Педагогическая практика показывает,
что именно на первом этапе
обучения и воспитания имеются
значительные предпосылки для
успешного перевоспитания ребенка.
Данное положение обусловливается
следующим:
- во-первых, отрицательные качества
личности младшего школьника
не успевают приобрести ту
прочность и устойчивость, которая
характерна для детей старшего
школьного возраста;
- во-вторых, нервная система ребенка
в младшем школьном возрасте
более пластична, чем у подростков
и старшеклассников, благодаря чему
он легче поддается перевоспитанию;
- в-третьих, требования первого
учителя, его информация воспринимаются
младшим школьником с особым
интересом и обязательностью;
- в-четвертых, длительное общение
с учеником начальных классов
в процессе обучения и воспитания
позволяет учителю наблюдать
его в большом числе ситуаций,
изучать его индивидуальные особенности,
положительные и отрицательные
стороны, целенаправленно и систематически
воздействовать на его нравственное
развитие;
- в-пятых, на первом этапе
учебно-воспитательной работы имеются
наиболее благоприятные условия
для установления контактов с
родителями трудновоспитуемых школьников,
осуществления единства воздействий
на них со стороны семьи
и школы.
В нашем исследовании предпринята
попытка выявить наиболее характерные
признаки трудновоспитуемости младших
школьников, проанализировать причины
их возникновения и определить
педагогически целесообразные меры
воздействия на ребенка с целью
преодоления отклонений в его
поведении.
Опытно-экспериментальная работа
осуществлялась в трех классах
школы № 43 г. Белгорода. Школа №43
имеет статус общеобразовательной. В ней
обучается 976 человек в 44 классах. Школа
находится в неблагополучном районе с
повышенной криминальной обстановкой.
Это обусловлено тем, что в районе в основном
новые дома, в которых собираются группы
подростков, также известно большое количество
случаев употребления наркотиков, часты
уличные драки, мелкие кражи, совершенные
подростками. В районе мало учреждений
для проведения детьми внеучебного времени.
Исследование проводилось в
третьих классах, в которых
обучается 35 человек, из них
2 – из неблагополучных семей,
9 - из неполных, 3 – из многодетных.
12 младших школьников с отклонениями
в поведении явились объектом
целенаправленного социально-педагогического
воздействия.
Для изучения личностных
особенностей ребят мы выбрали
следующие методики:
Методика Л.А. Венгера «Схематизация»;
Методика «Да и нет»;
Диагностика социального интеллекта;
Проективная методика «Лесенка».
С помощью методики «Схематизация»
мы определили, что уровень общего
интеллекта у ребят ниже нормы.
Социальный интеллект составляет
когнитивный компонент коммуникативной
компетентности и выявляется
при решении социальных проблем.
В ходе исследования у детей
был зафиксирован высокий уровень
социального интеллекта.
Методика «Да и нет» направленая
на выявление уровня произвольности,
показала, что уровень произвольности
у детей в целом был низким.
Применение методики «Лесенка»
позволила нам проконтролировать
такой немаловажный, влияющий на
взаимоотношения детей фактор, как
самооценка и самопринятие ребенка.
Данная методика относится
к проективным методикам и
включает задачи на осуществление
ребенком выбора по оценочным
шкалам. Методика позволяет определить
не только адекватность самооценки
(высокий - низкий), но и выявить
ее устойчивость, противоречия. Методика
«Лестница» позволила нам определить,
кто из детей наиболее высоко или низко
оценивается детьми группы, насколько
адекватны их представления об отношении
к себе и реальное отношение к ним.
В процессе исследования
изучалось мнение педагогов, родителей,
по вопросу определения признаков
аномального поведения младших
школьников. Длительные наблюдения
за детьми в школе, в общественных
местах, изучение их поведения
в естественных ситуациях позволили
выделить наиболее типичные для
младших школьников признаки
трудновоспитуемости. На первое
место среди других выступают
такие отрицательные качества
личности, как упрямство, непослушание,
недисциплинированность, лень. На второе
место - невнимательность, неряшливость,
эгоизм, драчливость и капризность.
И отдельным школьникам присущи
лицемерие, грубость, нечестность,
воровство.
Для каждого исследуемого
ребенка характерны различные
признаки трудновоспитуемости, различны
также глубина и стойкость
его взглядов и привычек, поэтому
методика пере воспитания не
может быть одинаковой для
всех детей. В этой связи,
изучаемые нами дети были поделены
на три условные группы. В основу
классификации была положена
степень трудновоспитуемости и
соотношение положительных и
отрицательных качеств личности
ребенка.
Первая группа - дети, имеющие
комплекс отрицательных качеств
(непослушание, упрямство, лень, лживость,
нечестность, воровство, недисциплинированность,
драчливость, иногда грубость).
Вместе с тем, у детей этой
группы имеются отдельные положительные
качества, однако, они завуалированы,
заслонены отрицательными проявлениями.
Такие дети продолжительное время
находились в исключительно неблагоприятных
социально-педагогических условиях
семейного воспитания, что соответствующим
образом сказалось на их нравственном
развитии.
Вторая группа. Наряду с отрицательными
качествами эти школьники обладают
рядом положительных черт, которые
менее завуалированы, чем у
ребят первой группы. Учитывая
причины и характер трудновоспитуемости,
дети этой группы были поделены
на две подгруппы:
1. Дети, занимающие иждивенческую,
эгоистическую позицию по отношению
к окружающим. Им присущи следующие
отрицательные качества: капризность,
упрямство, непослушание, недисциплинированность,
эгоизм, нередко лень, иногда драчливость.
Эти дети, как правило, вырастали
в условиях избыточной родительской
любви, к ним не предъявлялись
должные требования, им не прививались
положительные навыки и привычки,
у них не воспитывалось трудолюбие.
2. Дети, выросшие в условиях
бесконтрольности со стороны
взрослых членов семьи, нередко
в условиях грубости и несправедливости.
Им присущи упрямство, непослушание,
лживость, нечестность, неряшливость,
недисциплинированность. Они склонны
к воровству.
Третья группа. Для них характерны
многие положительные черты, но,
вместе с тем, имеются некоторые
существенные признаки трудновоспитуемости
(недисциплинированность, развязность
в действиях, неряшливость, непослушание,
лживость и др.). Недостатки в
семейном воспитании наложили
значительный отпечаток на формирование
личности этих детей.
Деление исследуемых детей
на группы способствовало осуществлению
дифференцированного подхода к
школьникам в процессе их перевоспитания,
подбору к ним педагогически
целесообразных мер воздействия.
Анализируя условия и обстоятельства
возникновения трудновоспитуемости
школьников, мы исходили из того
принципиального положения, что
в основе различного рода отклонений
в поведении лежат прежде
всего неблагоприятные социально-педагогические
условия воспитания. Вместе с
тем, мы исходили из положения
о том, что асоциальное поведение
школьника не возникает вдруг,
а развивается постепенно, проходя
последовательно через качественно
новые ступени, соответствующие
возрастным психологическим и
индивидуальным особенностям ребенка.
Исследуя причины отклонений
в поведении младших школьников,
мы придавали важное значение
выявлению причин детской запущенности
в условиях семьи. Формирование
личности, чаще всего, зависит
от общей атмосферы семьи, ее
нравственного и культурного
уровня, морального облика и воспитательной
позиции родителей. Успешное нравственное
развитие детей в семье осуществляется
при наличии благоприятных условий
воспитания, при высокой ответственности
родителей за их воспитание, при
систематическом целенаправленном
контроле за их поведением, при
правильном выборе мер воздействия
на каждого ребенка. Нарушение
этих условий, как правило,
приводит к отклонениям в поведении
детей.
Анализ материалов исследования
показал, что причины отклонений
в поведении младших школьников
очень разнообразны. Они были
разделены на четыре условные
группы:
1. Нарушение меры в воспитании,
вызванное педагогической неграмотностью
родителей: отсутствие требовательности
(в 100% случаев), единства требований
к детям со стороны взрослых
членов семьи (95,7%), неверное применение
наказания (83%) и поощрения (91,5%), жестокое
отношение к ребенку, подавление его личности,
физическое наказание (53,2%), избалованность,
изнеженность ребенка (42,5%) и др.
2. Безнадзорность, вызванная в
одном случае занятостью родителей,
в другом - их безответственным
отношением к воспитанию детей.
3. Отрицательный пример родителей
(нечестный образ жизни), аморальное
поведение, пьянство и др.
4. Нарушение структуры семьи
(отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Главная причина отклонений
в поведении младших школьников
кроется в неумении родителей
их воспитывать, что приводит
к нарушению меры в выборе
форм, методов, способов и средств
педагогического воздействия. Нарушение
меры в воспитании, как правило,
ведет к возникновению у детей
неправильных представлений, привычек,
потребностей, которые ставят их
в ненормальные отношения с
коллективом, с окружающими людьми.
Для ребенка, переступившего порог
школы, значительно расширяется
круг общественных взаимоотношений,
круг его знакомства. Ведущее
место в его жизни приобретает
отношение к своим обязанностям,
к учителю, товарищам по учебе.
С первых дней обучения предъявляются
определенные требования к учебному
труду ребенка, к его поведению,
которые с годами усложняются.
Дети же с отклонениями в
поведении, не подготовлены к
выполнению данных требований. В
воспитании таких детей решающее
значение имеет индивидуальный
подход, степень педагогического
мастерства и такта учителя.
Однако в практике школьной
жизни у отдельных учителей
имеют место значительные недостатки
в работе с трудновоспитуемыми
школьниками. Часто причиной педагогических
неудач является неумение учителя
правильно строить свои взаимоотношения
с учеником. Дети с отклонениями
в поведение вызывают своими
отрицательными проявлениями чувство
неприязни и негодования у
педагога. Это отношение может
передаваться учащимся класса, которые
будут игнорировать такого ученика.
Сложившиеся неблагоприятные отношения
ребенка с педагогом только
закрепят его отрицательные навыки
и привычки, в его поведении
могут возникнуть новые нежелательные
черты.
Большой вред приносит несправедливое
отношение педагога к ребенку,
недоверие к нему, в результате
чего он становится равнодушным
ко всему окружающему, проявляет
упрямство, непослушание, грубость,
озлобляется, не воспринимает
требования учителя.
Неблагоприятно сказывается
на ребенке слабый контроль
учителя за его поведением
и учебой. Незначительные, на первый
взгляд, недостатки (опоздание на урок,
прогул его, невыполненное домашнее задание,
поручение, незамеченная ложь и т.д.) нередко
не попадают в поле зрения учителя. На
первых порах он не придает им значения.
Однако, оставшиеся без внимания отрицательные
проявления способствуют возникновению
у учащегося чувства беспечности, безнаказанности,
развивают слабоволие, влекут к безответственности
в выполнении правил поведения.
Многие ошибки учителей связаны
с поверхностным знанием личности
ребенка, его психических, индивидуальных
и возрастных особенностей. Нередко
вывод о ребенке делается на
основе случайных поступков. Незнание
характера ученика часто ведет
к тому, что учитель, сталкиваясь
с каким-нибудь его поступком,
реагирует только на результат,
внешнее проявление, не учитывая
при этом ни причин, вызвавших
поступок, ни мотивов, ни переживаний
школьника. Он становится замкнутым,
озлобляется, считая себя невиновным.
Неверное мнение о ребенке
приводит к неверному выбору
мер воздействия, что в свою
очередь отрицательно влияет
на формирование его личности.
Ошибки и недостатки семейного
воспитания, усугубленные неправильными
действиями учителей и некоторыми
другими факторами, создают комплекс
отрицательных влияний, который
приводит к отклонениям в поведении
ребенка, способствует закреплению
его отрицательных качеств.
Наша опытно-экспериментальная
работа предусматривала поиск
социально-педагогических целесообразных
мер воздействия на трудновоспитуемого
школьника в условиях классного
коллектива. Определяя роль коллектива
в воспитании личности, А.С.Макаренко
писал: «В каждый момент нашего
воздействия на личность эти
воздействия должны быть и
воздействием на коллектив. И,
наоборот, каждое наше прикосновение
к коллективу обязательно будет
и воспитанием каждой личности,
входящей в коллектив». (38, 334) Известно,
что воздействие на «трудного»
школьника осуществляется успешно
в нравственно здоровом, сплоченном
детском коллективе, при активном
вовлечении ребенка в учебную
и общественно полезную деятельность,
при непрерывности и систематичности
педагогических влияний. Вместе
с тем, проведенное исследование
позволило сделать вывод: в
перевоспитании младших школьников
важная роль принадлежит игровой
деятельности. Организация общественно
полезной деятельности детей,
работа с ними в кружках,
походах предусматривала целенаправленные
игровые ситуации, вызывающие определенный
интерес у ребенка, благодаря
чему он имел возможность активно
и принужденно упражняться в
правильных поступках, вырабатывать
положительные навыки и привычки.
При этом особое значение придавалось
организации различных видов
соревнований школьников, стимулирующих
их деятельность.