Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить методику выполнения творческих проектов по технологии в начальных классах.
Задачи:
Изучить теоретические основы применения методики проекта в обучении.
Составить планы-конспекты уроков выполнения и защиты проектов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Проектная деятельность на уроках в начальной школе 5
1.2 Метод проектов на уроках технологии в начальных классах 9
2. Методика организации проектной деятельности на уроках технологии 14
2.1 Методические рекомендации 14
2.2 Планы конспектов уроков с использованием метода проектов 15
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание проверенное.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Содержание данного этапа:

  • поиск проблемы – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека;
  • выбор проекта и его обоснование – осознание, зачем и почему надо выполнить этот проект, каково его значение , какова основная задача предстоящей работа (предметом деятельности выступает не только создаваемый материальный продукт, но также ЗУН), анализируется степень важности проекта, его полезность для общества и личная польза, у учащихся формируются познавательные и социальные мотивы;
  • обобщение и систематизация раннее изученного материала, имеющего отношение к проекту, осознание готовности его выполнить, определяется посильность проекта, ограниченность ресурсов в школе и дома, экономическая и экологическая целесообразность;
  • выбор и анализ конструкции изделия, его воплощение в графических документах (эскиз, рисунок, чертеж) – рассматриваются разные варианты конструкций, производится выбор оптимального варианта, который станет основой будущего проекта;
  • выбор материалов, инструментов, приспособлений, необходимых для работы;
  • составление алгоритма (плана) предстоящей работы (составление технологической карты);
  • определение критериев контроля за качеством;
  • организация рабочего места.
  1. Технологический этап.

Цель данного этапа – качественное и правильное выполнение трудовых операций.

Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, а также ЗУН, получаемый или закрепляемый в процессе его создания.

Средства деятельности - инструменты и приспособления, с которыми работает  учащийся, личный и социальный опыт.

Результат деятельности – приобретение ЗУН, причем особенно навыков, и само изделие.

Содержание данного этапа:

  • Выполнение технологических операций при соблюдении технологической и трудовой дисциплины, культуры труда;
  • Поэтапный самоконтроль за качеством.
  1. Заключительный этап.

Цель данного этапа – анализ проделанной работы, окончательный контроль за качеством.

Предмет деятельности  - документация по проекту. 

Средства деятельности на данном этапе - личный и коллективный опыт, чертежно-измерительные инструменты и оформительские средства.

Результат деятельности – защищенный проект.

Содержание данного этапа:

  • окончательный контроль за качеством проекта;
  • испытание и корректирование проекта;
  • экономические расчеты (4 класс);
  • разработка товарного знака и рекламного проспекта (по желанию);
  • анализ проделанной работы и результата труда;
  • защита проекта перед одноклассниками.

Учащиеся разрабатывают проекты, начиная с четвертой четверти 2-го класса. До этого периода детей надо подготовить к проектной деятельности. Этому способствуют:

  • организация процесса обучения на основе продуктивных методов  - частично-поискового, исследовательского;
  • активное и осознанное вовлечение учащихся в процессе технологического анализа задания, выполняемого на уроке (анализ образца изделия, выбор материалов, инструментов, планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда);
  • дизайн-упражнения – творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех основных направлениях (полезность изделия, его надежность и эстетичность);
  • составление «звездочки обдумывания», которая может использоваться и при разработке проекта.

в процессе неоднократных исследований проектной деятельности школьников разными авторами предлагались различные ее алгоритмы, ориентированные на разный возраст детей, на различный уровень подготовки к проектной деятельности. Мы хотели бы предложить обобщенный алгоритм проектной деятельности для учащихся начальной школы:

  1. поиск проблемы;
  2. варианты решения проблем;
  3. подготовка к реализации ее решения;
  • выбор материалов,
  • выбор инструментов (учет техники безопасности),
  • выбор оптимальной конструкции;
  1. изготовление проекта;
  1. рефлексия (самоконтроль);
  2. доработка и усовершенствование проекта;
  3. защита проекта. [10, с.43].

Наибольшую трудность для учителя представляет оценка проектной деятельности учащихся. Она должна включать в себя совокупность анализа и оценки всех этапов выполнения творческого проекта на основании выбранных критериев. Оценивание проекта дает учителю возможность выяснить степень усвоения учениками учебного материала, выявить пробелы в ЗУН, обнаруженные конкретными учениками и т.д.

Систематическое наблюдение и контроль за выполнением проекта, поощрение за хорошую работу и критика плохой побуждает учащихся к добросовестному выполнению работы, формированию у них положительных морально – волевых качеств (самостоятельности, организованности, старательности, инициативности, способности преодолевать трудности и т.д.).

Оценка проекта должна иметь интегративный характер и включает в себя все этапы его выполнения. Учителю необходимо вести записи, например в контрольном листе проекта, предложенном в исследованиях В.Д. Симоненко и его соавторов.

Проектный метод имеет огромный развивающий потенциал. Однако в школах к этому методу зачастую подходят формально, не реализуя и половины его возможностей, а ведь с его помощью можно значительно облегчить осуществление поставленных  современным образованием перед начальной школой задач. [7, с.80].

 

2. Методика организации  проектной деятельности на уроках  технологии.

2.1 Методические рекомендации.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

         Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

           Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу. [3, с.78].

 

2.2 Планы конспектов уроков  с использованием метода проектов.

Тема: профессии наших родителей. 2 класс УМК «Гармония»

Цель: расширить знания детей о разнообразном мире профессий, и  важности труда в любой профессиональной деятельности.

Задачи:

  • показать ученикам значимость их родителей в жизни общества;
  • способствовать усвоению детьми нравственных и этических норм;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок-проект

Оборудование:  компьютер+проектор, презентации, выставка рисунков по теме, карточки с заданиями для групп, мешочек с предметами, мячик.

Подготовительная работа:

  • родительское собрание ;
  • экскурсии на рабочие места родителей;
  • подбор материала о профессиях
  • конкурс рисунков «Профессии моих родителей»;
  • оформление презентаций.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка учебных задач урока.

-Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю! Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды.

-Можете ли вы сейчас  это сделать ? ( )Действительно, вам надо прежде вырасти и выучиться. А школа – начало пути к любой профессии. Тема сегодняшнего урока: «Профессии наших родителей». Мы с вами проделали большую  работу, прежде чем провести этот урок:  ходили на экскурсии, рисовали, фотографировали. И вот сегодня подводим итог. Это не точка в ваших знаниях о профессиях, мы продолжим изучать эту тему в 3,4 классе.

-Кто может мне ответить, для чего мы изучаем эту  тему?  (гордиться родителями)

  Сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то узнает что- то новое. Я предлагаю послушать ребят, которые подготовили выступления о своих родителях, вы внимательно слушайте и затем задавайте вопросы.

  1. Защита презентаций.
  • Звукорежиссёр
  • Кастелянша
  • Учитель
  • Механизатор
  • Продавец
  • Домохозяйка
  1. Физминутка. (Звучит  музыка.  Дети имитируют работу повара, уборщицы, прачки, спортсмена)
  1. Применение полученных ранее знаний. Работа в группах.

1.Проведём разминку. Игра «Доскажи словечко»: (учитель читает начало предложения, группы  по-очереди дополняют строчку в рифму)

Трактор водит… (тракторист),            В шахте трудится … (шахтёр),

 Электричку – … (машинист),              В доме свет провёл… (монтёр),

 Стены выкрасил … (маляр),                В жаркой кузнице – … (кузнец),

 Доску выстругал… (столяр),               Кто всё знает – молодец!

Задание 1 группе.

  1. Какими личными качествами должны обладать представители данных профессий. Сделай соответствие.

Профессии

Личные качества

продавец

аккуратность

механизатор

ответственность

кастелянша

трудолюбие

учитель

доброжелательность

врач

вежливость

звукорежиссёр

грамотность

библиотекарь

заботливое отношение к людям


  1. Назови самую важную профессию.

Задание 2 группе.

  1. Какие учебные предметы необходимо знать, чтобы быть хорошим специалистом . Сделай соответствие.

Профессии

Учебные предметы

продавец

русский язык

механизатор

математика

кастелянша

окружающий мир

учитель

литературное чтение

врач

технология

звукорежиссёр

 

библиотекарь

 

 

  1. Представителям  какой  профессии  необходимо учиться больше других.

Вывод: Все профессии нужны, все профессии важны. Важно не то, кем ты работаешь, а то, как ты работаешь. На этот счёт есть замечательные  слова Л.Н.Толстого:

«Стыдиться можно и должно

не какой-либо работы,

 хотя бы  самой нечистой,

 а только  одного: праздной жизни»

  1. Игра «Волшебный мешочек»

Информация о работе Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии