Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.
Недостаточная сформированность познавательной активности учащихся в традиционных условиях обучения современной школы отрицательно сказывается на становлении личности, ее социальной значимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Использование творческих заданий, как условие активизации учебно – познавательной деятельности на уроке математики в младших классах……………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и критерии познавательной активности, её уровни и признаки………………………………………………………………...5
1.2. Активизация учебно – познавательной деятельности ученика на уроке математики в младших классах: пути, способы, условия интереса…………………………………………………………………8
1.3. Сущность, критерии уровня познавательного интереса и его значение в обучении и развитии……………………………………..14
1.4. Условия формирования познавательного интереса………………...22
2. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями………………………………………………………25
2.1. Общая характеристика термина «понятия»…………………………25
2.2. Анализ различных методик формирования понятий у младших школьников……………………………………………………………31
2.3. Методика формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих заданий при работе над понятиями «Объёмные тела»……………………………………34
2.4. Составление геометрических словариков как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий у младших школьников………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованной литературы……………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Содержание несобирательного понятия можно отнести  к  каждому  предмету данного класса, мыслимого в  понятии(«ручка»,  «река»,  «игрушка»).При  этом будут возникать истинные суждения.

В  суждениях  (высказываниях)   общие   и   единичные   понятия   могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в  собирательном плане.  В  суждении  «Студенты  этой  группы  успешно   сдали   экзамен   по педагогике» понятие  «студенты этой группы» является общим и  употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение  об  успешной сдаче  экзамена  относится  к  каждому  студенту  этой  группы.  В  суждении «Студенты  этой  группы  провели  общее  собрание»  понятие  «студенты  этой группы» употреблено в собирательном смысле, так  как  студенты  этой  группы взяты как единый коллектив и это  понятие  является  единичным,  ибо  данная совокупность  студентов  (именно  этой   группы»)   одна,   другого   такого коллектива нет.

Например,  дадим  логическую   характеристику   понятиям   «коллектив», «недобросовестность», «стихотворение».

«Коллектив»  —  общее,  абстрактное,  безотносительное,  положительное, несобирательное.

 «Недобросовестность»   —    общее,    абстрактное,    безотносительное, отрицательное несобирательное.

«Стихотворение» — общее, положительное, безотносительное, положительное, несобирательное.

В содержание  понятия  о  каком-либо  объекте  входит  много  различных существенных свойств этого объекта. Однако чтобы установить,  содержится  ли объект в объеме данного понятия (т.е. распознать его), необходимо  проверить наличие у него лишь некоторых свойств. Указание  этих  существенных  свойств предмета,  которые  достаточны  для  распознания  объекта,   —   определение понятия.

Определение понятия — это такая логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.

С помощью определения понятий мы в явной форме  указываем  на  сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия  и  тем  самым отличаем круг определяемых предметов от  других  предметов.  Так,  например, давая  определение  понятия  «трапеция»,   мы   отличаем   его   от   других четырехугольников,  например,  от  прямоугольника  или  ромба.  «Трапеция  — четырехугольник, у которого две стороны  параллельны,  а  две  другие  —  не параллельны»(1).  Приведем  еще  несколько  определений   понятий,   которые принадлежат   к  двум  различным  видам  определений.  «Вещества,   растворы которых проводят  электрический  ток,  называют  электролитами»(2).  «Флорой называют  видовой  состав  растений,  произрастающих   на   той   или   иной территории»(3).   «Естественный   отбор   —   процесс   выживания   наиболее приспособленных особей, который  ведет  к  преимущественному  повышению  или понижению численности одних особей в популяции по сравнению с другими»(4).

Реальные и номинальные определения

Если  определяется  понятие,  то  определение  будет   реальным.   Если определяется   термин,   обозначающий   понятие,   то   определение    будет номинативным. Из вышеприведенных определений  (1)  и  (4)  —   это  реальные определения, а (2) и (3) — номинативные  определения.

С  помощью  номинативных  определений  вводятся  также  новые  термины, краткие имена взамен более сложных описаний  предметов.  Например,  «навыком называется такое действие,  в  составе  которого  отдельные  операции  стали автоматизированными в результате упражнений».

Определения могут быть явными и неявными.

Явные определения

Явные определения — это такие, в которых даны  определяемое  понятие  и определяющее понятие,  и  между  ними  устанавливается  некоторое  отношение равенства,  эквивалентности.  Самое  распространенное  явное  определение  — определение через ближайший род и видовое  отличие.  В  нем  устанавливаются существенные   признаки   определяемого   понятия.   Например:   «Правильный многоугольник — многоугольник, у которого  все  стороны  конгруэнтны  и  все углы равны», «Барометр — прибор для измерения атмосферного давления».

Признак, указывающий не тот круг  предметов,  из  числа  которых  нужно выделить определяемое множество  предметов,  называется  родовым  признаком, или   родом.   В   приведенных   примерах    родовыми    являются    понятия «многоугольник», «прибор».

Признаки,  при  помощи  которых   выделяется   определяемое   множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому  понятию,  называются видовым отличием. При определении понятия видовых признаков (отличий)  может быть один или несколько.

К явным определениям понятий относят  и генетические  определения.  Они часто   встречаются   в   школьных   учебниках.   Генетическими   называются определения предмета путем указания на  способ,  которым  образуется  только данный предмет  и  никакой  другой  (это  его  видовое  отличие).  Например: «Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не  лежащих на  одной прямой, и трех попарно соединяющих  их отрезков».

Неявные определения

В отличии  от  явных  определений,  в  неявных  определениях  на  место определяющего понятия поставлен контекст  или  набор  аксиом,  или  описание построения объекта, или показ.

1)   В   контекстуальных   определениях   содержание   нового   понятия раскрывается через отрывок  текста,  через  контекст,  через  анализ конкретной ситуации, описывающий смысл вводимого  понятия.  Примером контекстуального определения может быть определения уравнения и  его решения, приведенное в учебнике  для III класса. Здесь после  записи 3 + х = 9 и перечня чисел  2, 3, 6 и 7 идет текст: «х —  неизвестное число, которое надо найти. Какое из этих чисел надо поставить вместо х, чтобы равенство было верным? Это число 6[11, 56]».  Из  этого  текста следует, что уравнение — это равенство с неизвестным числом, которое надо найти, а решить уравнение — это значит найти такое значение  х, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

2) Определение через аксиомы (аксиоматический метод). Приведем  пример.

Пусть дана система каких-то элементов (обозначаемых x,  y,  z...)  и между    ними    установлено    отношение,    выражаемое    термином «предшествует».  Не  определяя  ни  самих  объектов,  ни   отношения «предшествует», мы высказываем для них следующие  утверждения  (т.е. следующие две аксиомы):

1. Никакой объект не  предшествует сам себе.

2. Если х предшествует  у, а у предшествует z, то х предшествует z .

Так  с  помощью   двух  аксиом  определены  системы  объектов  вида  «х предшествует у». Например, пусть объектами  х  ,  у  ...  являются  люди,  а отношение между х и у представляет собой «х  старше  у».  Тогда  выполняются утверждения 1 и 2. Если объекты х, у, z — действительные числа, а  отношение «х предшествует у» представляет собой «х меньше у», то  утверждение  1  и  2 также выполняются. Утверждения (т.е.  аксиомы)  1  и  2  определяют  системы объектов с одним отношением.

3) Индуктивные определения  характеризуются тем, что определяемый  термин используется  в  выражении  понятия,  которое  ему  приписывается  в качестве его  смысла.  Примером  индуктивного  определения  является определение понятия «натуральное число»:

1. 1 — натуральное число.

2. Если n — натуральное   число, то n +1 натуральное число

3. Никаких натуральных  чисел, кроме указанных в пунктах 1 и 2, нет.

С помощью этого индуктивного  определения  получается  натуральный  ряд чисел: 1, 2, 3, 4... .Таков алгоритм построения натуральных чисел.

4)  Остенсивные определения  используются для  введения  терминов  путем демонстрации объектов, которые этими терминами  обозначают.  Поэтому остенсивные  определения  называют  еще  определения  путем  показа.

Например, таким способом  определяются  в  начальной  школе  понятия равенства и неравенства.

|2 · 7 > 2 · 6                        |9 · 3 = 27       |

|78 – 9 < 78                         |6 · 4 = 4 ·6     |

|37 + 6 > 37                         |17 – 8 = 8 + 1|

|Это неравенства                |Это равенства|

 В  начальной  школе  при  введении  понятий  чаще  всего   используются остенсивные и контекстуальные определения. Иногда  встречаются  определения, сочетающие  контекст  и  показ.   Примером   такого   определения   является определение  прямоугольника,  приведенное  в  учебнике  математики  для   II класса[19, 36]. Здесь нарисованы (показаны) четырехугольники и  приведен  текст: «У этих четырехугольников все углы прямые».  Под  рисунком  написано:  «Это прямоугольники». Очень редко определения понятий даются через род и  видовое отличие.  Так,  например,   определяют   умножение:   «Сложение   одинаковых слагаемых называется умножением».

Основными логическими приемами формирования  понятий  являются  анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Для  выделения  существенных  признаков   необходимо   абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень  много.  Этому служит сравнение, сопоставление  предметов.  Для  выделения  ряда  признаков следует произвести анализ, т.е. мысленно расчленить  целый  предмет  на  его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем  осуществить обратную  операцию  —  синтез  (мысленное   объединение   частей   предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Мысленному анализу как приему, используемому при  образовании  понятий, часто  предшествует  анализ  практический,  т.е.   разложение,   расчленение предмета  на  его   составные   части.   Мысленному   синтезу   предшествует практический сбор частей предмета  в  единое  целое,  с  учетом  правильного взаимного расположения частей при сборке.

Анализ  —  мысленное  расчленение  предметов  на  их  составные  части, мысленное выделение  в них признаков.

Синтез — Мысленное установление  сходства  или  различия  предметов  по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование  —  мысленное  выделение  одних  признаков  предмета  и отвлечение  от  других.  Часто  задача  состоит  в  выделении   существенных признаков и в отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение —  мысленное  объединение  отдельных  предметов  в  некотором понятии.

Перечисленные выше логические  приемы   используются  при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и  при  овладении  знаниями  в процессе обучения.

Учитель, овладевая методикой преподавания  своего  предмета,  должен  в первую  очередь  организовать  работу  с  основными  опорными  понятиями  и законами,  уметь  выделить  главное  в  обучении.  Повышению  теоретического уровня преподавания способствует четкое выделение основных понятий. Надо  не только отрабатывать признаки основных и  опорных  понятий,  но  и  органично увязывать  их  содержание  с  современностью,  с  практикой,   иначе   может возникнуть формализм в знаниях учащихся.

В целом перед учителем  стоят  такие  задачи:  добиваться  от  учащихся глубокого  усвоения  основных  понятий  курса,  выработки  цельной   системы раскрытия важнейших  понятий  курса,  выработки  цельной  системы  раскрытия важнейших понятий школьных предметов,  поэтапного  расширения  их  объема  и усложнения их структуры.

 

    1. Анализ различных методик формирования понятий у младших школьников

В настоящее время существует несколько методик формирования  понятий  у младших школьников. В основе каждой методики  лежат  основные  дидактические принципы обучения, но каждый автор вкладывает в них свое содержание.

Так, В.А. Дрозд понимает принцип научности как «отражение в  начальном обучении   математике   определенных   математических   идей,    позволяющее осуществит их раннюю пропедевтику», т.е. «в соответствии  с  этим  принципом учебный материал должен излагаться в последовательности,  сохраняющей  связи между понятиями, темами, разделами в рамках  отдельного  предмета,  а  также межпредметные  связи»[3, 56].

В.В. Давыдов считает, что «принцип научности в  традиционной  дидактике понимается в узко эмпирическом  значении...  Подлинная  реализация  принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, т.е.  с  переходом  к формированию у детей уже с первых  классов  основ  теоретического  мышления, которое   лежит   в   фундаменте   творческого    отношения    человека    к действительности».[7, 67]

Существует два пути формирования понятий:  индуктивный  и  дедуктивный.

Индуктивный путь (от частного к общему) —  восхождение  от  фактов  к  общим закономерностям. В  традиционной системе  обучения  математике  предпочтение отдается индуктивному пути формирования понятий. Так, В.Л.  Дрозд  отмечает, что «важнейшим из требований к методике  введения  начальных  математических понятий является  формирование  математических  понятий  через  рассмотрение реальных,  житейских  ситуаций,  хорошо  знакомых  детям   из   повседневной жизни».[15] М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова  считают,  что  «при  ознакомлении учащихся с математическими понятиями лучше всего использовать метод  беседы.

Система упражнений в этом случае должна вести  детей  от  частных  фактов  к общему  выводу,  к  «открытию»  той  или  иной  закономерности,  т.е.  здесь целесообразна  эвристическая   беседа,   обеспечивающая   индуктивный   путь рассуждения».[16]  Эти  же  авторы  выдвигают  ряд  требований   к   системе упражнений при индуктивном пути формирования понятия:

1) Система упражнений  должна обеспечить наглядную  основу  формируемого понятия. Поэтому при выполнении упражнений важно во  многих  случаях использовать  наглядность.  При   ознакомлении   с   математическими понятиями и закономерностями в начальных  классах  часто  используют для этой цели операции  над  множествами  и  записи  соответствующих арифметических действий.

Информация о работе Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с