаний, умений и навыков могут служить многомерной оценкой качества учебных достижений обучающихся.

Наиболее распространенной переменной, оцениваемой традиционными оценочными средствами или тестами, в отечественной профессиональной школе является уровень подготовленности (уровень знаний, умений, навыков), не отражающий, как правило, современные требования к качеству подготовки обучающихся. Этот уровень слабо ориентирован на интегральные междисциплинарные знания, не проверяет степень освоения выпускниками компетенций, включая способность учиться, способность к анализу и синтезу, переносу знаний и умений в новые ситуации, генерации идей и т.д.

Компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.

При оценивании продуктивного уровня учебных достижений большое значение в учебном процессе приобретает такая переменная как креативность. Применительно к задачам педагогической оценки креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач. Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для специалиста на уровне умений:

– самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный переносы знаний и умений в новую ситуацию;

– видеть новую проблему в традиционной ситуации;

– разработать структуру объекта;

– учитывать альтернативы при решении проблемы;

– комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы.

Естественно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты.

Аналогичные проблемы с  измерителями возникают при итоговой государственной аттестации выпускников НПО. Установление соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускника требованиям ФГОС НПО по традиции направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, приобретения умений и навыков.

Однако в современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Также как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты.

В образовательном процессе компетенции могут быть приобретены учащимся, если создаются следующие условия:

  • деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство;
  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
  • четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации;
  • организация продуктивной групповой работы;
  • демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Центральным моментом в  организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Это различные формы открытого, проектного и проблемноориентированого обучения, т.е., это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников. При традиционных формах обучения создаются лишь ограниченные возможности для формирования ключевых компетенций. Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п. способствуют их формированию. 

Изменение условий профессионального  обучения, его форм и методов требуют  изменение системы оценивания достижений учащихся НПО. При этом трудно не согласиться с мнением Т.Г. Новиковой и А.С. Прутченкова о том, что в процессе модернизации системы контроля целесообразно сохранить и распространить все то положительное, что было накоплено в ряде образовательных учреждений страны за последние годы (введение мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования и др.), и изменить то, что тормозит развитие системы профессионального образования (субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности, несопоставимость результатов контроля по школам, недостаточная подготовленность учителей и администрации школ к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений и др.).

На сегодняшний день четкой системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции еще не существует. Система оценивания должна:

  • приводиться к традиционной и быть преемственной к существующей;
  • быть многоуровневой. Предлагаются различные варианты испытаний на разные оценки. Они могут быть как различные по сложности, так и проверяющие различные виды деятельности. При этом ученик сам выбирает и сложность и вид деятельности. Одно и тоже (суммарное) количество баллов может быть набрано различными способами;
  • быть устроена по такой схеме, которая позволяет считать тройку (двойку, четверку) заработанной оценкой. Для того чтобы получить тройку надо, например, выполнить определенную, законченную (самостоятельную) часть теста;
  • быть такой, чтобы максимально возможно исключался субъективизм;
  • как составную часть (элемент) может содержать тестирование, ориентированное на демонстрацию учеником универсальных учебных умений;
  • содержать открытые для всех субъектов образовательного процесса критерии, по которым оценивается уровень достижений учеников;
  • фиксировать и доводить до сведения ученика (возможно, родителя) начальный уровень развития того или иного умения.
  • учитывать не только объективный уровень достижения ученика, но и его продвижение относительно предыдущего испытания (ученик получают право на ошибку, оценивание ориентировано на фиксацию позитивных продвижений, а не недочетов).

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности.

Тесты «на применение». Используются при определении межпредметных компетентностей. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание». По этому принципу построены тесты PISA, а также многие олимпиадные задания.

Портфолио как средство обновления оценки уровня сформированности ключевых компетенций.

Современные образовательные технологии делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности – в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.

Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио». Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Использование технологии портфолио школьника или «папки личных достижений», возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. Портфолио не используется для сравнения учеников между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях, способностях, силе, слабостях и потребностях ученика должны опираться на знание полного диапазона его развития.

В современной практике в портфолио включены также разделы, посвященные планированию будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения.

С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и  его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

    • проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;
    • оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетенций и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Опыт работы с портфолио  в образовательных учреждениях НПО показывает, что портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, портфолио ученика становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой ученика, осознающего собственную субъектную позицию.

Разработан также механизм оценки портфолио, в соответствии с  которым можно оценивать процесс и характер работы над ним, отдельные рубрики по заданным критериям. Оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки заранее известны, открыты и согласованы с учениками.

Информация о работе Проблемы оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных учреждений НПО