Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить методику выполнения творческих проектов по технологии в начальных классах.
Задачи:
Изучить теоретические основы применения методики проекта в обучении.
Составить планы-конспекты уроков выполнения и защиты проектов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Проектная деятельность на уроках в начальной школе 5
1.2 Метод проектов на уроках технологии в начальных классах 9
2. Методика организации проектной деятельности на уроках технологии 14
2.1 Методические рекомендации 14
2.2 Планы конспектов уроков с использованием метода проектов 15
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание проверенное.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов

Кафедра методики начального образования

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии»

 

 

                                                                      Выполнила:

    студентка ФНК– 12 (с)

                                                                               Кириллова И.Г.

                                                                 Научный руководитель:

                                                                  старший преподаватель

_________В. А. Светлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2012

 

Содержание

Введение            3

1. Теоретические основы проектной деятельности на уроках технологии 5

1.1 Проектная деятельность на  уроках  в начальной школе    5

1.2 Метод проектов на уроках  технологии в начальных классах   9

2. Методика организации  проектной деятельности на уроках технологии 14

2.1 Методические рекомендации        14

2.2 Планы конспектов уроков  с использованием метода проектов  15

Заключение           26

Список использованных источников       28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.   

 Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»[1, с 30].

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду, это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.  Очерченные проблемы уже обусловливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов с позиций возможности их решения. Надо оговорить только, что новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы. [1, с.10].

Цель: изучить методику выполнения творческих проектов по технологии в начальных классах.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы применения методики проекта в обучении.
  • Составить планы-конспекты уроков выполнения и защиты проектов.

Объект исследования выступает - методика обучения на уроках технологии.

Предметом является методика выполнения творческих проектов по технологии.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

1. Теоретические основы проектной  деятельности на уроках технологии

1.1 Проектная деятельность на уроках  в начальной школе

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. [11,с.55]

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [4, с.25].

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий используют:

•   проблемное введение в тему урока;

•   постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•   совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•   групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•   выдвижение идеи (мозговой штурм);

•   постановку вопроса (поиск гипотезы);

•   формулировку предположения (гипотезы);

•   обоснованный выбор способа выполнения задания;

•   составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•   поиск дополнительной литературы;

•   подготовку доклада (сообщения);

•   самоанализ и самооценку, рефлексию;

•   поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. [6, с.34].

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Метод проектов на  уроках технологии в начальных классах

Метод проектов (с греч. «путь исследования») – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

В связи с вышесказанным учебный творческий проект – это разработка и изготовление изделия (от идеи до ее реализации), обладающего субъективной новизной и выполненного под руководством учителя. Содержание учебных проектов для младших школьников  - это система задач и способов их решения по выбору проектного задания (тематике проекта), его выполнения, качественного анализа и возможностей реализации конечного результата проектной деятельности. Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Учащиеся, пробуя и ошибаясь и вновь находя правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что пригодиться в дальнейшей деятельности. Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, не только познают что – то новое, но и учатся четко, правильно и красиво выражать свои мысли (работа по развитию речи); проводя, путь элементарный, расчет себестоимости, количества необходимого материала, ученики не только осваивают основы экономических знаний, но и учатся правильно считать (закрепляют изученные математические действия);обдумывая использование необходимых для выполнения проекта материалов и экологически обосновывая свой замысел, углубляют знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах. [5, с.76].

Группа авторов во главе с В.Д. Симоненко разработала общую структуру проектной деятельности в начальной школе, выделив следующие этапы:

  1. организационно-подготовительный,
  2. технологический,
  3. заключительный.

Рассмотрим наполняемость этих этапов содержанием.

  1. Организационно – подготовительный этап.

Цель данного этапа – обобщение и систематизация изученного в течение года или нескольких лет, отработка общеучебных умений.

Средства деятельности на данном этапе- личный опыт детей, родителей, учителя, все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся на этом этапе.

Результат деятельности – приобретение новых знаний и умений (в процессе исследования проблемы, поиска оптимальной конструкции), а также готовые графические документы (эскизы, рисунки, схемы, чертежи, графики, технологическая карта и др.).

Информация о работе Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии