Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:29, дипломная работа
Цель данной работы – проектирование работы по уменьшению психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормой к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Провести диагностику готовности к школе детей с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................
1 СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………...
1.1 Требования современной школы к уровню психологической готовности к обучению будущих школьников………………………...
1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития………….
1.3 Методы диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с задержкой психического развития и нормой………………………………………
1.4 Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе детей с задержкой психического развития и нормой…………………………..
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………...
2.1 Диагностика уровня готовности детей к школе с задержкой психического развития…………………………………………………..
2.2 Проект работы с детьми с задержкой психического развития……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..
Министерство образования и науки Краснодарского края
ГБОУ СПО Краснодарский педагогический колледж № 3 Краснодарского края
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности специальное Дошкольное образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
Выполнила:
студентка 6 курса группы «В»
заочного отделения
Гавриленко Вероника
Анатольевна
Научный руководитель:
Елисеева Н.В.
Краснодар, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................... |
3 | |
1 |
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………... |
6 |
1.1 |
Требования современной школы к уровню психологической готовности к обучению будущих школьников………………………... |
6 |
1.2 |
Характеристика детей с задержкой психического развития…………. |
9 |
1.3 |
Методы диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с задержкой психического развития и нормой……………………………………… |
16 |
1.4 |
Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе детей с задержкой психического развития и нормой………………………….. |
19 |
2 |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………... |
26 |
2.1 |
Диагностика уровня готовности детей к школе с задержкой психического развития………………………………………………….. |
26 |
2.2 |
Проект работы с детьми с задержкой психического развития……... |
41 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
47 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….. |
49 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………….. |
52 |
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие ХХ в. особо остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.
Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так за период с 1995 по 1999 г. По данным Госкомстата РФ, число детей с задержкой психического развития увеличилось на 20,2%.[19]
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [5,с.63].
Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности. Переход на повсеместное обучение детей в массовых школах с 7 лет ставит задачи, связанные с диагностикой детей с ЗПР и оценкой психологической готовности детей этой категории к школе.
Исследования У.В. Ульенковой [23,с.30] показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются
существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту
у детей с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.
В исследованиях Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской [11,с.23], В.И. Лубовского [13,с.64] и других указано, что своевременное изучение и формирования общих умственных способностей к усвоению знаний ребенком, возможно лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.
Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы «Психологическая готовность детей с задержкой психического развития, как условие успешного обучения».
Цель данной работы – проектирование работы по уменьшению психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормой к обучению в школе.
Исходя из вышесказанного, объектом исследования является психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе; предметом – процесс формирования психологической готовности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; методы эмпирического исследования: беседа, тест, эксперимент.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
База исследования МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №84».
Поступление в первый класс — переломный момент в жизни ребенка. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др. диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Конечно, важно, чтобы ребёнок пошел в школу физически крепким, здоровым. Особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, укрепление нервной системы, формирование правильной осанки и т. д. Ведь нередко именно по состоянию здоровья некоторые дети отстают в учении. Важно к моменту поступления в школу развить у ребенка ловкость, гибкость, силу, выносливость. Специальные исследования дают основание рассматривать выносливость как узловую характеристику физического развития. Это качество теснейшим образом связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.
Однако для детской психологии первостепенное значение имеет формирование психологической готовности, развитие у детей психических процессов и свойств личности, вооружение знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности.
Содержание психологической готовности определяется той системой
требований, которые предъявляет к детям школа. Эти требования отличаются от тех, к которым они привыкли в детском саду. Связаны они с изменением социальной позиции ребёнка, с тем новым местом, которое он стал занимать в обществе с поступлением в школу, а также со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.
При переходе к школьному возрасту появляются высоко опосредствованные формы регуляции деятельности, которые опираются на социально заданные нормы, социально выработанные способы действий. Психологическая готовность к школе, по мнению Коломинского Я. Л., и Панько Е. А., включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия, 1999 [18,с.24]
Изменяются с поступлением в школу и отношения с окружающими. Учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по-другому — как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности и права. В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.
Центром, главным содержанием жизни первоклассника становится его учебная деятельность, поэтому так остро, аффективно переживают дети свои успехи или неудачи в учебе. Отношение окружающих к детям во многом зависит от того как последние учатся. Как справедливо отмечает Л. И. Божович, вопросы школьного обучения — это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребёнка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания [3,с.26]. Эта особенность ещё более обязывает обеспечить психологическую готовность ребёнка к школе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально-этической; он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника.
Современная система
дошкольного образования
Важным направлением в исследовании данной проблемы является систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития, которое началось в 70-е гг. XX в. сотрудниками Научно-исследовательского института дефектологии. В это же время была разработана классификация типов задержки психического развития, использующая в качестве исходного критерия преимущественно недоразвитие эмоционально-волевой или познавательной деятельности. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР были представлены в работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер [6,с.40].
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской [11,с.25]. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития:
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
В специальных исследованиях К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской [14,с.53] используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.
В своих исследованиях В.Б. Никишина [15,с.32] ссылается на зарубежных ученых Р. Пейна, А. Гезела, Н.М. Блюма, которые ЗПР рассматривали частично в рамках синдрома "минимальной мозговой дисфункции" (ММД), используемого для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями. Среди разнообразных проявлений ММД указаны состояния школьной дезадаптации, гипер- и гиподинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, слабая познавательная деятельность и другие. В англо-американской психологической литературе введен термин "дефицит активного внимания", распространяющийся и на состояния, относимые к ММД (А. Гезел, Н.М. Блюм). Так, в рамках ММД рассматривается отчасти и задержка психического развития.
В рамках психолого-педагогического
подхода накоплен достаточно большой
материал, свидетельствующий о