Психологическая характеристика лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.
Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и определение психологической характеристики лидера.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Понятие о лидере …………………………………………………………..4
Качества, присущие лидеру……………………………………………….8
Типология лидерства …………………………………………………….10
Взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями…………………………………………………………….15
Теории лидерства…………………………………………………………17
Психологическая характеристика успешного лидера………………….21
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика реферат.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)
  • Лидерство в конкретных областях.

     12. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.

     13. Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

     14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

     15. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями.

  • Личностный идеал.

     16. Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.

     17. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

     18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели. Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

  • Лидерство в конкретных областях.

     19. Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

     20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

     21. Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет - во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы, только личностная цельность лидера делает это возможным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Проблемы  лидерства и управления имеют  давнее и тесное взаимодействие. Впервые  лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной  школе известного психолога Курта  Левина, которая занималась изучением  влияния группы на индивидуальное поведение  человека. Выяснилось, что группа может  оказывать значительное управляющее  влияние, как на действия, так и  на мнение отдельного ее члена и  что становление и развитие группы происходит, в том числе через  постепенную кристаллизацию функций  ее лидера - человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

     Таким образом, лидерство - сложный социально-психологический  процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение  и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное  совершенствование.

     Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения  и взаимодействия ее членов.

     Сложность роли лидера, находящегося в стадии - становления раскрыта путем рассмотрения многообразных функций, которые  входят в позицию лидера.

     Специфика функций лидера обусловлена особенностями  группы, которой он руководит.

     Многие  из функций применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей  первичных коллективов и крупных  организаций.

     До  сих пор однозначного понимания  «лидерства» нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект.

     Однако  можно выделить некоторые методы выявления лидерских способностей:

  1. OSS-test (практиковавшийся в армии США)
  2. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
  3. Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)
  4. Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС)

     Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд  реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся  к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется  получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к  их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления  намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается  это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

     Современный руководитель просто обязан быть лидером, т.е. обладать не только формальным статусом в группе, но и неформальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Психология лидерства: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. – 368с.
  2. Бендас Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие. - Питер, 2009. - 448 с.
  3. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. - М.: Эксмо. - 2004. - 224 с
  4. Патрик Ленсиони: Как решить пять основных проблем команды. Практическое руководство для лидеров, менеджеров, консультантов – Юрайт 2010. - 132 с.
  5. Том Питерс Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений (Стокгольмская школа экономики). - М.: 2011. - 352 с.
  6. Кешаван Наир Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Ганди. - Феникс: 2005. - 160 с.
  7. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования.- М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.
  8. Альфа-лидерство (Джулиан Рассел, Энн Диринг, Роберт Дилтс). - М.: 2004. - 256 с.
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
  10. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  11. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПБГУП, 2010. – 538 с..

Информация о работе Психологическая характеристика лидерства