Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:29, дипломная работа
Цель данной работы – проектирование работы по уменьшению психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормой к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Провести диагностику готовности к школе детей с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................
1 СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………...
1.1 Требования современной школы к уровню психологической готовности к обучению будущих школьников………………………...
1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития………….
1.3 Методы диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с задержкой психического развития и нормой………………………………………
1.4 Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе детей с задержкой психического развития и нормой…………………………..
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………………...
2.1 Диагностика уровня готовности детей к школе с задержкой психического развития…………………………………………………..
2.2 Проект работы с детьми с задержкой психического развития……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..
Для развития навыков сосредоточения и устойчивости внимания, использовались упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, "Графический диктант" с выявлением закономерностей, составление простых узоров из карточек по образцу, "Наоборот", "Найди ошибку",
"Что изменилось".
3.Для развития познавательной деятельности:
Развитие
познавательной деятельности
формирование мыслительной деятельности;
стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);
развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
развитие восприятия (пространственного, слухового), сенсомоторной координации и речи дошкольников;
Для развития мышления и мыслительных процессов были подобраны упражнения на развитие умения обобщать и действовать с образами: "Подбери пару", "Угадай слово", "Дорисуй девятое", "Продолжи закономерность".
Для развития умения классифицировать детям предлагались карточек с изображением птиц, рыб, посуды и мебели (4 карточки в каждой группе). Давалась следующая инструкция: "Посмотри хорошенько на эти картинки и разложи их по группам. По окончанию работы ребенку необходимо было объяснить свои действия и ответы.
Для развития умения сравнивать, детям предлагали сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и березы; 3) кошки и собаки; 4) звери и люди; 5) животные и растения. Также использовались игры "Сходства и различия", "Исключения лишнего". С помощью побуждающих и подсказывающих вопросов детям с ЗПР удавалось выделить некоторые несущественные признаки - главным образом признаки различия ("Они похожи цветом на растение. Больше ничем не похожи", "Я забыл, чем не похожи").
Для развития свойств внимания и памяти детям предлагались следующие задания: "Что изменилось", "Найди ошибку", "Кто больше назовет", "Снежный ком", "Узнавание фигур".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Именно по этому тема квалификационной работы актуальна.
В ходе выполнения квалификационной:
Таким образом, задачи работы решены полностью, поставленная цель была достигнута.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, при организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, а также может служить помощью родителям, которые хотят помочь своему ребенку при создавшейся проблеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Специальная литература (книги)
1. Бабкина. Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.[Текст]/ Н.В Бабкина. - М.: Айрис -пресс(Дошкольное воспитание и развитие), 2005.
2.Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении Н. Бабкина//Дошкольное воспитание. -- 2006. -- №12. - с 48 -53.
3.Божович,Л.И.
Психологические вопросы
4 Борякова,Н.Ю.
Психологические особенности
5 Венгер,Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер - М. : Знание, 1994
6 Власова,Т.А., О детях с отклонениями в развитии/ Т.А.Власова, М.С.Певзнер. М.: "Просвещение", 1973.
7. Волков В.С, Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. 2004 - 192с.
8. Детская психодиагностика: Практические занятия. Методические указания., сост. Ю.В. Филиппова, Институт Открытое Общество, 2003. А.Л Вегнер
9. Егорова,Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова -М. : Изд-во УРАО, 1997.
10. Козлов Н. А. Лучшие психологические игры и упражнения, Екатеринбург, 2000
11. Лебединская,К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст]/ Под ред. К.С Лебединской. - М. : Просвещение,1998.
12. Леонтьев,А.Н. Проблемы в развитии психики[Текст]/ А.Н.Леонтьев.М.: Просвещение,1981.
13. Лубовский,В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании[Текст]:хрестоматия по курсу " Коррекционная педагогика и специальная психология/В.И.Лубовский, Л.В. Кузнецова- М. :Академия, 2005.
14. Марковская,И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихическая диагностика[Текст]/ И.Ф Марковская. - М. : Просвещение,1993.
15. Никишина,В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР[Текст]: пособие для психологов и педагогов/ В.Б Никишина. - М. : Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе, М. 1999 – 261 с.
17. Переслени,Л. И. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников[Текст]/ Л. И. Переслени, Н. П.Слободяник, А. А. Шушковская // Дефектология. 1998. № 2. с. 10-17.
18. Петрова О.О, Умнова Т.В. Возрастная психология, конспекты лекций. Ростов н\Д 2004. - 224с
19. Положение детей в мире . - М. : 2001.
20.Психолого-медико-
21.Смирнова,Е.О. Психология ребенка[Текст]:учебник для педагогических училищ и ВУЗов. / Е.О. Смирнова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2003.
22.Сухарева,Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста(избранные главы)., 1980.
23.Ульенкова,У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития[Текст]/ У.В. Ульенкова. М. : Педагогика, 1990.
24.Фишман,М. Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития[Текст] / М. Н Фишман, И. П.Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. 1998. № 1.с. 24-29.
25.Шевченко,С.Г. диагностика и коррекция задержки психического развития у детей[Текст]/ под ред. С.Г. Шевченко. М.:АРКТИ, 2001.
26.Шибаева,Л.В. Программы психологической реабилитации школьников[Текст]/ Л.В. Шибаева. М.: Совершенство, 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А:
Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая - с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).
Буратино и
Пьеро соревновались в
Упражнение "Круги".
Детям предлагалось нарисовать 7 кругов из них закрасить второй и пятый. Дети вслух повторяли инструкцию, рассказывали последовательность своих действий и после этого приступали к выполнению.
Упражнение "Узор".
Детям необходимо было выложить геометрические фигуры в определенной последовательности. Например, "Сначала положи красный квадрат, затем зеленый круг, желтый треугольник". В последствии количество называемых фигур увеличивалось.
Упражнение на развитие самоконтроля.
Детям предлагался
бланк с геометрическими
а) "Расставь значки в фигурах так же, как показано на образце".
б) "Расставь значки только в треугольниках и квадратах".
в) "Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты".
Упражнение "Что изменилось".
Ребенку показывается картинка с изображением 4 - 5 знакомых предметов, затем ее убирают и демонстрируется другая, несколько отличающаяся от первой. Ребенку нужно назвать замеченные им отличия в картинках.
Упражнение "Что изменилось"
Ребенку давалась установка внимательно посмотреть и запомнить разложенные перед ним 5 (затем 10) картинок с изображением знакомых предметов и назвать их. Затем ребенку предлагали закрыть глаза, картинки выкладывались в иной последовательности или одна убиралась. После чего ребенок должен назвать все изменения. Дети называли одно изменения, в остальных случаях затруднялись.
Упражнение "Найдите ошибку".
У этой игры много
вариантов ребенок может
ПРИЛОЖЕНИЕ Б:
Цель: изучение уровня сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, развития сенсомоторной координации и тонкой моторики.
Материал: образец (домик).
Порядок проведения. Ребенок получает задание срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Образец рисуется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протяжении всего времени выполнения задания. Время выполнения задания не ограничивается.
Интерпретация. Критерии определения уровня.
К 1-му уровню успешности
относятся дети, которые выполняют
задание практически без
Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.
У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.
К 4-му уровню успешности
относятся дети, в рисунках которых
отсутствуют отдельные