Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить методику выполнения творческих проектов по технологии в начальных классах.
Задачи:
Изучить теоретические основы применения методики проекта в обучении.
Составить планы-конспекты уроков выполнения и защиты проектов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Проектная деятельность на уроках в начальной школе 5
1.2 Метод проектов на уроках технологии в начальных классах 9
2. Методика организации проектной деятельности на уроках технологии 14
2.1 Методические рекомендации 14
2.2 Планы конспектов уроков с использованием метода проектов 15
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание проверенное.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Каждая профессия связана с какими-то предметами, орудиями труда, я предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек»

(Дети вынимают предметы  из мешочка и говорят в какой  профессии нельзя обойтись без  этого предмета).

 Кисть (художник) , микрофон(звукорежиссёр), гвоздь (строитель), расчёска (парикмахер), конверт (почтальон), шприц (врач), нитки (портной), ключ (механизатор), соска (домохозяйка), ручка(учитель)

  1. Рефлексия.

Труд строителя всем нужен? Да

Нужен всем  вкусный ужин? Да

Доктор, чтобы всех лечил? Да

И учитель, чтоб учил? Да

Летчик нужен, чтоб летать? Да

Ну, а ты кем хочешь стать?

Сейчас я вам дам мячик, мы проведём заключительную игру «Я мечтаю стать…, потому что…»

У нас на уроке присутствует мама… она попросила слово, чтобы выступить с напутствием от родителей.

Родительница:

Дети, кем бы вы ни стали –

Врачами или артистами,

Космонавтами, трактористами,

Есть одно пожелание важное:

Чтобы были вы

Хорошими гражданами.

Гражданин великой своей Родины

Должен быть добрым и благородным,

Умным, честным, великодушным,

Работящим, законопослушным.

Любить свою семью, своих близких,

Не допускать даже помыслов низких.

А если сказать без пафоса, проще!

Будьте, ребята, людьми хорошими!

Учитель: Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. А что их всех объединяет? (Что они трудятся не только для себя, но и для других людей.)  Спасибо всем.

 

 

Литература

  1. Педсовет.- 2009.-№11.- с. 2 – 7
  2. Праздник в школе. На крыльях мечты.- 2007.-с.90 – 96
  3. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников.- СПб.: Питер, 2009.-272 с.
  4. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков.- СПб.: Питер, 2008.- 160 с.
  5. Энциклопедия для детей. Выбор профессии/ глав. Ред. Е. Ананьев.- М.: 2003.- 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Новый год (с. 80—83). УМК «Перспектива» 

Класс: 1  

Цели: научить приемам обрывания бумаги по контуру рисунка, конструированию изделий, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности; познакомить со значением труда и праздников в жизни человека. 

Ход уроков      

• Вводная беседа      

Мы все любим праздники. Но для того чтобы сделать праздник веселым, ярким, интересным, нужно к нему подготовиться: купить подарки, сочинить поздравление. Но есть еще одно очень важное дело — это украшение квартиры и праздничного стола. Как вы готовитесь к празднику?      

• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Украшение на окно»      

План работы в учебнике на с. 80.      

• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Украшение на елку»      

План работы в учебнике на с. 82.      

• Проект «Украшаем класс к Новому году»       

• Подводим итоги       

Как люди готовятся к Новому году?

Тема: Овощи  и фрукты. 1 класс УМК «Школа России»

Цели урока: - систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;

  • познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
  • формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
  • развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
  •   привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и    фруктами) и здорового образа жизни;
  • повторить правила гигиены,  воспитывать необходимость выполнения важнейших правил личной гигиены;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.

Оборудование: 1. Рисунки овощей и фруктов, о которых говориться в загадках;  2. Таблички «Овощи», «Фрукты» 3. Выставка поделок  и блюд из овощей и фруктов; 4. Загадки; 5. Цветные карандаши, листочки бумаги - у каждого ученика; 6. Выставка книг об овощах и фруктах.

Ход урока

    1. Организационный момент

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб здоровыми быть надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

II. Актуализация знаний.

1) - Отгадайте загадки!

     На жарком солнышке подсох

     И рвется из стручков... (Горох)

   Прежде чем его мы съели,

   Все наплакаться успели. (Лук)

     Он круглый и красный,

     Как глаз светофора.

     На грядке нет сочней ... (Помидора)

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зеленым хохолком на голове?    (Редис)

Летом - в огороде,

 Свежие, зеленые,

 А зимою - в бочке,

  Крепкие, солевые. (Огурец)


Учитель читает вторую группу загадок, и на доску вывешивается вторая группа рисунков - фрукты.

Желтый, круглый, ты откуда? –

Прямо с солнечного юга.

 Сам на солнышко похож

Можешь съесть меня, но только

 Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь? (Апельсин)

Само с кулачок,

 Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь сладко. (Яблоко)


- Отгадайте ребус:  ана

                                     С          (Ананас)

2) После этого учитель  показывает таблички со словами «ОВОЩИ», «ФРУКТЫ» и просит расположить их над соответствующей группой рисунков.

- Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи - в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи - нет, хотя сладковатая морковь — овощ.)

III. Работа над новой темой

Учитель:

- К этому уроку вы  очень хорошо подготовились, провели  интересное расследование, и каждая  группа спешит порадовать остальных своими знаниями.

1) Отчёт группы «Овощи».

-  Какие овощи выращивают  в нашей местности?

Авраменко Олег:

Весной я маме и папе помогаю на огороде сажать картошку, лук, морковку. Мама высаживает рассаду капусты, перца, помидоров. А я помогаю ей поливать. Ещё я знаю, что чеснок сажают на зиму и накрывают.

Я расскажу о картошке…

Андреещев Сергей:

Я с мамой и папой ходил на овощной рынок. Там продают много овощей, которые растут и у нас на огороде. Это картофель, помидоры, огурцы, капуста, лук, чеснок, свёкла, кабачки, перец.

Я расскажу о помидорах…

Мотаёва Надя:

- У моей мамы есть  журнал «Приусадебное хозяйство». Там написано, как правильно высаживать  и ухаживать за морковкой. Мама  мне помогла оформить стенгазету  для урока «Морковь – лакомство  гномов». Мы из журнала взяли картинки и текст….

2) Отчёт группы «Фрукты».

Моргун Дима:

- Я с родителям был  на овощном рынке. На нём продают  и фрукты, которые выращивают  в нашей местности. Это яблоки, груши, арбузы.

Я расскажу о пользе яблок….

Путилин Саша:

- Я с мамой был в библиотеке, где очень много книг. Библиотекарь нам дала толстую книгу «Энциклопедию растений». С собой нам книгу не разрешили взять, поэтому мама выписала из неё на листочек про ягоду малину. Я вам про неё сейчас расскажу…

Учитель: -  Какие фрукты выращивают в нашей местности, а какие привозят из далеких краев?

Собина Настя:

К нам привозят следующие фрукты:

Лимон кислый из-за большого количества витамина С. Лимонное дерево - небольшое растение высотой до 3 метров. Веточки его с колючками. Листья крупные, яйцевидно-овальные.

Апельсин. Плоды его очень сладкие, ароматные. Дерево похоже на дерево лимона, только без колючек.

Чернышева Арина:

Бананы созревают на банановых пальмах, которые всего 3 метра в высоту. Почти на каждом стволе банана плоды висят громадными гроздьями от 50 до 140 штук.

Ананас – вечнозелёное растение, длина которого до 80см. в пищу употребляют мякоть и сок ананаса.

3) Отчёт группы «Витамины».

- Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи содержит  витамины, необходимые для нашего  организма?

Черников Кирилл:

- Моя мама выписывает  журналы и газеты про здоровье. Они называются «ЗОЖ» - здоровый  образ жизни. В этих журналах  много пишут про витамины, которые  содержатся во всех овощах  и фруктах. Если есть много  овощей и фруктов со своего  огорода, то болеть никогда не будешь.

Слово «витамин» образовано от латинского слова, которое в переводе означает «жизнь». Витамины  - это группа веществ, разная по химическим свойствам

Растительные продукты в питании человека являются основным источником витаминов, минеральных элементов и органических кислот, кроме того, они содержат белки, ферменты, жиры и углеводы. Витамины стимулируют обменные процессы в организме, и их набор должен быть полноценным. Недостаток каких-либо питательных веществ или витаминов приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов и может послужить причиной заболевания.

Юсупов Руслан:

- Я принёс поделки  из моркови и рисунок.

Витамин А: Витамин А — это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно и молоке, моркови и зеленом луке.

Шанина Катя:

- Я раньше не любила  лук и чеснок, т.к. они горькие. Теперь я узнала, что они очень  полезные, в них есть витамин  С.

Витамин С: Я прячусь в чесноке, капусте, луке, но всех овощах, фруктах, ягодах.

Во саду ли, в огороде

Вы меня всегда найдете.

А кто летом в лес пойдет.

 Тот в корзинке  принесет!

Чучупал Настя: Витамин В. Витамины группы В поддерживают нервную систему и играют ключевую роль в процессах запоминания. Эти витамины есть в зелёных овощах, в хлебе из муки грубого помола, молочных продуктах.

Шестаков Андрей. Витамин Д. Я сохраняю вам зубы. Без меня зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Меня можно найти в молоке, рыбе, твороге.

Витамин Е. меня много в зелёных овощах и в подсолнечном масле.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного.

1) Работа с учебником.

Работа продолжается по рисунку на стр. 104 в учебнике. Дети соединяют линиями названия овощей и фруктов и рисунки.

2) Работа в тетради.

Далее дети выполняют задание 1 на стр. 43 в Рабочей тетради: раскрашивают овощи и фрукты (можно работу организовать по группам: 1-я группа - раскрашивает овощи, 2-я - фрукты.)

3) Игра «Урожай».

Учитель:

-У меня есть две  корзины. В одну мы будем складывать  фрукты, а в другую овощи

(Просит встать, если овощ, девочек, если назван фрукт - встают мальчики.)

Сидит красная девица в темнице.

А коса на улице. (Морковь)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает.

Тот слезы проливает. (Лук)

Вверху зелено.

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена.

Вся на солнышке она. (Редиска)

Маленький,

Горький,

Луку брат. (Чеснок)

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные.

Вот такие круглые.

Летом зеленеют.

 К осени краснеют. (Помидоры)

Наши поросятки

Выросли па грядке.

К солнышку бочком

Хвостики крючком

.Эти поросятки 

Играют с нами в прятки. (Огурцы)

Круглое, румяное.

 Я росту на ветке.

Любят меня взрослые

 И  маленькие детки.  (Яблоко).


(Загадки к  уроку нашли и принесли дети)

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, вам наш необычный  урок понравился?

-   Почему надо есть  много овощей и фруктов?

- Чьё выступление вам  запомнилось?

- Понравилось ли вам  работать с друзьями в группе?

- Что вызвало наибольшее  затруднение при подготовке?

 

 

 

Заключение

Проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование и развитие интеллектуальной инициативы. В процессе проектной деятельности происходит развитие практического мышления, обладающего способностью принимать ответственные решения, выделять главные и второстепенные цели деятельности. [1, с.29].

Основной дидактической единицей технологического обучения является проектная деятельность, призванная сформировать у учащихся умения проектировать свою деятельность.

В процессе проектной деятельности формируется креативность психических процессов. Необходимость выработке идей, вариантов, анализ и синтез идей приводят к формированию таких качеств творческого мышления, как гибкость, интуитивность, мобильность, критичность, оригинальность, продуктивность.

Задействована и эмоционально – волевая сфера, это выражается через переживание отношения школьника к содержанию. [9,с.47].

В проектной деятельности формируется положительная мотивация ее как деятельности учебной и тем самым порождается «личностный смысл» проектной деятельности (по А.Н.Леонтьеву), приобретает личностную значимость, проявляются умения преодолевать препятствия для достижения целей проекта. Проектная деятельность несет большой потенциал мотивации системы учебных действий, обеспечивая благоприятную почву для формирования волевых качеств. Проектная деятельность обеспечивает мысленные представления последовательности действий выполнения проекта, создание «хронотопа» (по М.М.Бахтину).

Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовки к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов.

В заключении хотелось бы вспомнить слова В.Гузеева: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Опыт работы над проектной деятельностью в полной мере доказывает это. [7, с.98].

Информация о работе Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии