Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 23:03, курсовая работа
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Об этом и должны позаботиться учителя. Поэтому проблема использования дидактических игр является актуальной в данное время. В соответствии с этим была поставлена
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования
дидактических игр в процессе обучения…………………………………5
1.1. Природа игры………………………………………………………………………..5
1.2. Роль игры в организации жизнедеятельности детей и процессе обучения..7
1.3. Проблема игры в отечественной литературе……………………………………14
1.4. Опыт использования дидактических игр в зарубежной литературе………...19
Глава II. Использование дидактических игр на уроках русского языка………….23
2.1. Дидактические игры на уроках русского языка……………………………….23
2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………………………………………….34
Педагогу необходимо знать
Чтобы справиться с этим
Игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто не знает способы, каким игроки будут выполнять свою задачу. Отсюда берет свое начало таинственность и романтика игры. Сколько игра бы не повторялась, для всех играющих она происходит как бы впервые, т.к. представляет новые препятствия. Их преодоление воспринимается ребенком как личный успех, победа и даже, как некоторое открытие. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости («я могу»).
В трехступенчатой мотивации игры («хочу», «надо», «могу») заключается основной механизм её влияния на личность. Отсюда вытекают направления педагогического руководства игровой деятельностью:
Основное отличие собственно игры от игрового метода заключается в том, что в игре интересы детей и педагогов открыты. Они не выходят за рамки общих целей: создать хорошую игру, чтобы получить удовольствие от процесса и результата. В игровом методе педагог реализует определенную сверхзадачу, происходит своеобразная подстановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть. Результатом же оказываются вещественные продукты труда, художественного творчества или новые знания.
Игра выступает как эмоциональн
Чтобы игра стала фактором развития, недостаточно просто играть и даже ставить игровые цели. В мотивационной сфере детей должно быть представлено и максимально актуализировано желание разработать, понять, осмыслить сами способы, ведущие к лучшим результатам в процессе игровой деятельности, обобщить эти проблемы с тем, чтобы можно было их применить и в других играх для саморазвития.
Игра имеет большое место ещё в дошкольном возрасте. Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «высшим миром знания» и психикой ребенка. Игровые действия позволяют осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Именно такие игры помогают развиваться у ребенка познавательному интересу.
Игра является одним из
Как правило, игра направлена
на решение не одной задачи,
а целого круга задач, причем
ведущая функция игры
Дидактическая игра, используемая на уроках русского языка, обладает основными функциями, способствующими развитию познавательного интереса к учению:
Включение в учебный процесс игры приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Однако, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:
Систематическое применение
Игровая деятельность является
наиболее эффективным
В игре удается привлечь
Дидактические игры позволяют
установить преемственность
Потребность в игре и желание
играть у школьников
Наиболее трудным, а для некоторых детей на первых годах обучения нелюбимым предметом становится русский язык. Это объясняется тем, что овладение языковыми знаниями связано с достаточно развитыми способностями.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизировать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
Для развития познавательного интереса к знаниям по русскому языку учителя используют разнообразные методы и приемы обучения, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения, чем вовлекают учащихся в активный процесс овладения этими знаниями.
Наряду с различными методами
и приемами, а также использованием
разнообразия дидактических
Ещё К.Д.Ушинский советовал
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках русского языка, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Таким образом, дидактические игры
позволяют обеспечить нужное
количество повторений на
Дидактическая игра будит
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. В играх, особенно в коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитывается воля.
Таким образом, в этом параграфе мы показали, что дидактическая игра является важнейшим средством развития умственной активности детей, их познавательного интереса. Игровые и занимательные задания разнообразят деятельность учащихся на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают память, внимание, логическое мышление детей, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы. Дидактическая игра способствует сделать любой учебный предмет или материал увлекательным, доступным, вызывает глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
1.3. Проблема игры в отечественной литературе.
Проблема игры ещё с давних
времен привлекала внимание