Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
В настоящее время государство ставит задачи серьезной модернизации школьного образования в России. Совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь, процессами обновления, разворачивающимися в школе. Основным ресурсом процесса модернизации становится высококвалифицированный педагог. При этом каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладать хорошим физическим и психическим здоровьем.
Введение………………………………………………………………………….3
§1.Особенности профессиональной деятельности педагогов………………...6
§2.Особенности психологической защиты, роль психологических защит…12
§3.Регуляция эмоционального состояния педагога………...………………...17
§4.Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..38
Один из путей преодоления внутреннего напряжения состоит в том, чтобы научится расслабляться. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц. Расслабление доступно всякому, для некоторых техник не требуется ни каких-либо вспомогательных средств, ни особого времени. Умение расслабляться пригодится не только для рассасывания актуальных состояний напряженности. Без этого нельзя вести и речи о целом ряде техник, позволяющих глубже познать себя.
Все приемы релаксации основаны
на более или менее сознательном
расслаблении мышц. Поскольку человек
- единое целое и психическое напряжение
ведет к повышенному мышечному
напряжению, то справедливо и обратное.
Если удается понизить мускульное напряжение,
вместе с ним понижается и нервное,
так что состояние
Релаксационным техникам лучше всего обучаться под руководством специалиста. Но это не является обязательным условием. Критерием правильного обучения может служить то, доставляют ли занятия удовольствие и продолжаете ли вы хорошо себя чувствовать даже спустя продолжительное время по их окончании, как если бы вычистились изнутри. Если подобные приятные ощущения не возникают, или быстро исчезают, попробуйте другие техники и упражнения (сейчас достаточно много книг, посвященных этой теме) [4].
Специальные упражнения с
использованием методов позитивного
представления, концентрации на положительных
эмоциях и методов
Уход от решения проблемных ситуаций, использование слабоадаптивных механизмов психологической защиты, общая напряжённость защитной системы личности педагога ввиду постоянной эмоциональной напряженности в процессе педагогического труда сказываются как на общем психологическом состоянии учителя, так и на качестве обучения и воспитания, на эффективности выполнения работы в целом.[9]
Современные представления о "нормальной", развитой системе психологической защиты предполагает оценку следующих характеристик:
- адекватность защиты (человек
может восстановиться после
- гибкость защиты (человек
может использовать разные
- зрелость защиты (относительно
более зрелыми считаются
Преобладание у педагогов психозащитных техник в решении сложных педагогических ситуаций, а вследствие этого рост эмоционального напряжения и дискомфорта вызывает необходимость в профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще в годы обучения будущих учителей в вузе с помощью специального обучения продуктивным способам разрешения педагогических конфликтных ситуаций.
Так же психологическая позиция учителя может иметь различную динамику, с годами требовать коррекции и переоценки. В связи с этим нужно проводить периодически коррекцию отношения педагога к собственному психологическому здоровью, обучение приёмам его сохранения и укрепления. Часть этой работы организационно можно провести на курсах институтов повышения квалификации.[18]
Педагог находится в постоянном контакте с активно развивающимися детьми. Хороший педагог всегда сумеет поддержать полноценную «обратную связь» со своими воспитанниками, а поэтому и сам должен находиться в процессе непрерывного развития. Но это возможно только в том случае, если его энергетический потенциал достаточно высок. Ведь любое заболевание, острое или хронически вяло текущее, приводит к снижению жизненной силы и активности, к падению энергопотенциала, и тогда организм начинает работать в экономном режиме самосохранения, а на развитие энергии уже не хватает. Не трудно догадаться, что если педагог достаточно продолжительное время пребывает в периоде «самосохранения», то он теряет контакт, «обратную связь» со своими воспитанниками, что негативно сказывается как на характере взаимоотношений в системе «учитель-ученик», так и на эффективности самого педагогического воздействия.
Самое сильное влияние на детей оказывает не сознательная сфера действия педагогов (а тем более, родителей), а качество их бессознательного фона (неосознаваемые чувства, мысли, эмоции). И это становится серьёзной проблемой в связи с тем, что как раз то, что больше подвластно нашему контролю и коррекции, — сознание — оказывается менее влиятельным, чем неосознаваемые и, следовательно, неконтролируемые фоновые эффекты. И чем младше ребёнок, тем это воздействие интенсивнее (особенно это необходимо учитывать педагогам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками).[6]
Профессиональный педагог
– единственный человек, который
большую часть своего времени
отводит на обучение и воспитание
детей, нового поколения. Это требует
от общества создания таких условий,
при которых учитель выполнял
бы качественно профессиональные задачи,
осуществляя
Из выше сказанного можно сделать вывод, что умение управлять своим здоровьем, эмоциональным состоянием, освоение навыков стрессоустойчивого поведения – это первая и очень важная ступень самопознания. Самопознание дает возможность педагогу лучше узнать свои особенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования
Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью, принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других. Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними в педагогическом процессе.
Экспериментальное исследование по изучению психологических защит проводилось на базе МБОУ СОШ №3 п.Эльбан. Исследования психологических защит у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью.
Испытуемыми стали 30 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности в возрасте от 25 до 45 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап - изучение психологических защит у педагогов при помощи опросника;
- аналитический этап
Гипотеза исследования: используемые психологические защиты у педагогов связаны с профессиональной деятельностью.
Во время организационного
этапа была выбрана база для исследования,
формировалась выборка
Мы решили в рамках своего исследования провести тестирование не только на определения механизмов психологической защиты, но и на определение стратегии психологической защиты в общения у педагогов.
1. Методика определения ведущих механизмов психологических защит.
Характеристика методики: опросник состоит из 97 утверждений (пунктов), предполагающих две градации ответа: «верно» или «не верно»). Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования. (Приложение 1)
Результаты исследования ведущих механизмов защиты представлены ниже в таблице 1:
таблица 1
Отрицание |
Подавление |
Регрессия |
Компенсация |
Проекция |
Замещение |
Интеллектуализация |
Реактивные образования | |
1 |
+ |
+ |
||||||
2 |
+ |
+ |
||||||
3 |
+ |
+ |
||||||
4 |
+ |
+ |
||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
|||||
6 |
+ |
+ |
||||||
7 |
+ |
+ |
||||||
8 |
+ |
+ |
||||||
9 |
+ |
+ |
||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
|||||
11 |
+ |
+ |
+ |
|||||
12 |
+ |
+ |
+ |
|||||
13 |
+ |
+ |
+ | |||||
14 |
+ |
+ |
+ |
|||||
15 |
+ |
+ | ||||||
16 |
+ |
+ |
||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
|||||
18 |
+ |
+ |
+ | |||||
19 |
+ |
+ |
+ | |||||
20 |
+ |
+ |
+ |
|||||
21 |
+ |
+ |
+ | |||||
22 |
+ |
+ |
+ | |||||
23 |
+ |
+ |
||||||
24 |
+ |
+ |
+ |
|||||
25 |
+ |
+ |
||||||
26 |
+ |
+ | ||||||
27 |
+ |
+ |
||||||
28 |
+ |
+ |
||||||
29 |
+ |
+ |
||||||
30 |
+ |
+ |
+ | |||||
16 |
3 |
10 |
15 |
7 |
4 |
11 |
8 | |
53% |
10% |
33% |
50% |
23% |
13% |
37% |
27% |
Анализ результатов выявил следующее. Использование механизмов психологической защиты педагогами распределились следующим образом:
Уровень использования психологических защит неодинаков. Наиболее выражены такие защитные механизмы, как «Компенсация» и «Отрицание». Затем идут защиты «Интеллектуализация» и «Регрессия». После них, с меньшей частотой, можно выделить «Проекция» и «Реактивные образования». Наименее всего используются такие механизмы психологической защиты, как «Подавление» и «Замещение».
Приведём примеры наиболее часто используемых форм психологической защиты отрицание и компенсация (по результатам нашего исследования):
1. Для понимания процессов профессиональной деформации педагогов важно, что ориентация на усвоенные ранее клише, скорее всего, связана именно с отрицанием. Педагог отрицает возможность плохого поступка «любимым» учеником, отрицает существование каких-либо негативных явлений в его любимой школе и т.п. При этом он склонен быстро и безапелляционно, основываясь на первом впечатлении, навешивать на учащихся готовые «ярлыки». Это особенно опасно для начальной школы, так как сразу подчёркивает отношение и установку учителя на конкретного ребёнка. Влияние позиции и отношения педагога к ученику в начальной школе огромно, в основном определяет успешность ученика, его социальный статус в классе как в настоящем, так и на последующие годы.
2.Часто используют учителя и такую форму защиты, как компенсация (вместо собственных слабостей подчёркиваются желаемые черты). Так человек приобретает новые формы зависимостей. К их числу у женщин можно отнести такие, как шопингомания, вещизм, некоторые пищевые зависимости.
Рассматривая ведущие механизмы защиты можно выделить закономерность, что в паре с высшими формами защиты (компенсация, интеллектуализация, реактивные образования) идут примитивные (отрицание, регрессия, проекция, замещение, подавление). Это сочетание формирует неэффективное поведение индивида, при котором у взрослого человека неожиданно проявляются детские формы защиты своей личности.
2. Методика диагностики "Доминирующей стратегии психологической защиты" В.В. Бойко [11].
Информация о работе Психологическая защита в педагогической деятельности