Психологическая готовность детей с задержкой психического развития к школе как условие успешного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – проектирование работы по уменьшению психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормой к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Провести диагностику готовности к школе детей с задержкой психического развития

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................
1 СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………...
1.1 Требования современной школы к уровню психологической готовности к обучению будущих школьников………………………...
1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития………….
1.3 Методы диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с задержкой психического развития и нормой………………………………………
1.4 Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе детей с задержкой психического развития и нормой…………………………..
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………...
2.1 Диагностика уровня готовности детей к школе с задержкой психического развития…………………………………………………..
2.2 Проект работы с детьми с задержкой психического развития……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа псих готовность к школе новая.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Для развития навыков  сосредоточения и устойчивости внимания, использовались упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, "Графический диктант" с выявлением закономерностей, составление простых узоров из карточек по образцу, "Наоборот", "Найди ошибку",

"Что изменилось".

3.Для развития познавательной деятельности:

 Развитие  познавательной деятельности традиционно включает в себя:

формирование мыслительной деятельности;

стимуляция  мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);

развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);

развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

развитие восприятия (пространственного, слухового), сенсомоторной  координации и речи дошкольников;

Для развития мышления и мыслительных процессов были подобраны  упражнения на развитие умения обобщать и действовать с образами: "Подбери  пару", "Угадай слово", "Дорисуй  девятое", "Продолжи закономерность".

Для развития умения классифицировать детям предлагались карточек с изображением птиц, рыб, посуды и мебели (4 карточки в каждой группе). Давалась следующая инструкция: "Посмотри хорошенько на эти картинки и разложи их по группам. По окончанию работы ребенку необходимо было объяснить свои действия и ответы.

Для развития умения сравнивать, детям предлагали сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и  березы; 3) кошки и собаки; 4) звери  и люди; 5) животные и растения. Также использовались игры "Сходства и различия", "Исключения лишнего". С помощью побуждающих и подсказывающих вопросов детям с ЗПР удавалось выделить некоторые несущественные признаки - главным образом признаки различия ("Они похожи цветом на растение. Больше ничем не похожи", "Я забыл, чем не похожи").

Для развития свойств  внимания и памяти детям предлагались следующие задания: "Что изменилось", "Найди ошибку", "Кто больше назовет", "Снежный ком", "Узнавание фигур".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Именно по этому тема квалификационной работы актуальна.

В ходе выполнения квалификационной:

    1. Раскрыта сущность психологической готовности детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.
    2. Проведена  диагностика готовности к школе детей с задержкой психического развития.
    3. Разработан проект работы с детьми с задержкой психического развития.

Таким образом, задачи работы решены полностью,  поставленная цель была достигнута.

 Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, при организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, а также может служить помощью родителям, которые хотят помочь своему ребенку при создавшейся проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Специальная литература (книги)

 

1. Бабкина. Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.[Текст]/ Н.В Бабкина. - М.: Айрис -пресс(Дошкольное воспитание и развитие), 2005.

2.Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении Н. Бабкина//Дошкольное воспитание. -- 2006. -- №12. - с 48 -53.

3.Божович,Л.И.  Психологические вопросы готовности  ребенка к школьному обучению[Текст]/ Л.И. Божович//Вопросы психологии  ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976.

4  Борякова,Н.Ю.  Психологические особенности дошкольников  с ЗПР. [Текст]/ Н. Борякова// Воспитание  и обучение детей с нарушениями  в развитии. - 2002. -№1. - с 35 - 42.

5  Венгер,Л.А.  Готов ли ваш ребенок к школе. /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер - М. : Знание, 1994

6 Власова,Т.А., О детях с отклонениями в развитии/ Т.А.Власова, М.С.Певзнер. М.: "Просвещение", 1973.

7. Волков В.С, Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. 2004 - 192с.

8. Детская психодиагностика: Практические занятия. Методические указания., сост. Ю.В. Филиппова, Институт Открытое Общество, 2003. А.Л Вегнер

9.  Егорова,Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова -М. : Изд-во УРАО, 1997.

10. Козлов Н. А. Лучшие психологические игры и упражнения, Екатеринбург, 2000

11.  Лебединская,К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст]/ Под ред. К.С Лебединской. - М. : Просвещение,1998.

12. Леонтьев,А.Н. Проблемы в развитии психики[Текст]/ А.Н.Леонтьев.М.: Просвещение,1981.

13.  Лубовский,В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании[Текст]:хрестоматия по курсу " Коррекционная педагогика и специальная психология/В.И.Лубовский, Л.В. Кузнецова- М. :Академия, 2005.

14.  Марковская,И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихическая диагностика[Текст]/ И.Ф Марковская. - М. : Просвещение,1993.

15.  Никишина,В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР[Текст]: пособие для психологов и педагогов/ В.Б Никишина. - М. : Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.

16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе, М. 1999 – 261 с.

17.  Переслени,Л. И. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников[Текст]/ Л. И. Переслени, Н. П.Слободяник, А. А. Шушковская // Дефектология. 1998. № 2. с. 10-17.

18. Петрова О.О, Умнова Т.В. Возрастная психология, конспекты лекций. Ростов н\Д 2004. - 224с

19.  Положение детей в мире . - М. : 2001.

20.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. комплект рабоих материалов / Под общей редакцией М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 2001. 136

21.Смирнова,Е.О. Психология ребенка[Текст]:учебник для педагогических училищ и ВУЗов. / Е.О. Смирнова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2003.

22.Сухарева,Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста(избранные главы)., 1980.

23.Ульенкова,У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития[Текст]/ У.В. Ульенкова. М. : Педагогика, 1990.

24.Фишман,М. Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития[Текст] / М. Н Фишман, И. П.Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. 1998. № 1.с. 24-29.

25.Шевченко,С.Г. диагностика и коррекция задержки психического развития у детей[Текст]/ под ред. С.Г. Шевченко. М.:АРКТИ, 2001.

26.Шибаева,Л.В. Программы психологической реабилитации школьников[Текст]/ Л.В. Шибаева. М.: Совершенство, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А:

    1. Упражнения для развития устойчивого положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности:

Мальвина и  Красная Шапочка пили чай с  вареньем. Одна девочка пила чай  с вишневым вареньем, другая - с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).

Буратино и  Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой - шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).

    1. Упражнения для развития учебно-важных качеств:

Упражнение "Круги".

Детям предлагалось нарисовать 7 кругов из них закрасить  второй и пятый. Дети вслух повторяли  инструкцию, рассказывали последовательность своих действий и после этого приступали к выполнению.

Упражнение "Узор".

Детям необходимо было выложить геометрические фигуры в определенной последовательности. Например, "Сначала положи красный  квадрат, затем зеленый круг, желтый треугольник". В последствии количество называемых фигур увеличивалось.

Упражнение  на развитие самоконтроля.

Детям предлагался  бланк с геометрическими фигурами (4 вида), в котором 10 рядов по 10 фигур. Фигуры в рядах расположены произвольно. Использовались разные варианты работы с данными бланками.

а) "Расставь значки в фигурах так же, как  показано на образце".

б) "Расставь значки только в треугольниках и  квадратах".

в) "Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты".

Упражнение "Что изменилось".

Ребенку показывается картинка с изображением 4 - 5 знакомых предметов, затем ее убирают и демонстрируется другая, несколько отличающаяся от первой. Ребенку нужно назвать замеченные им отличия в картинках.

    1. Упражнения для развития свойств внимания и памяти:

 Упражнение "Что изменилось"

Ребенку давалась установка внимательно посмотреть и запомнить разложенные перед ним 5 (затем 10) картинок с изображением знакомых предметов и назвать их. Затем ребенку предлагали закрыть глаза, картинки выкладывались в иной последовательности или одна убиралась. После чего ребенок должен назвать все изменения. Дети называли одно изменения, в остальных случаях затруднялись.

Упражнение "Найдите ошибку".

У этой игры много  вариантов ребенок может отобрать предметы, одинаковые по форме, цвету, или найти ошибку. Ребенку дается задание найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит квадрат, между ромбами - прямоугольник т. п. Затем ребенок должен сказать, почему он сделал такой выбор, и как нужно исправить задание. После чего выполняет задание.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б:

  1. Методика "Домик" (автор Н.И. Гуткина)

Цель: изучение уровня сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, развития сенсомоторной координации и тонкой моторики.

Материал: образец (домик).

Порядок проведения. Ребенок получает задание срисовать  картинку, изображающую домик, отдельные  детали которого составлены из элементов  прописных букв. Образец рисуется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протяжении всего времени выполнения задания. Время выполнения задания не ограничивается.

Интерпретация. Критерии определения уровня.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые выполняют  задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко  выраженная диспропорциональность  деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей  и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции  деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

К 4-му уровню успешности относятся дети, в рисунках которых  отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка  или его деталей на 90-180°. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению

Информация о работе Психологическая готовность детей с задержкой психического развития к школе как условие успешного обучения