Проблемы устранения заикания у дошкольников с использованием игровых приемов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:54, курсовая работа
Краткое описание
Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3-4 Глава I. Теоретические основы изучения проблемы у детей дошкольного возраста Причины и механизмы заикания……………………………….5-9 1.2 Проявления заикания у детей дошкольного возраста ……..10-11 1.3 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников ……………………………………..12-16 Глава II. Проблемы устранения заикания у дошкольников с использованием игровых приемов 2.1 Значение игры в развитии дошкольника ………………….. 17-18 2.2 Особенности поведения заикающихся детей в играх…………19-22 2.3 Характеристика видов игр ………………...................................23-26 2.4 Особенности использования игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста……………………………27-37 Заключение…………………………………………………………38-40 Список литературы.………………………………………………..41-43
Поскольку у заикающихся детей
имеются трудности в усвоении различных
форм общественного поведения, постольку
в их среде не проявляется соответствующая
возрасту игровая активность. Исследование
игровой активности заикающегося ребенка
проводятся в динамике как логопедом,
так и воспитателем. Выясняются, помимо
этого, особенности игр детей в домашних
условиях. И если в начале коррекционного
воспитания логопед определяет принадлежность
каждого ребенка к одной из четырех клинических
групп, то в результате динамического
психолого-педагогичес кого исследования
он устанавливает степень игровой активности
заикающегося. Клиническая картина заикания
уточняется, пополняется, а учет степени
игровой активности позволяет логопеду
целенаправленно создавать устойчивые
играющие коллективы заикающихся детей.
Это способствует воспитанию у них общественно
го поведения и в целом социальной реабилитации.
В результате исследования
игровой активности заикающегося ребенка
определяется его принадлежность к одной
из следующих групп:
Группа А-дети способны сами предложить
тему игры и принять ее от сверстников,
распределить роли и согласиться на роль,
предложенную товарищем. Они активно участвуют
в приготовлении игрового места, вносят
предложения по сюжету, согласовывают
свои замыслы с действиями сверстников,
выполняют правила и требуют их выполнения
от участников игры.
Группа Б - дети умеют предложить тему
игры, распределить, роли, дать указания
в ходе подготовки игрового места, иногда
конфликтуя при этом с детьми. В процессе
игры они навязывают играющим свой сюжет,
не умеют и не хотят согласовывать свои
действия с замыслами других участников
игры, нарушают ее правила.
Группа В - дети принимают тему игры и
роль от товарищей, активно со всеми готовят
игровое место, по ходу игры высказываются
редко, свою деятельность согласовывают
с замыслом товарищей, выслушивая от них
пожелания по поводу исполнения роли.
Правила игры дети выполняют, своих правил
не устанавливают и не требуют исполнения
правил от играющих товарищей.
Группа Г - дети способны играть, только
принимая тему и роль от сверстников или
взрослого, игровое место готовят по указанию
более активных участников игры или с
помощью взрослого; предложения по сюжету,
высказывают, действия с замыслом играющих
согласовывают только по совету более
активных детей. Правила игры соблюдают
под контролем взрослого или играющих; отмечается
пассивность.
Группа Д - дети редко участвуют в игре
сами, затрудняются входить в игру даже
после предложения темы и роли товарищей
или взрослым. По подсказке других готовят
игровое место и в ходе игры выполняют
действия и правила, предложенные играющими; выраженная
пассивность, полное подчинение решениям
товарищей.
Естественно, что логопед, целенаправленно
используя игровую деятельность, постепенно
способствует переходу заикающихся детей
из групп Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение
заикающихся детей нормализуется успешно
уже в начале - середине коррекционного
курса, особенно у детей I и II клинических
групп. Довольно часто эти дети обладают
высокой степенью игровой активности
и распределяются в группы А, Б, В. Именно
на них ориентируются логопед и воспитатель
при создании устойчивых игровых коллективов.
Дети из III, IV клинических групп имеют низ
кий уровень игровой активности, относятся
в группы Г, Д. Они требуют длительного
психолого-пёдагогического воздействия,
осторожного и продуманного развития
их игровой активности, но не всегда успешно
осуществляется их продвижение, и не все
дети из III и IV групп достигают высокой
степени игровой активности.
Развитие игровой активности
заикающихся детей, перевоспитание особенностей
личности и поведения, воспитание речи
и в целом устранение заикания осуществляется
через систему разнообразных игр, составляющих
методику игровой деятельности.
Остановимся кратко на характеристике
игр и их положительном влиянии на заикающегося
ребенка.
2.3 Характеристика
видов игр
Дидактические игры
Разнообразные дидактические
игры на развитие слуха, дыхания, голоса,
звукоподражания, игры с разборными игрушками:
матрешками, бочонками, пирамидами, шарами,
башенками с кольцами, домино, лото, игры
с куклами и т. д. - развивают зрительное
и слуховое восприятие, внимание, мелкую
моторику, подражательность, произвольную
память и на простом речевом материале
знакомят детей с разными образцами речи,
данными логопедом. Дидактические игры
с четкими, строго упорядоченными правилами
и действиями ставят всех заикающихся
детей в равное положение, что способствует
воспитанию у них дисциплинированности,
собранности, выдержки. Выбор водящего,
сначала с по мощью логопеда, а затем самостоятельно,
приучает детей к спокойному началу игры,
правильному ее развитию и окончанию.
В дидактических играх наибольшее значение
приобретает образец речи логопеда. Неизменность
данных логопедом речевых стереотипов,
способствует в начале курса занятий спокойному
общению детей. Отсутствие вследствие
этого задержки в речи, не нарушает течения
игры. По мере усвоения активного поведения
и правильной речи дети все реже пользуются
готовыми речевыми стерео типами, поскольку
самостоятельная организация игры требует от
них и самостоятельных форм общения. Дидактические
игры, несущие скрытую педагогическую
цель -сформировать у детей правильную
речь, одновременно дают им определенные
знания, обогащают словарный запас, совершенствуют
грамматический, строй речи, психические
процессы, и прежде всего познавательные.
Так, в играх с народными дидактическими
игрушками развивается восприятие цвета,
величины, формы предметов. Целый ряд игр
направлен на развитие сообразительности.
В играх с картинками дети классифицируют
предметы и явления, что развивает связанные
с этим умственные действия, операции
обобщения и сравнения и т. д.
Игры с пением
Для заикающихся детей полезны
игры с пением - хороводы, и игры-инсценировки,
В них широко используются плясовые, хороводные
мелодии с ярким мелодическим началом
и простой песенно-ритмической основой.
В этих играх у детей развивается умение
владеть своим телом, соотносить темп
и ритм движений с темпом и ритмом музыки,
выразительность движений - с характером
музыкального сопровождения. Воспитание
указанных умений положительно влияет
на речь. Игры с пением развивают у детей
произвольное поведение, нормализуют
переключаемость процессов возбуждения
и особенно торможения, поскольку движение
организуется в соответствии с музыкой
во времени и в пространстве. При исполнении
роли ребенку необходимо ото брать нужный
«запас» движений, своевременно их применить,
затормозить ненужные в данный момент.
Это способствует воспитанию находчивости,
инициативы, воли и умению планировать
ряд последовательных движений.
Кроме этого, игры с пением развивают
внимание (необходимо слушать мелодию,
выдерживать паузы, вовремя вступать в
игру, менять движение и пр.), чувство коллективизма,
ответственности за общую игру; совершенствуют
просодические компоненты речи; способствуют
уже в начале курса использованию творческих
элементов в играх.
Подвижные игры
С заикающимися детьми проводятся
игры средней и малой подвижности, чтобы
не нарушать у детей темпа дыхания и речи.
Выделяют подвижные игры с простыми движениями,
подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные.
В играх с простыми движениями с мячом,
обручем, лентой, флажками дети передают
общий характер движений, реагируют на
одни сигналы и удерживаются от других,
координируют движения рук, ног, сочетают,
движения с речью. Подвижные игры с сюжетом
могут быть с равноправными участниками
и с отношениями управления-подчинения.
В первом случае каждый заикающийся вносит
посильную долю в общую игру, во втором
- требования к поведению каждого играющего
повышаются, выявляя у детей организаторские
качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного
характера (кегли, бабки, игры с мячом,
шарами) проводятся для закрепления активного
поведения и речи, они способ ствуютсвободному
общению, детей и вне игровой деятельности.
Все подвижные игры с правилами воспитывают
у детей организующее поведение, самостоятельность,
инициативу, выдержку, решительность,
чувство товарищества. Под воздействием
логопеда, отмечающего, кто как играет,
кто помогает другому, а кто стремится
выиграть только сам, у детей- появляется
понимание роли организатора игр, стремление
к повышению своей игровой активности.
Дети соблюдают правила игры, сознательно
их изменяют, дополняют, стараются справедливо
распределять роли, быть выдержанными
и объективными при оценке результатов
игры и игровом поведении товарищей. В
силу этого подвижные игры с правилами
положительно влияют на личность заикающегося,
способствуя мягкой коррекции ее отклонений.
Игры-драматизации
В играх-драматизациях (стихотворного,
текста, прозы, в на стольный, пальчиковый
театр) слово связано с действиями персонажей,
с рисованием, конструированием декораций,
с целенаправленной сценической атрибутикой.
В данных играх разыгрываются
готовые тексты. Поэтому логопед отбирает
из произведений детской литературы тексты,
имеющие воспитательную ценность, отличающиеся
динамизмом, насыщенностью, глагольной
лексикой, четкой последовательностью
событий и действий, художественной выразительностью
языка, простотой построения фразы. Дети
участвуют вначале в хоровой драматизации,
затем переходят к индивидуальному проговариванию
роли с помощью логопеда и самостоятельно.
Игры-драматизации воспитывают
у детей выразительность движений и речи,
воображение, фантазию, творческую самодеятельность,
организаторские, режиссерские качества.
Они способствуют коррекции личностных
особенностей заикающихся, положительно
влияют на детей III и IV клинических групп,
повышая их игровую активность. Совершенствуются
внимание детей, зрительная ориентировочная
реакция на собеседника, подражательность
как основа самостоятельности.
Игры-драматизации стихотворений
и прозы дают сюжеты для игр настольного,
кукольного и пальчикового театров. Они
готовят детей к развернутому, связному
и последовательному изложению мыслей,
упорядочивают, их речевую деятельность,
способствуют возникновению на их основе
творческих игр.
Творческие игры
Творческие игры отражают высокий
уровень самостоятельности и самоорганизации
детей в деятельности. У заикающихся детей
эти качества воспитываются вначале в
творческих играх по предложению логопеда
(взрослого), затем по замыслу самих детей.
Главным моментом творческой
игры является выполнение роли. Ребенок
создает образ действиями, словом в процессе
общения с другими участниками игры. Поэтому
творческие игры формируют у заикающихся
детей умение выполнять правила поведения
в той или иной взятой на себя роли и вне
ее, соблюдать требования партнерства,
разрешать возникающие конфликты.
Творческие игры обогащают
социальный опыт заикающихся детей, способствуют
воспитанию и развитию у них активного
по ведения, самоорганизации в любой деятельности,
и прежде всего в речевой.
2.4 Особенности
использования игровой деятельности
в устранении заикания у детей
дошкольного возраста
В коррекционно-воспитательной
работе с заикающимися деть ми все игры
используются с учетом ряда принципов.
В первую очередь
реализуется принцип деятельности.
Каждую игру следует считать
деятельностью, а систему игр
рассматривать как совокупность
разных деятельностей, связанных
между собой. Отсюда игра всегда
предполагает выбор темы, сговор
детей на игру, распределение
ролей, начало, развитие, завершение
игры и оценку поведения детей.
Такое понимание игры, позволит
логопедам не смешивать игровое
упражнение (с мячом, с проговариванием
стихотворения под движения и
т. п.) и игру как деятельность.
Принципы систематичности,
последовательности и учета возраста
позволяют распределить игры в определенной
системе с выделением наиболее значимых
для каждого возраста видов игр. Последовательность
развития игры на логопедических занятиях
у заикающихся детей иная, чем у их правильно
говорящих сверстников. Если у хорошо
говорящих детей взрослый, используя игру
как средство воспитания, опирается в
первую очередь на творческие игры детей,
то в коррекционном курсе игра проходит
иной путь: от игр с готовым содержанием
и данными в них правилами к играм творческим.
Такая последовательность использования
игр позволяет учитывать клиническую
картину заикания, особенности поведения
детей и создает условия для развития
у заикающихся детей самоорганизации
и активности в поведении и речи.
Ведущее место в работе с заикающимися
детьми 4-5 лет на протяжении всего коррекционного
курса занимают игры с пением (хороводы).
Они проводятся на каждом занятии и оказывают
благотворное влияние на нерешительных,
замкнутых детей III и IV групп: позволяют
привыкнуть к логопеду, к товарищам по
занятиям, к коллективным требованиям,
так как от детей в этих играх не требуется
активного поведения. Дети I и II групп быстрее
других, усвоив навыки облегченных форм
речи (сопряженной и отраженной), становятся
водящими. Излишняя несдержанность их
поведения, двигательное беспокойство
тормозятся общим спокойным характером,
игры и необходимыми по ходу песни движениями,
такими, как ходьба, плавные повороты туловищем,
наклоны вперед и в стороны, поднятие рук
вверх, опускание их вниз или на пояс и
т. п. После объяснения логопеда о помощи
друг другу в совместных играх дети I и
II групп стараются не торопиться, подождать
более медлительного товарища по игре.
В свою очередь, дети III и IV групп становятся
активнее в движениях, смелее, при исполнении
роли, поскольку видят свое равное положение
со всеми.
Развитие игровой активности
продолжается в процессе подвижных игр
с правилами, которые по значимости их
для заикающихся детей 4-5 лет стоят на
втором месте. Детям этого возраста с трудом
удаются игры в мяч, поэтому в играх для
развития движений рекомендуются ленты,
флажки, цветы, обручи. Подвижные игры
с сюжетом проводятся уже при воспитании
сопряженно-отраженного произношения.
Объяснив правила игры, логопед сам назначает
ведущего и вместе с ним проговаривает
текст, дети выполняют движения. Меняя
ведущих, логопед проговаривает материал
игры со всеми детьми поочередно. В это
время проводится одна подвижная игра
на два занятия, так как основное число
детей III и IV групп еще не могут активно
участвовать в них, а дети I и II групп резко
повышают двигательную активность. Их
поведение дисциплинируется тем, что логопед,
вместе с ними выбирают ведущего или водящего
в играх считалкой: кто выйдет первым,
тот и водит, и возбудимому, чрез мерно
требовательному ребенку приходится подчиниться
правилам игры. Соблюдение правил с помощью
логопеда сдерживает эгоистическое стремление
детей-лидеров всегда быть первыми и поощряет
менее активных детей.