Психологическая защита в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время государство ставит задачи серьезной модернизации школьного образования в России. Совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь, процессами обновления, разворачивающимися в школе. Основным ресурсом процесса модернизации становится высококвалифицированный педагог. При этом каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладать хорошим физическим и психическим здоровьем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
§1.Особенности профессиональной деятельности педагогов………………...6
§2.Особенности психологической защиты, роль психологических защит…12
§3.Регуляция эмоционального состояния педагога………...………………...17
§4.Исследование психологических защит в профессиональной деятельности педагогов………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 99.74 Кб (Скачать файл)

Характеристика методики: опросник состоит из 24 вопросов, к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Цель данной методики состоит в определения доминирующей стратегии психологической защиты в общении с партнерами. Выделяется три типа стратегии взаимодействия: миролюбие, избегание, агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами активно используются разные защиты своей субъективной реальности (Приложение 2).

Результаты этого тестирования также были обработаны, их можно представить следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

всегоо

%

a

       

+

           

+

       

+

+

 

+

       

+

       

+

7

23%

b

   

+

   

+

   

+

+

+

   

+

+

+

   

+

   

+

       

+

     

11

37%

c

+

+

 

+

   

+

+

       

+

             

+

 

+

+

     

+

+

 

12

40%


 

Данные распределились следующим  образом:

    • Агрессия – 40%;
    • Избегание – 37%;
    • Миролюбие – 23%.

Получается, что педагоги чаще и больше прибегают к таким  видам защиты в общении, как агрессия и избегание. Можно привести несколько примеров общения учителя с учениками:

  • Излишняя строгость обращения вплоть до проявления грубости в тоне и лексике, а также морализирование и поверхностный дидактизм в беседе учителя с учеником: "Вырос, а ума не накопил!"
  • Приказной тон обращения учителя на уроке: "Проверяю рабочие места!", "Всем сосредоточиться!", "Поднять руки, кто не выполнил домашнее задание!", "Сесть всем прямо, будете дополнять".
  • Применение в основном воздействий дисциплинирующего и оценивающего характера, а не стимулирующего и информирующего.
  • Излишнее количество замечаний на уроке. При вполне хорошей работе класса учительница без надобности высказывает много реплик и замечаний: "Подними голову!", "Долго, долго пишете!", "Быстро, быстро!", "Это ни к чему!"
  • Сухость обращения, слабость эмоционального контакта учителя с учащимися.
  • Однообразие педагогических воздействий, шаблонность в применении какого-либо из них. "Тише, ребята!" — то и дело говорит учитель, сопровождая это высказывание стуком указки по столу.
  • Частое указание школьникам на их недостатки, подчеркивание их застенчивости: "Разве от тебя услышишь хороший ответ", "Она у нас упрямая".

Самая распространенная ситуация связана с тем, что учитель  отстраняется от установки организовать соответствующим образом общение на уроке и вне его. Он думает, прежде всего, о том, как выполнить учебную программу, в каком объеме дать материал на уроке, сможет ли он уложиться во времени, какие задания дать для закрепления, для повторения.

На уроках приходится наблюдать  одни и те же способы, с помощью которых учителя наводят порядок среди "возмутителей спокойствия": пристально глядя на нарушителей, громко и резко окликая их по имени; оставляя виновных после уроков; делая записи в дневниках; изолируя их, отправляя из класса или отодвигая стол ученика из общего ряда столов; отправляя к директору, используя сарказм и издевку; заставляя пересесть на последнюю парту; внушая чувство вины: "Как тебе не стыдно, ведь я стараюсь помочь тебе?"

Удивляет в этих примерах то, что все они негативны и  носят приказной характер. Они  направлены, скорее, на взращивание  конформизма, а не творчества. Печально, что вместо стимулирования изобретательности, духа нового, продуктивности такое поведение со стороны учителей приводит к совершенно противоположному результату[11].

Исходя из этого, можно дать несколько рекомендаций педагогам для преодоления негативного влияния психологических защит:

  • организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
  • оптимизация режима работы и отдыха;
  • обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;
    • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
    • эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими);
    • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
    • рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.

 

Нами предполагалось, что  прибегание к определённым психологическим  защитам, зависит от профессиональной деятельности педагогов. Мы связывали  это с тем, что большую часть  времени человек проводит именно на работе. Проведя исследование можно сделать вывод, что использование психологических защит не зависит от профессиональной деятельности, точнее не только от неё. Здесь можно сделать другие вектора исследования такие, как возраст, стаж, семейное положение, личные качества и т.д. Ограниченность данной работы не позволяет нам этого сделать.

 

Гипотеза исследования: используемые психологические защиты у педагогов  связаны с профессиональной деятельностью не подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключении можно сделать  вывод о том, что каждый, кто  выбирает профессию педагога, берет  на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического  долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества. Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. 

Психологическая защита личности выступает как та объективная  реальность, которую надо уметь не только интерпретировать, но и фиксировать, выявлять, перестраивать, помогать осознавать, учить использовать. Это – реальность, с которой психологу, в первую очередь надо уметь работать на практике.

Категория психологической  защиты относится в современной  психологии к разряду давно и  прочно утвердившихся. Она давно  вошла во все психологические  словари и справочники как  общепринятое понятие из области  психологии личности. В широком смысле термин "Защита психологическая" употребляется для обозначения  любого поведения, устраняющего психологический  дискомфорт" - одно из самых общих  определений этого феномена. За этим и аналогичными определениями стоит  представление об индивидуально-психологической  природе явления психологической  защиты и ее механизмов, рожденное  еще в рамках психоанализа З. Фрейда.

Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что цель и задачи достигнуты. Нами были выявлены ведущие  механизмы психологической защиты и доминирующая стратегия психологической защиты в общении у педагогов. С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственных черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем. Это оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом.

Поэтому школьному психологу  для работы необходимо знать, как  ведут себя педагоги в общении  и к каким механизмам психологической  защиты они прибегают. Это поможет скорректировать их работу и при необходимости провести психологическую помощь и поддержку. Что в свою очередь будет положительно сказываться на профессиональной деятельности и общем самочувствие педагога, а вследствие и на работе учеников.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.Бабанский, Ю.К.

Избранные педагогические труды [Текст]/Ю.К Бабанский,- М: Педагогика, 1989.-558с.

2. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. - №2-1969.-с.118 – 126

3.Защитные механизмы личности: Методические рекомендации [Текст] / Сост.проф.В.В.Деларю.

4.Каппони В., Новак Т.  Сам себе психолог. [Текст]/В. Каппони, Т.Новак,- СПб.:Питер, 2001. – 224с.Волгоград: ВолгГАСА, 2004.-48с.

5.Котенева, А.В. Защитные механизмы личности, гендер и тип темперамента / А.В. Котенева // Наука и школа . - 2010 .- № 4.- С. 105-109.-ISSN 1819-463X

6. Котова, С. Как поддержать здоровье педагогов: [пути адаптации к профессиональным стрессам и кризисам] / Светлана Котова // Народное образование . - 2009 .- № 9.- С. 254-261

7.Кузьмина, Н.В.

Профессионализм личности педагога и мастера производственного  обучения[Текст]/Н.В.Кузьмина,- М.: Высшая школа, 1990.-119с.

8.Кузьмина, Ц.В., Кухарев, Н.В.

Психологическая структура  деятельности учителя [Текст]/Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев,-Томск, 1976.-315с.

9.Леньков, С.Л. Защитно-совладающее поведение как фактор

профессионального здоровья и эффективности работы учителя / С.Л.Леньков, А.К.Зиньковский, А.В.Антоновский // Вестник Моск.ун-та. Сер.20.Педагогическое образование . - 2011 .- №1,- С. 23-36.

10.Ломов, Б.Ф.

Методологические и теоретические  проблемы психологии [Текст]/Б.Ф. Ломов,- М.: Педагогика, 1989.-218с.

11.Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.281-287.

12.Митина, Л.М.

Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л.М. Митина; отв. ред. М.А. Ушакова. - М.: СЕНТЯБРЬ. 1999. - 192 с. - (Б-ка ж. "Директор школы"). –ISBN5-88753-024-3

13.Никольская, И.М.

Психологическая защита у  детей [Текст] / Р.М.Грановская. - СПб: "Речь", 2000. - 507с. ISBN 5-9268-0009-9

14. Огнев, И.

Психологическая безопасность: учеб. пособие [Текст] / И. Огнев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 605 е.: ил. - (Новое в  психологии).- ISBN5-222-09811-0

15.Орлов, А.А.

Профессиональное мышление учителя как ценность [Текст]/А.А. Орлов//Педагогика, М.: Педагогика, 1995, №6, с.63-68.

 16.Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой, A.JI. Михайлов [и др.]; под ред. Л.A. Михайлова. - СПб: Питер, 2009. - 256 е.: ил. - (Учебное пособие).-ISBN5-388-00399-7

Информация о работе Психологическая защита в педагогической деятельности