Психологическая характеристика лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.
Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и определение психологической характеристики лидера.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Понятие о лидере …………………………………………………………..4
Качества, присущие лидеру……………………………………………….8
Типология лидерства …………………………………………………….10
Взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями…………………………………………………………….15
Теории лидерства…………………………………………………………17
Психологическая характеристика успешного лидера………………….21
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика реферат.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

     Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед  обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его  окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести  дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению  с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно  и своевременно перемещать своих  сотрудников и создавать условия  для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

     Управление  различными программами и процессами настолько связано с управлением  кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения  оказывается порой для лидера более важным, чем собственный  опыт. Он должен иметь ясное представление  о проблемах, которые волнуют  его работников, и считаться с  их настроем. 
 

 

     3. Типология лидерства

     Сложность роли лидера, находящегося в стадии - становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных  функций, которые входят в позицию  лидера.

     Специфика функций лидера обусловлена особенностями  группы, которой он руководит; в демократичных  группах решающее значение имеют  совершенно другие функции, нежели в  «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной  структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно  различны.

     Многие  из функций, к рассмотрению которых  мы сейчас перейдем, применимы (или  входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов  и крупных организаций.

     Функции лидера:

  1. Лидер как администратор.

     Наиболее  очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления  деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности  неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном  выполнении работы, а в предписании  ее другим членам группы.

  1. Лидер как планировщик.

     Лидер часто принимает обязанности  разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает  целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер  является единственным хранителем плана  действий; он один знает дальнейшие пути, все остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.

  1. Лидер как политик.

     Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии  поведения группы. В основном групповые  цели и методы их достижения имеют  три источника:

     1) Указания сверху, получаемые группой  от руководства в соответствии  с субординацией. Однако лидеры  низшего уровня привлекаются  в качестве консультантов, с  правом совещательного голоса  при выработке этих установок.

     2) Указания снизу, т. е. решения  самой группы. Хотя цели и средства  определены снизу, лидер тем  не менее несет ответственность  за их реализацию, поскольку он, будучи членом группы, также вовлечен  в выработку этих целей и  методов.

     3) Указания самого лидера (при условии,  что он обладает автономией  в принятии решений). [6]

     Таким образом, независимо от источника, определение  групповых целей и методов  их достижения является обязательной функцией лидера.

  1. Лидер как эксперт.

     Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной  информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой  степени разделения функций в  больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам  различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в  данном случае сам выбор этих экспертов  второй ступени наглядно характеризует  способности самого руководителя.

  1. Лидер как представитель группы во внешней среде.

     Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде  от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично, кто и как  их будет представлять; лидер в  этом случае отождествляет собой  всех членов группы, их коллективный разум, волю и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. В последнем смысле он является «привратником». [7]

  1. Лидер как регулятор отношений внутри группы.

     Регулирование личностных и деловых отношений  внутри группы осуществляется через  коммуникативную сеть, которая может  иметь различный вид. В некоторых  группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в  группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер  является «одним из всех».

  1. Лидер как источник поощрений и наказаний.

     Особенно  важным обстоятельством, с точки  зрения члена группы, является система  поощрений и наказаний, которую  лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы. [8]

  1. Лидер как третейский судья и миротворец.

     Эта функция в известной мере связана  с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель  одновременно, т. е. кого-то поощрять и  кого-то наказывать. В связи с  этой функцией в руках лидера оказывается  средство, благодаря которому он может  уменьшать или поддерживать тенденцию  к фракционизму внутри группы, в  зависимости от того, каковы его  личные планы. [8]

  1. Лидер как пример.

     В некоторых типах групп лидер  может служить моделью поведения  для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием  того, кем они должны быть и что  они должны делать. Командир отделения, который храбро ведет своих солдат в бой, служит именно таким примером. [7]

  1. Лидер как символ группы.

     Группы  с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных  индивидуумов. Члены таких групп прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и т. д.). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в частнопромышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма продолжительное время и т. д.

     В равной степени это касается различных  научных школ, представители которых  даже после смерти лидера идентифицируют себя с ним.

  1. Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность.

     Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности  за личные решения и действия, которой  они хотели бы избежать. Любимые  выражения лидеров - «все претензии - ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал» относятся  именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя  лидер берет на себя труд принимать  за него решения. Причем последователи  довольно охотно передают свою свободу  лидерам (Фромм назвал это явление  «бегством от свободы»). [7]

  1. Лидер как проводник мировоззрения.

     Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом  оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В  масштабах организации частное  мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов. Взгляды в большей степени  просачиваются вниз, чем наоборот; это особенно верно в тех случаях, когда лидер контролирует информацию, поступающую в группу из внешней  среды.

     13. Лидер как «отец».

     Многочисленные  функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для  членов группы. Истинный лидер - это  фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации  и чувства преданности. Если лидер  в некоторых отношениях не соответствует  идеалам последователей, они могут  его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет  ту почти беспредельную власть, которую  иногда приобретают лидеры при определенных условиях. [7]

     14. Лидер как «козел отпущения».

     Насколько лидер может быть объектом положительных  чувств в случае достижения группой  поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для  агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится  в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».

     Особым  случаем является утрата членами  группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому  идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы.[7]

     Перечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным  типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных ролей лидера главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива. 
 
 
 
 

4. Взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями

     Психологи, озаботившись данным вопросом, провели  множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно  найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что  очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость  обычно бывает довольно слабой.

     Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются толпой.  Страшно далеки они от народа.

2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации.  Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли[2].

4. Американский психолог Симонтон собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

Информация о работе Психологическая характеристика лидерства