Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Наличие познавательных интересов способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Об этом и должны позаботиться учителя. Поэтому проблема использования дидактических игр является актуальной в данное время. В соответствии с этим была поставлена

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования
дидактических игр в процессе обучения…………………………………5
1.1. Природа игры………………………………………………………………………..5
1.2. Роль игры в организации жизнедеятельности детей и процессе обучения..7
1.3. Проблема игры в отечественной литературе……………………………………14
1.4. Опыт использования дидактических игр в зарубежной литературе………...19
Глава II. Использование дидактических игр на уроках русского языка………….23
2.1. Дидактические игры на уроках русского языка……………………………….23
2.2. Конспект модели урока-игры……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………….33
Литература………………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Игровые формы уроков русского языка 2.DOC

— 194.00 Кб (Скачать файл)
  1. Карточка - тест.

    Инструкция. Обведи  кружком номера правильных ответов.

    Данные сочетания  слов являются словосочетаниями:

    1. осенний день;
    2. урок начался;
    3. купить книгу;
    4. в лесу.

    Ответ: 1) ; 3).

  1. Карточка - тест

    Инструкция. Обведи  кружком номера правильного ответа.

    К предложениям  с однородными сказуемыми относятся  предложение:

    1. Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)
    2. Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)
    3. Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)
    4. Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.

    Ответ: 3).

    (Варианты: найти  предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

  1. Карточка. Морфологический разбор.

    Выполняется при помощи трафаретов. Трафареты представляют собой копию тренажёров, предложенных Н.М.Лебедевым. (см. Список литературы).

 

Имя существительное


 

  1. Часть речи ______________________________________

                                             общее значение

II. Морфологические признаки:

    1. Начальная форма _____________________________


    1. Постоянные признаки:


 

 

собств.         нариц.        одуш.          неодуш.         род          склонение


    1. Непостоянные признаки:

      


                     падеж                        число

  1. Синтаксическая роль:

                                                           


 

Условные обозначения:     - вырезать окошко.


Ученик подкладывает под трафарет лист такого же формата и в нужных окошках ставит крестики.

  1. Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный з...лёный ст...лбовая

дес...ть цв...тной ш...рстяной  

бе...заботный  ра...свет       бе...цветный

рису...шь   пиш...шь        чита...шь

к...пуста   т...атр       ап...льсин

 

  1. Карточка.

    В каком примере  неправильно названа буква?

    1. Книга - кэ, эн, и, гэ, а.
    2. Палец - пэ, а, эль, е, цэ.
    3. Марка - эм, а, эр, ка, а.

Ответ : кэ

  1. Карточка. Игра «Справочное бюро»

    Использовать словарь.

    Выбери слово, в соответствующее лексическому  значению.

    Колорит,  компонент, комфорт, компромисс.(«Составная часть чего-либо»).

  1. «От каждой буквы - столбик - слово»

    Учитель пишет  на доске одно и то же  слово столько раз, сколько команд  будет участвовать в игре. Представители  команд по очереди подходят  к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово.

Условия: 1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;

      1. Слова не должны повторяться;
      2. Слова должны быть написаны правильно.

К о р п у с      к о р п у с          к о р п у с

р к о у к у      р б а о с а          о р е у р ю  

о н г с р г      а р з л п п          с е к л о р

т о   к о о      н ы б ё е о          т х о ь к п

        п  б        в о т  х г          ю   р т   р

                     р                м   д     и

                                                                                           з

Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

              Исходя из рассмотренной проблемы и цели, поставленной перед нашей работой, нами была проанализирована психолого-педагогическая литература. В ходе этого исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора.
  2. Дидактические игры способствуют повышению интереса к урокам русского языка.
  3. Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей.
  4. Игра является едва ли не самым драгоценным орудием воспитания и развития интереса.
  5. Благодаря дидактическим играм повышается детская восприимчивость, вовлекаются в активную деятельность пассивные дети, снижается утомляемость ребенка, методы урока становятся разнообразными, вносится занимательность в урок.

 Все это необходимо  для того, чтобы подготовить учащихся  к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях. Отсюда следует вывод: включение учащихся в творческую деятельность – основной путь обучения русского языка. Именно такой деятельностью являются развивающие игры. Они способствуют формированию названных умений.

Рассмотренные нами развивающие игры не исчерпывают все возможности, которые могут оказать положительное влияние на развитие учащихся в процессе обучения русского языка.

Исходя из поставленной перед работой цели, были решены следующие задачи: изучили психолого-педагогическую литературу, выявили влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие школьников.

Анализируя проведенные уроки, пришли к выводу: следует систематически включать в урок русского языка развивающие игры, так как они способствуют всестороннему развитию школьников.

 

         

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987 г.
  2. Былеева Л.В., Таборко В.А. Игра?..Игра!.. – М.: 1988 г.
  3. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т., т. 4, - М.: 1984 г.
  5. Газман О.С., Харитонова  Н.Е. В школу с игрой. – М.: 1991 г.
  6. Гайшут А.Г., Брудман Л.И. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык.  Киев, 1990 г.

7. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8

8. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.

9. Крупская Н.К. Педагогические  сочинения: в 10 т., т.3. Обучение 

      и воспитание  в школе. – М.: 1959 г.

10. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.

      – М.:   Просвещение, 1964 г.

11. Лук А.Н. Учись мыслить. Знание, - М.: 1978 г.

12. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку»,     Москва, «Просвещение», 1991 г.

          13. Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982 г.

          14. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: 1979 г.

          15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества. - М.: Знание, 1991г.

          16. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1985г.

          17. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении 

                   и  развитии. – М.: 1996 г.

          18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-П, 2000 г.

          19.  «Русский язык в школе», 1989 г., №4

          20.  «Русский язык в школе», 1992 г., №5

          21. «Русский язык в школе», 1993 г., №3

          22. Ушинский К.Д. Избранные пед. Сочинения: в 2 т., т.2,

                  - М.: Педагогика, 1974 г.

          23. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: 1991 г.

          24.  Шмаков С.А. Её величество – игра. – М.: МИП «Магистр», 1992 г.

          25.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978 г.

  

 

 


 



Информация о работе Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения