Психологическая готовность детей с задержкой психического развития к школе как условие успешного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – проектирование работы по уменьшению психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормой к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Провести диагностику готовности к школе детей с задержкой психического развития

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................
1 СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………...
1.1 Требования современной школы к уровню психологической готовности к обучению будущих школьников………………………...
1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития………….
1.3 Методы диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с задержкой психического развития и нормой………………………………………
1.4 Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе детей с задержкой психического развития и нормой…………………………..
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………...
2.1 Диагностика уровня готовности детей к школе с задержкой психического развития…………………………………………………..
2.2 Проект работы с детьми с задержкой психического развития……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа псих готовность к школе новая.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

а) «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь;

б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.

При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены, и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используют более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарник [5,с.65] . Кроме пословицы ребенку даются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует пословице по смыслу, но внешне ее напоминает. Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет – почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткина), и особые экспериментальные приемы.

Особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Достаточно широко известный ориентационный текст школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигурку, похожую на заданную, пренебрегая правилами и ориентируясь на него.

Методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований. Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовность ребенка.

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Вывод: Методы диагностики психологической готовности для детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, включают в себя

минимальный набор методик, необходимых и достаточных для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей старшего дошкольного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень психологической готовности  у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него этих процессов. Описанные в этом разделе методик позволяет получать показатели психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению.

 

 

1.4  Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе детей с задержкой психического развития и нормой

 

 

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Направление коррекционной работы, ориентированной на повышение уровня школьной зрелости ребенка и подготовку его к обучению в школе, определяется тем, в какой области психического развития имеется нарушение или недостаточно сформированые психологические качества и свойства, необходимые для успешного овладения школьной программой. Коррекционная работа может быть организована в детском саду или специальной психологической службе, кроме того, некоторые игры и упражнения могут быть рекомендованы родителям ребенка для проведения домашних занятий [10,с.23].

В качестве основных задач этапа обучения Д.Б. Эльконин выделяет следующие:

1. Подведение детей к предметному обучению в логике научных знаний, раскрытие перед ними тех основных и фундаментальных свойств изучаемой области действительности, которые и составляют содержание данной науки.

2. Формирование у детей учебной деятельности, имеющей свои задачи и способы.

3. Формирование мотивов учения и интеллектуальное развитие детей.

Быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Обобщение — мыслительная операция, являющаяся основой формирования научных знаний. Л.С. Выготский рассматривал обобщение как особое свойство отражения действительности в сознании человека.

Учебная деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов, в том числе действий контроля и оценки. Эти действия зависят от умения ребенка учитывать позицию другого и тем самым взглянуть на то, что он делает, и на самого себя со стороны. Дошкольники в полной мере этим не владеют, и поэтому, по мнению Л.С. Выготского, обобщенная самооценка им не свойственна.

Дети, готовые к овладению учебной деятельностью, должны, по мнению Е.Е. Кравцовой, такой способностью обладать. Они должны в своей индивидуальной деятельности учитывать разные позиции.

Возрастные особенности развиваются в самом процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. Среди внутренних условий, присущих возрасту, есть и такие, которые представляют собой результат развития природных свойств. Возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития, и нельзя «перепрыгнуть» через какую-нибудь из них [15,с.68].

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулки, на экскурсиях. Необходимо заинтересовать ребенка предметами и явлениями окружающего мира, одновременно расширив его кругозор, стимулируя познавательную активность дошкольника. Необходимо приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного или услышанного, такие рассказы необходимо внимательно и заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно при этом задавать ребенку вопросы, стараясь получить от него более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать больше читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. При этом необходимо чаще доверять ему исполнения ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми. Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимание и выполнение заданий типа тех, которые используются для тестирования. Это может создать лишь видимость успеха, что неминуемо приведет к появлению трудностей в период адаптации ребенка к школе [10,с.35].

При недостаточном уровне развития мышления и речи ребенку с самого начала обучения должны быть обеспечены дополнительные индивидуальные занятия, направленные на полное усвоения учебной программы. Не стоит торопиться с выработкой навыков, необходимо, прежде всего, работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов ребенка на вопросы.

Для развития образных представлений большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Необходимо стимулировать занятия ребенка аппликацией, рисованием, вырезанием, конструирование. При подборе заданий родителям можно рекомендовать ориентироваться на «Программу обучения и воспитания в детском саду». Конструктивная творческая деятельность полезно также для развития мелкой моторики руки. Также в этих целях может быть рекомендовано выполнение заданий, связанных с нанизыванием бус, расстегиванием и застегиванием пуговиц, кнопок, крючков (все эти действия охотно выполняются ребенком во время игры с куклой) [10,с.43].

Для развития двигательной активности и зрительно-двигательной координации рекомендуется использовать различные виды подвижных игр. Не стоит настаивать на участии ребенка в соревнованиях, повторяющиеся неудачи могут значительно повлиять на самооценку ребенка и окончательно отпугнуть его от физических упражнений. Родителям рекомендуется чаще играть с ребенком в мяч, стимулировать лазанье по канату, выполнение других несложных упражнений. Очень полезны также занятия плаваньем [10,с.56].

Распространенной сегодня проблемой является нежелание ребенка учиться в школе, обусловленное несформированностью положительного отношения к ней и низким уровнем развития мотивации учебной деятельности. Как правило, учитель и родители ребенка сталкиваются с этим, когда учебный год уже начался. Такой ребенок нуждается в особом внимании педагога и родителей, особенно в начальный период обучения в школе. Общение с ним вначале должно строиться в дошкольных формах, оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ребенка нельзя требовать строгого соблюдения всех правил школьной жизни, нельзя постоянно ругать и наказывать его за их нарушение, поскольку это может привести к формированию стойкого отрицательного отношения к школе, учителю и учению в целом. Ребёнок должен чувствовать себя в школе уверенно и безопасно, необходимо, чтобы учебные занятия были ему интересны. Соблюдение этих несложных правил позволит сформировать у маленького ученика интерес к школьной жизни и процессу обучения [10,с.62].

В настоящее время в образовательных учреждениях России проходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Реализация этой системы в дифференцированных условиях общеобразовательных учреждений предполагает организацию комплексной работы в следующих направлениях[26,с.1].

1. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) типов и параллельных консультативно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи обеспечивается развитием следующих служб:

- межведомственные постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации;

- окружные психолого-медико-педагогические консультации на базе образовательных учреждений общего или коррекционного типа;

- психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.

2. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей на основе принципа единства диагностики и коррекции развития:

- обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариантов развития у детей в дошкольных учреждений с целью предупреждения трудностей в обучении и школьной дезадаптации;

- обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса «Начальная школа – детский сад».

В практику традиционной системы образования  вводится модель коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей дошкольного возраста требует «сквозного» и конкретного учета условий и причин, под влиянием которых может произойти замедление нормального хода развития ребенка и недостаточное формирование его способностей к усвоению знаний.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Стоит обратить внимание на тот факт, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. При большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематического обучения выделяется категория детей, которых характеризует недостаточный уровень так называемой школьной зрелости.

Вывод: Обобщая выше сказанное, подчеркнем, что реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к его развитию, а с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимо в целях профилактической и коррекционной работы направленной на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе.

 

 

 

 

Информация о работе Психологическая готовность детей с задержкой психического развития к школе как условие успешного обучения