Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Содержание

Введение………………….……………………...…………………………….…..3

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………..……………………………………5

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………...……………………...…………………5

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..…………….………….………14

Процесс социализации потенциальных правонарушителей…………23

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..………………………………...

2.1Профилактические действия как педагогическая проблема……………

2.2 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...……………………………………………...……...

2.3 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………………………………………………….…..

Заключение……………………..……..…………..……………………………...


Список литературы………………....…………...…………………….…………


Приложения…………………..………………..………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

Третий этап «эстафета» или динамико-статичный  тип форм работы. К этому типу относятся: игра-эстафета, экскурсии, поход, парад (карнавальное шествие).

Игра-эстафета – специально организованное мероприятие, способствующее формированию каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать различные ситуации, задачи и т.д.), для контроля соответствующих  знаний, умений, навыков. Она может  так же способствовать осознанию, взглядов, отношений, ценностей «через проживание»  воспитывающей ситуаций, использоваться для организации коллективного  планирования деятельности. В этом случае дети учатся действовать совместно, прислушиваться умнению других, находить общее решение каких-либо вопросов [6, c. 81].

Экскурсии –  специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им каких-либо экспозиции. Экскурсия  приобщает школьников к искусству, к миру природы, формирует нравственно-эстетические качества личности.

Поход –  специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе походов школьники  учатся вести себя адекватно в  любых обстоятельствах, у них  воспитывается чувство коллективизма, желание прийти на помощь тем, кому трудно.

Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации красоты костюмов, строя и т.д. все это воспитывает у детей  эстетические чувства.

Таким образом, разнообразные формы работы социального  педагога по социализации младших школьников в условиях общеобразовательной  школы являются мощным эмоциональным  катализатором, обеспечивающим успешность в дальнейшей взрослой жизни [16, c. 45].

Использование социальным педагогом разных форм работы способствует интеллектуальному и  физическому развитию ребенка, формированию нового типа мышления, поведения и  социально значимой деятельности, основанных на целостном мировоззрении.

Такие формы  работы с учащимися позволяют  сочетать научно-поисковую, творческую деятельность с изучением жизни  и быта людей, проживающих как  на территории России, так и рубежом, истории нашей страны и других стран. При этом воспитательно-образовательный  процесс происходит в условиях неформального  содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью  совместной деятельности. Это способствует более интенсивному процессу социализации младших школьников, выработке у  них норм социального общения, навыков  ориентации и достаточно большом (по сравнению с семьей, школой, двором) информационном пространстве, а так  же помогает формировать навыки принятия правильного самостоятельного решения  в определенных жизненных ситуациях [21, c. 34].

Важным условием эффективности работы социального  педагога в общеобразовательной  школе является поиск современных  педагогических технологий, позволяющих  удовлетворять потребности современных  школьников. Это ролевые, театрализованные, деловые, организационно–деятельностные, рефлексивно-инновационные и другие организационные и развивающие  технологии. С большой осторожностью, учитывая сложность и психологический  уровень каждого школьника, социальный педагог в своей работе может  применять групповую психотерапию. Это так же способствует более  интенсивной социализации школьника [21, c. 56].

Общеобразовательные школы имеют большую популярность лишь в том случае, если их деятельность имеет четкую общественно значимые цели, если участники стремятся совершенствовать свою деятельность; уделяется внимание каждому участнику и сформирован  благоприятный психологический  климат. Для успешной работы так  же необходимо. создавать определенные условия:

1. Конкретно  и четко формировать конечные  цели, которые определяют его  деятельность.

2. Все формы  работы должны водиться в жизнедеятельность  общеобразовательных школ лишь  при условии их педагогической  целесообразности, соответствия потребностям  и интересам младших школьников.

3. Создание  определенной системы формирования  актива, вовлечение в актив как  можно больше людей.

4. Активное  привлечение членов общеобразовательной  школы к обсуждению планов  работы, проблем жизнедеятельности  школы.

5. Создание  социально-психологического климата.

6. Создание  традиций объединения.

7. пропаганда  деятельности общественного объединения  в СМИ.

Создавая  такие условия в общеобразовательных  школах можно привлечь основную массу  школьников, обеспечивая тем самым  их полноценное развитие и успешную социализацию в обществе [11, c. 56].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальное  исследование ранней профилактики противоправного  поведения несовершеннолетних

 

2.1 ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

2.2 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике

 

 

 Трудновоспитуемость, как и  другие отклонения в нравственном  формировании подростков, представляет  собой не случайный эпизод  в их жизни, а закономерное  следствие длительного процесса  социальной деформации личности. В.Н. Кудрявцев этой связи пишет: "Внешний акт совершения антиобщественного  поступка обычно не происходит  спонтанно; он почти всегда  подготовлен более или менее  длительным процессом формирования  личности... Постепенно, "по крупицам" складываются элементы будущего  антиобщественного поступка, образуются  его основные черты. В большинстве  случаев даже нельзя назвать  тот этап или момент указанного  процесса, где позитивные психологические  элементы поведения переросли  в негативные, антиобщественные. (36, 255,256.)

 

 Для успешного решения проблемы  трудновоспитуемости необходимо  своевременно выявлять и искоренять  самые первые отклонения в  нравственном развитии и поведении  ребенка. 

 

 Исследователи подчеркивают, что  такие отклонения наблюдаются  довольно рано, 3/4 всех трудных  подростков уже в 1-м классе  проявляли крайнюю неустойчивость  поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них оказывались  в положении "изолированных"  и предпочитали дружить со  старшими мальчишками вне школы. (43, 62)

 

 Беседы с учителями начальных  классов и воспитателями старших  и подготовительных групп детских  садов показали, что почти в  каждом из этих классов или групп находится 1—3 (редко 4—6) ребят, которых педагоги не без оснований считают трудными. Эти дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы и болтливы, непослушны. К сожалению, у нас довольно широко распространено еще ошибочное мнение относительно того, что отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует рассматривать как проявление специфических особенностей их возраста — незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и пр.

 

 Действительно, отклонения в  поведении многих ребят в некоторой  мере объясняются спецификой  возраста.

 

 В то же время педагогическая  практика показывает, что уже  в самые первые дни пребывания  в школе некоторые ребята допускают  такие нарушения, которые никак  нельзя объяснить их возрастными  особенностями. Здесь мы имеем  дело с недостатками или серьезными  просчетами воспитания ребенка  в период его раннего и дошкольного  возраста, результаты которых становятся  особенно заметны с поступлением  ребенка в школу. В одних  случаях это недостаточно выраженные  отклонения в одном или даже  нескольких видах отношений. Например, недоверчивое, недоброжелательное  отношение ко взрослым, сформированное  у ребенка в семье, обязательно  в той или иной форме проявляется  и по отношению к учителю,  к его заданиям и указаниям;  а отрицательное отношение к  физическому и умственному труду  чаще всего становится исходной  причиной неуспеваемости и недисциплинированности  ученика.

 

 В других - это инфантильность (отставание в социальном развитии  младших школьников, не по годам  затянувшаяся ребячливость, импульсивность  поведения). Такие дети не воспринимают  всерьез указания и замечания  учителя, с трудом осваивают  правила для учащихся. Адаптация  их в школьном коллективе еще  более осложняется влиянием родителей,  часто бабушек и дедушек, которые  поощряют инфантильность ребенка,  любуются ею, вместе с ним ждут  признания его несуществующих  достоинств со стороны учителя.

 

 В третьих, особо сложных  случаях запаздывание в приобретении  общественно-ценного жизненного  опыта сочетается с довольно  устойчивым отклонением в отношениях. Чаще всего, это касается отношения  семилетних детей к людям, когда  они считают плохими всех тех,  кто делает им замечания, заставляет  учиться, работать, не позволяет  ходить и разговаривать на  уроках и т.д. Такие дети  уже через 2-3 учебные недели  заявляют о своем нежелании ходить в школу. И хотя эти проявления, как правило, успешно снимаются, нельзя однозначно утверждать, что они не входят в отрицательный жизненный опыт маленького ученика.

 

 Именно эти отклонения, на  которые родители и педагоги  зачастую своевременно не обращают  должного внимания, в большинстве  случаев, как показывает практика, являют собой начало процесса  социальной деформации личности, основу для формирования антиобщественных  установок и ориентаций личности. В этом смысле недисциплинированность, грубость, нравственная инфантильность  даже самых маленьких ребят  могут рассматриваться как одна  из форм отклоняющегося поведения,  первая, еще неустойчивая форма  трудновоспитуемости.

 

 Итак, трудновоспитуемость, как  наличие устойчивых отклонений  в теме отношений ребенка, не  типична для младших школьников. Однако значительные отклонения  от норм и правил поведения  допускаемые отдельными учениками  начальных классов, следует рассматривать  как предпосылку для дальнейшего  приобретения ребенком антисоциального  опыта, который в неблагоприятных  условиях воспитания может привести  к трудновоспитуемости, т.е. закреплению  антиобщественного поведения как  устойчивого свойства личности.

 

 Характерной особенностью явления  трудновоспитуемости среди младших  школьников, которое, как отмечалось, наблюдается довольно редко, является  то, что оно носит неопасные  для общества формы, поэтому  с детьми школьного и младшего  школьного возраста часто не  проводится необходимая воспитательная  работа.

 

 Одной из причин закрепления  аномального поведения у дошкольников  младших школьников является  то, что учителя и воспитатели  не используют в полной мере  возможности влияния на семьи  своих учеников (воспитанников). Отсутствие  или ослабление связи между  учителем и родителями пагубно  сказывается на результатах воспитательного  воздействия.

 

 В отдельных случаях, уже  в начальных классах можно  встретить ярко выраженную форму  трудновоспитуемости, которая характеризуется  устойчивыми и довольно глубокими  отклонениями в большинстве видов  отношений, серьезными срывами  в поведении. В то же время,  начальная стадия трудовоспитуемости  может изредка наблюдаться и  в более старшем возрасте. Но  и это, конечно, ни в коем  случае не означает, что абсолютное  большинство младших школьников, допускающих нарушения норм и  правил поведения, станут в  будущем трудными учениками.

 

 Такое понимание первоистоков  трудновоспитуемости, на наш взгляд, подчеркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного подхода к  профилактической работе, учета  возрастных особенностей ребят  и максимального использования  тех возможностей, которые раскрываются  перед воспитателем, будь то родители  или педагоги в первое десятилетие  жизни человека. Важно, при этом, отметить, что решающее значение  в формировании личности ребенка  имеет социальное окружение, т.е.  система условий, в которых  воспитывается ребенок с самых  первых дней своей жизни. Необходимо, однако, отличать социальную среду  в широком понимании (т.е. весь  комплекс социальных, экономических  и культурных условий жизни  данного общества) или макросреду  от ближайшего бытового окружения,  в котором непосредственно происходит  процесс формирования личности (семья,  школа, улица и т.д.), известного  под названием микросреды.

 

 В настоящее время ни у  кого не вызывает сомнения  тот факт, что широкая социальная  среда в обществе положительная  и благоприятствует правильному  развитию личности. Но формирование  личности происходит не только  под воздействием всего общества  в целом, всей совокупности  средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают  личность. Социально-психологическая  ситуация, в которой находится  ребенок, может оказаться для  него настолько неблагоприятной,  что вызовет различные нарушения  его взаимоотношений с окружающими,  вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у ребят из-за  тяжелых переживаний или длительного  нервно-психического напряжения.

 

 Вот почему в системе профилактических  мероприятий, направленных на  предупреждение трудновоспитуемости  детей, решающее место должна  занимать борьба с отрицательными  ситуациями.

Информация о работе Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей