Психологическая характеристика лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.
Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и определение психологической характеристики лидера.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Понятие о лидере …………………………………………………………..4
Качества, присущие лидеру……………………………………………….8
Типология лидерства …………………………………………………….10
Взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями…………………………………………………………….15
Теории лидерства…………………………………………………………17
Психологическая характеристика успешного лидера………………….21
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика реферат.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Владимирский  государственный университет имени  Александра Григорьевича и Николая  Григорьевича Столетовых (ВлГУ)

Кафедра «Психология» 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Психология и педагогика

на тему:

«Психологическая характеристика лидерства» 
 
 
 
 
 

                                                                                   Выполнил: Куделина К.А.

                                                                                     Принял: доцент Зыкова З.Н. 
 
 
 
 
 

Владимир, 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

  1. Понятие о лидере …………………………………………………………..4
  2. Качества, присущие лидеру……………………………………………….8
  3. Типология лидерства …………………………………………………….10
  4. Взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями…………………………………………………………….15
  5. Теории лидерства…………………………………………………………17
  6. Психологическая характеристика успешного лидера………………….21

    Заключение…………………………………………………………………...27

    Список  литературы…………………………………………………………..29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     В любой группе всегда возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают доминировать над другими, играя  более активную роль. Впоследствии им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются, к ним относятся  с большим уважением.

     Лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с  наибольшим эффектом. В современных  условиях конкурентной среды существенно  возрастает необходимость обеспечения  эффективного руководства и управления группой (будь то организация, политическое объединение).

     Каждый  член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью  чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой  его заслуг и способности оказывать  влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой  организации. Групповая структура  с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

     Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения  и взаимодействия индивидов в  составе группы и становится сложным  психологическим феноменом, в котором  определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.

     Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и  определение психологической характеристики лидера. 
 
 
 
 

    1. Понятие о лидере
 

     Слово «лидер» появилось в английском языке примерно в 1330 году, а лидерство - около 1800 года, но до сих пор идёт соответствующее словообразование - поиск терминов, которые отражали бы различные стороны этого явления. [2]

     Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются  как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство — это психологический  феномен, тогда как руководство  — сугубо управленческий. Лидер  спонтанно занимает доминирующее положение  в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его  влияние и авторитет имеют  в основном неформальный характер. Руководитель — это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным  руководителем и наоборот.

     Лидерство - отношения  доминирования и подчинения, влияния  и следования в системе межличностных  отношений в группе. [10]

     Лидерство - один из процессов организации  и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых  целей в оптимальные сроки  и с оптимальным эффектом, детерминированный  господствующими в обществе социальными  отношениями. [11]

     Лидерство - способность оказывать влияние  на отдельные личности и группы, направляя их усилие на достижение целей организации.

     Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные  решения в значимых для нее  ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную  роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений  в группе.

     Личность  лидера и стиль его поведения  как доминирующего лица влияют на социализацию индивидов.

     Сколь разнообразны люди и группы, столь  же многообразны лидеры и их поведение.

     Признаки  лидерства можно обнаружить в  любой группе, даже среди случайных  соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое  выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей. [3]

     Но, несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:

     1) путем опроса членов группы  выяснить, кому они отдают предпочтение  как наиболее влиятельному лицу  в выборе направлений деятельности  группы (метод  самодоклада);

     2) путём опроса сторонних наблюдателей (или специально приглашенных  консультантов) назвать тех членов  группы, которые имеют наибольшее  влияние на других, или зарегистрировать  относительную частоту успешных  актов влияния одних членов  группы на других (метод наблюдения).

     Общим критерием этих двух методов выявления  лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально  мы можем определить лидеров как  лиц, оказывающих влияние на деятельность группы.

     В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации  групповых целей развивается  иерархия по степени влияния среди  членов группы.

     На  верхней ступени иерархической  лестницы оказывается первостепенный лидер, посредине располагаются  лидеры второго и третьего уровней  и на нижних ступенях находятся последователи.

     В малых сплоченных группах, как правило, и промежуточные лидеры и последователи  представляют на своих уровнях основные черты верховного лидера. Однако это  не относится к большим и сложным  группам, где существуют объективные  условия для выдвижения многих лидеров. [4]

     Потребность во влиятельном лидере особенно остро  ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых  целей возникает какое-либо препятствие  или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая  ситуация. Это может в равной степени  касаться и сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в  горах) и перипетий учрежденческой реорганизации.

     Новый лидер, скорее всего, может появиться  в тот период, когда старый лидер  не соответствует своему руководящему положению как стратег, эксперт, планировщик и администратор. В  цитированной работе Крокетта указывается, что в 83% случаев, когда лидер пренебрегал  или не мог справиться с перечисленными функциями, кто-либо другой из членов группы принимал на себя эти функции. В то же время в тех группах, где  формальный лидер эффективно выполнял эти обязанности, новый лидер  выдвигался только в 39% случаев.

     Доказано  также, что если лидер не справляется  с функцией представительства группы во внешней среде, не умеет «говорить  от имени всех», то группа выдвигает  нового лидера.

     Как и все члены группы, потенциальный  лидер стремится к достижению общих целей и в то же время  имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности  могут быть наилучшим образом  удовлетворены путем принятия роли руководителя (или неформального  лидера). В зависимости от степени  осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может  целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно (выдвижением занимаются последователи).

     В том случае, когда он сам стремится  к руководящей деятельности, механизм социальной самоорганизации уступает место целенаправленной деятельности, складывающейся из различные элементов.

     Среди этих потребностей могут быть стремление к власти, повышение своего социального  статуса и другие составляющие ценностных ориентации личности.

     Только  в том случае, если среди членов группы есть люди с такими потребностями, можно ожидать, что в данной группе появится лидер. В том случае, когда  группа располагает высоким потенциалом  лидеров, то возможным решением может  стать распределение лидерства  между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать высокую  концентрацию власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют  лица с потребностью к лидерству, то естественно, лидера в ней не возникнет, и группа может легко распасться.

     Чтобы понять сущность возникновения лидерства, нужно учесть не только внутригрупповые  факторы, представления и потребности  участников группы, но также психологию потенциальных лидеров. Не бывает лидеров  без последователей и не бывает лидеров  без людей, желающих ими стать. Другими  словами, если в группе нет людей, ориентированных на лидерство, то члены  группы, оказавшись без фактического лидера, становятся формальными участниками  группы, но не последователями. Практически  в этой группе может быть формальный руководитель, но он регулирует деятельность участников только административно-правовыми  средствами.[5] 
 
 

2. Качества, присущие лидеру

     Выработка организаторских, управленческих качеств  лидера - это уже проблема его  собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед  обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику.

     В малой группе (это может быть элита  уровней власти и ядро любого иного  руководства) роль лидера заключается  в сплочении ее участников и направлении  их деятельности. От него требуется  тесное личное общение с ближайшим  окружением. При этом выявляются и  играют организующую роль его личные качества.

     Умение  владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

     Одновременно  лидер должен уметь удовлетворять  интересы группы, не выходя за пределы  права и гражданских норм и  не ставя свое окружение в зависимость  от своих благодеяний. На отношения  с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние  личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический). 

     Лидер не только должен хотеть вести людей  за собой, но и обладать для этого  необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять  намеченную им программу. Одно из условий  лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому  требованию.

     К числу наиболее часто упоминаемых  исследователями личных качеств  эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная  уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность

Информация о работе Психологическая характеристика лидерства