Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Об этом и должны позаботиться учителя. Поэтому проблема использования дидактических игр является актуальной в данное время. В соответствии с этим была поставлена

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования
дидактических игр в процессе обучения…………………………………5
1.1. Природа игры………………………………………………………………………..5
1.2. Роль игры в организации жизнедеятельности детей и процессе обучения..7
1.3. Проблема игры в отечественной литературе……………………………………14
1.4. Опыт использования дидактических игр в зарубежной литературе………...19
Глава II. Использование дидактических игр на уроках русского языка………….23
2.1. Дидактические игры на уроках русского языка……………………………….23
2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Игровые формы уроков русского языка 2.DOC

— 194.00 Кб (Скачать файл)

              Педагогу необходимо знать скрытые  механизмы, благодаря которым происходит  влияние игры на развитие личности  школьников. В процессе игры у  детей возникают 3 вида целей:

  1. Наслаждение, удовольствие от игры («хочу играть»).
  2. Собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил («надо играть так, а не иначе»).
  3. Непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включаясь в игру, школьник должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: угадай, найди, изобрази, поймай, составь и т.д.

              Чтобы справиться с этим заданиями, необходимо мобилизовать максимум сил, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Здесь нужно найти новую комбинацию. Подобные действия – творчество. Они сопровождаются максимальным эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, потому является стимулятором активности личности.  Именно в творческой сути игровой деятельности кроется внутренняя «пружина» (душа) игры.

              Игра является игрой до тех  пор, пока она дает действующим  лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто не знает способы, каким игроки будут выполнять свою задачу. Отсюда берет свое начало таинственность и романтика игры. Сколько игра бы не повторялась, для всех играющих она происходит как бы впервые, т.к. представляет новые препятствия. Их преодоление воспринимается ребенком как личный успех, победа и даже, как некоторое открытие. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости («я могу»).

              В трехступенчатой мотивации  игры («хочу», «надо», «могу») заключается основной механизм её влияния на личность. Отсюда вытекают направления педагогического руководства игровой деятельностью:

  1. Вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие играть.
  2. Помогать действовать по правилам и решать новые игровые задачи.
  3. Развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствующий появлению адекватной самооценки и чувства «могу».

              Основное отличие собственно игры от игрового метода заключается в том, что в игре интересы детей и педагогов открыты. Они не выходят за рамки общих целей: создать хорошую игру, чтобы получить удовольствие от процесса и результата. В игровом методе педагог реализует определенную сверхзадачу, происходит своеобразная подстановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть. Результатом же оказываются вещественные продукты труда, художественного творчества или новые знания.

              Игра выступает как эмоциональный стимул, средство решения новой задачи. В этом смысле использование игровых ситуаций на уроке преследует не столько информационно-познавательную цель, сколько выступает эмоциональным средством активизации мыслительной деятельности, либо средством переключения с логически-рационального на эмоционально-образное восприятие материала.

              Чтобы игра стала фактором  развития, недостаточно просто играть  и даже ставить игровые цели. В мотивационной сфере детей должно быть представлено и максимально актуализировано желание разработать, понять, осмыслить сами способы, ведущие к лучшим результатам в процессе игровой деятельности, обобщить эти проблемы с тем, чтобы можно было их применить и в других играх для саморазвития.

              Игра имеет большое место ещё в дошкольном возрасте. Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «высшим миром знания» и психикой ребенка. Игровые действия позволяют осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Именно такие игры помогают развиваться у ребенка познавательному интересу.

              Игра является одним из средств  формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса – мышления, внимания, памяти, воображения.

              Как правило, игра направлена  на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем  ведущая функция игры определяется  её дидактическими целями. Когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату.

              Дидактическая игра, используемая  на уроках русского языка, обладает основными функциями, способствующими развитию познавательного интереса к учению:

  1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения.
  2. Игра – средство формирования психологических образований.
  3. Формирование навыков учебной работы и формирование собственно-учебной деятельности.
  4. Формирование в процессе игры общеучебных умений и навыков самостоятельной работы.
  5. Формирование навыков самоконтроля  самооценки.

              Включение в учебный процесс  игры приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Однако, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:

  1. Правила дидактической игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал игры посилен всем.
  2. Дидактический материал прост и по приготовлению, и  по использованию.
  3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимает активное участие каждый ребенок.
  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

              Систематическое применение развивающих  игр приводит к тому, что игровые  интересы стимулируют познавательные, которые впоследствии становятся ведущими в учебной деятельности ребенка. Игра должна помочь сделать серьезный труд занимательным и интересным для детей.

              Игровая деятельность является  наиболее эффективным средством  включения ребенка в урок в  процесс творчества. Возможности  дидактических игр как средства  развития познавательного интереса  велики. На начальных этапах формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Используя постоянно, из урока в урок, элементы учебно-познавательных игр, учителя поднялись на ступеньку выше: игра из развлечения стала превращаться в игру-работу. Если сначала дети переживают эмоциональный подъем по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим, возникает желание помочь рыбке выбраться из беды путем решения математической  задачи.

              В игре удается привлечь внимание  детей к таким предметам, которые  в обычных неигровых условиях  их не интересуют и на которых  сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность  решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной  для детей.

              Дидактические игры позволяют  установить преемственность между  воспитанием ребенка в дошкольном  возрасте в детском саду или  в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе. В школе основной формой обучения является урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.

              Потребность в игре и желание  играть у школьников необходимо  использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка школьного возраста.

              Наиболее трудным, а для некоторых  детей на первых годах обучения нелюбимым предметом становится русский язык. Это объясняется тем, что овладение языковыми знаниями связано с достаточно развитыми способностями.            

          Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизировать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

              Для развития познавательного  интереса к знаниям по русскому языку учителя используют разнообразные методы и приемы обучения, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения, чем вовлекают учащихся в активный процесс овладения этими знаниями.

              Наряду с различными методами  и приемами, а также использованием  разнообразия дидактических материалов, одним из средств побуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

              Ещё К.Д.Ушинский советовал включать  элементы занимательности, игры  в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и  сделать более продуктивной работу школьников. Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключается на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр. Чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Учитель привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения ребенка умению пользоваться дидактическими играми на начальных этапах обучения. Вначале ученик заинтересовывается игрой,  а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре.

              Ценность дидактических игр в  процессе обучения заключается  в том, что они создаются в  обучающих целях, служат воспитанию  и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках русского языка, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

              Таким образом, дидактические игры  позволяют обеспечить нужное  количество повторений на разнообразном  материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержание игры. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в  изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однородной работе, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

              Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют её  деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр.

              Дидактические игры позволяют  индивидуализировать работу на  уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.  В играх, особенно в коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитывается воля. 

              Таким образом, в этом параграфе  мы показали, что дидактическая  игра является важнейшим средством развития умственной активности детей, их познавательного интереса. Игровые и занимательные задания разнообразят деятельность учащихся на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают память, внимание, логическое мышление детей, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы. Дидактическая игра способствует сделать любой учебный предмет или материал увлекательным, доступным, вызывает глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 

1.3. Проблема игры  в отечественной литературе.

              Проблема игры ещё с давних  времен привлекала внимание педагогов  и психологов. Слово «игра» не  научное понятие в строгом  смысле слова. Может быть, именно  потому, что целый ряд исследователей  попытались найти нечто общее  между самыми разнообразными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительных разграничений этих деятельностей и объяснения существующих форм игры.

Информация о работе Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения