Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.
Недостаточная сформированность познавательной активности учащихся в традиционных условиях обучения современной школы отрицательно сказывается на становлении личности, ее социальной значимости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Использование творческих заданий, как условие активизации учебно – познавательной деятельности на уроке математики в младших классах……………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и критерии познавательной активности, её уровни и признаки………………………………………………………………...5
1.2. Активизация учебно – познавательной деятельности ученика на уроке математики в младших классах: пути, способы, условия интереса…………………………………………………………………8
1.3. Сущность, критерии уровня познавательного интереса и его значение в обучении и развитии……………………………………..14
1.4. Условия формирования познавательного интереса………………...22
2. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями………………………………………………………25
2.1. Общая характеристика термина «понятия»…………………………25
2.2. Анализ различных методик формирования понятий у младших школьников……………………………………………………………31
2.3. Методика формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих заданий при работе над понятиями «Объёмные тела»……………………………………34
2.4. Составление геометрических словариков как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий у младших школьников………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованной литературы……………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)
      1. Цель: познакомить с фигурой «цилиндр», с его свойствами.

Оборудование:   предметы   цилиндрической    формы,    цилиндры, фотографии, рисунки.

Рассматривание группы предметов. Чем отличаются?

  . по цвету;

  . по размеру;

  . по назначению;

  . по тяжелости;

  . по прозрачности  и т.п.

Чем похожи? (Объёмные, катятся взад-вперёд, похожи по форме).  Все  эти предметы имеют цилиндрическую форму. У всех есть  два  основания.  Основания какой  формы?  (Круглой).  Они  одинаковые?  (Да).  Эти  фигуры   называются цилиндры. А знаете, почему они так называются? Очень давно,  когда  не  было ещё машин и тракторов, и никакой  другой  техники,  люди,  чтобы  перетащить тяжёлый груз с одного места на другое, использовали  катки  из  дерева.  Они подыскивали прямое дерево и отрезали от него  кусок.  Этот  кусок  и  служил катком.

Слово «цилиндр» произошло от греческого слова. Означало оно «каток», «валик». Где вы встречаете цилиндр дома, в школе, на улице?

Как вы  думаете,  почему  высокие  мужские  шляпы  называется  цилиндр?

(Верхняя часть цилиндрической  формы)

Нарисуйте в  тетради  цилиндр,  подпишите,  покажите  его  основания  и боковую поверхность. Вот так.

Домашнее задание: записать в тетрадь названия предметов  цилиндрической формы, о которых мы не говорили на уроке.

II. Цель: закрепить понятие  «цилиндр», его свойства.

Оборудование: различные геометрические фигуры, шары  и  цилиндр, пластилин.

С чем вы познакомились? (С цилиндром). Какими свойствами обладает  тело цилиндрической  формы?  (Катится  взад-вперёд,   объёмное,   имеет   боковую поверхность и два основания в  форме  круга,  равные  между  собой.  Цилиндр можно поставить на любое основание).

Поиграем  в игру «Молчанка». Покажите мне руками цилиндр, его свойства.

Возьмите пластилин и слепите цилиндр. У всех получились  цилиндры?  Чем отличаются? (Цвет, размер). Что общего?

Поставьте самый высокий цилиндр, а слева от  него  —  самый  низкий.  У какого цилиндра самое большое основание, самое маленькое?

У доски — шары и цилиндры. Разделить  на  две  группы.  Как  называются предметы в каждой группе?

Из различных геометрических фигур выбрать только цилиндры.

Сравнить шар и цилиндр. Что общего? Чем отличаются?

Игра в «Чёрный ящик». Достать цилиндр, описать свои ощущения.

                                    КОНУС

      1. Цель: познакомить с конусом.
      2. Оборудование: предметы конической  формы,  рисунки,  фотографии, конус.

Рассматривание предметов, рисунков, фотографий. Чем отличаются?

  . по размеру;

  . по цвету;

  . по материалу;

  . по назначению и  т.д.

Что общего? (объёмные, катаются  по  кругу,  имеют  одинаковую  форму).

Посмотрите,  из  чего  состоит  фигура?  (основание,  боковая   поверхность, вершина). Кто знает, как называется эта  фигура?  (Конус).  Почему  она  так называется? Слово «конус» произошло от греческого слова.

Где вы видели конусы в классе,  дома,  на  уроке,  на  улице?  (Ёлочные украшения,  колпачки,  фишки  и  т.д.).  Дома  написать  названия  предметов конической формы.

II. Цель: Закрепить понятие  «конус», его свойства.

Оборудование: набор геометрических фигур (плоские  и  объёмные), пластилин.

Что вы знаете про конус? Какие свойства конуса  вы  знаете?  Что  такое конус? (Геометрическая фигура). Из  чего  состоит  конус?  (Из  основания  в форме круга, боковой поверхности и вершины).

Поиграем в игру «Молчанка». Ваша задача — молча, только руками показать конус и его свойства.

Возьмите пластилин и слепите конус. Это не просто.  У  всех  получились конусы? Если нет, то в чём ошибка?

Какой конус самый высокий? Самый низкий? У какого конуса самое  большое основание? Самое маленькое?

Поставьте конус,  справа  от  него  положите  шар,  а  слева  поставьте цилиндр.

Поставьте конус перед цилиндром; поставьте конус  за  цилиндром;  перед цилиндром; шар перед конусом.

Задание: из всех фигур (плоских и объёмных) выбрать только конусы.

У доски несколько  фигур.  Дети  запоминают  фигуры,  закрывают  глаза.

Учитель убирает фигуру. Если исчез конус, дети хлопают в ладоши.

Учитель показывает детям фигуры  и  называет  их  номера.  Дети  должны записать номера конусов. Проверяют все вместе.

Игра в «Чёрный ящик». В «чёрном ящике» лежат фигуры, ведущий должен  на ощупь определить конус и достать его.

                             Обобщение по темам

                          «Шар», «Цилиндр», «Конус»

             Оборудование: набор геометрических фигур, таблицы.

Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (Цилиндр, шар, конус).

Что вы можете сказать про каждую из этих фигур? Что общего у всех  этих фигур? (Катаются).

Чем отличаются? (У  шара  нет  основания  и  вершины;  у цилиндра  нет вершины, но два основания; у конуса одно основание и вершина).

 Сравните между собой:

  . цилиндр и шар;

  . цилиндр и конус;

  . конус и шар.

  Что общего между ними? Чем они отличаются?

Одинаковый фон — одинаковый признак. Какой признак один у  всех  фигур? (Катаются).

Разный фон — значит, этот признак присущ только одной  фигуре  (у  шара нет оснований, у цилиндра их два, у конуса одно).

Давайте поиграем в игру «Чёрный ящик», только немного изменим  правила.

Ведущий будет  не  доставать  фигуру,  а  описывать  её  свойства,  а  класс угадывать.

                                   ПРИЗМА

  I. Цель: познакомить с призмой, её свойствами.

Оборудование:  набор   геометрических   фигур   (шары,   конусы, цилиндры, призмы, рисунки, фотографии)

Перед вами геометрические фигуры. Задание: разделить на группы.

Все эти фигуры вам знакомы?  (Нет).  Какие  фигуры  вы  знаете?  (Шары, цилиндры, конусы). Оставшиеся фигуры можно отнести к  какой-нибудь  из  трёх групп? (Нет). А на какую фигуру они немного похожи?  (На  цилиндр).  Давайте посмотрим, чем они похожи? (Два одинаковых основания). Может,  это  цилиндр? (Нет). Чем они отличаются? (Цилиндры гладкие, а другие фигуры  нет,  они  не катаются).

Вы  правильно  выделили  эти  фигуры  в  одну  группу.  Они  называются «призмы». Такие разные фигуры, и одно название. Что  у  всех  призм  общего? (Не катаются, два одинаковых основания).

Проведите пальчиком по цилиндру, по кругу по боковой поверхности. Какой он?  (Гладкий).  Возьмите  призму,  проведите  пальчиком  по  ней.  Что   вы чувствуете? Это —  рёбра.  Посмотрите  на  бока  призмы.  Похожа  призма  на гранённый драгоценный камень? (Да). Эти бока называются гранями. Вы  слышали раньше это слово?

Вы знаете, почему призма так называется? Слово  «призма»  произошло  от греческого  ?????? , что означало «отпиленный кусок», или «опиленная».

Из чего состоит призма, из каких элементов? Каждая призма  имеет  грани (два основания и боковые грани), рёбра. Как вы думаете,  как  называется  то место, где сходятся три ребра? (Вершина).

Посмотрите на эту призму (треугольная призма). Проведите  пальчиком  по нижним рёбрам, по верхним. Сколько углов, сколько раз  вы  укололи  пальчик? (Три). Эта призма называется треугольной  призмой.  Сколько  у  неё  боковых граней? (Три).

Сколько углов  у  основания  этой  призмы?  (Четыре).  Сколько  боковых граней? (Четыре). Это — четырёхугольная призма.

Сколько углов у основания этой призмы? (Шесть). Сколько боковых граней? (Шесть). Это — шестиугольная призма и т.д.

Итак, из чего  состоит  призма?  (Призма  состоит  из  двух  одинаковых оснований, боковых граней и рёбер).

Где в жизни вы встречались с призмами? Посмотрите рисунки, фотографии.

II. Цель: познакомить с  параллелепипедом и кубом.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Что вы знаете про призмы? Из каких элементов она состоит?

Посмотрите на эту призму. Какая  она?  (Четырёхугольная).  На  что  она похожа? (На кирпич, коробку). Такая призма называется параллелепипед.

Где встречается параллелепипед? (брусок, пенал, шкафчик и т.д.).

Сколько у параллелепипеда боковых граней? (Четыре

 Посмотрите  на  эту  фигуру  (куб).  Что  это?  (кубик).  Это   призма, называется она куб. В чём особенность этой призмы? (Все  грани  равны).  Про грани не говорят, что это — основание куба или боковая грань куба.  Про  куб говорят,  что  у  него  шесть  граней.  Почему?  (Любая  грань  может   быть основанием).

КУБ

Где в жизни вы встречали куб? (кубики, кусочки сахара, коробки и т.д.)

Ребята, а куб и параллелепипед — родственники? (Да). Почему? (Куб — это

тоже  параллелепипед).  А  параллелепипед  —  призма?  (Да).  А  куб?  (Тоже призма). Кто «старше», «главнее»?

           III. Цель: закрепить понятие «Призма».

           Оборудование: набор геометрических  фигур.

Что такое призма? (Геометрическая фигура). Из  чего  она  состоит?  (Из двух одинаковых оснований, граней и рёбер).

Задание: из набора  геометрических  фигур  выбрать  только  треугольные призмы; только пятиугольные призмы; только кубы.

Из предложенных фигур выбрать призму, параллелепипед и куб.  Подумайте, сколько надо взять фигур?

Поиграем в игру «Молчанка». Показать молча призму. У всех получилось?

Возьмите  пластилин  и  слепите  эту   призму,   которая   вам   больше понравилась.

Какие получились призмы? Как их можно разделить на группы?  (По  цвету, по размеру,  по  количеству  граней).  Призмы  —  великолепный  строительный материал. Что можно сделать из ваших призм?

Поиграем в игру «Чёрный ящик». Ведущий должен достать из ящика призму.

                                  ПИРАМИДА

I. Цель: познакомить с пирамидой, её свойствами.

Оборудование: набор геометрических фигур, рисунки, фотографии.

Задание: все геометрические фигуры разделить на группы. Все эти  фигуры вам знакомы?  (Нет).  Какие  фигуры  вы  знаете?  (Шары,  цилиндры,  конусы, призмы). Оставшиеся фигуры можно  отнести  к  какой-нибудь  из  этих  групп? (Нет). На какую фигуру они больше всего похожи? (На конус). Чем они  похожи? (Одно основание, одна вершина). Чем  отличаются?  (Конус  катается,  боковая поверхность гладкая; эти фигуры не катаются, боковая поверхность состоит  из граней).

Как  называются  эти  фигуры?  (Пирамиды).  Знаете,  почему   они   так называются? Словом «пирамида» —   греки называли сооружения,  которые воздвигали египтяне в память о своих фараонах.

Пирамиды бывают разные.  Посмотрите  рисунки,  фотографии.  А  где  ещё встречаются пирамиды?

Посмотрите на эту  пирамиду.  Проведите  пальчиком  по  нижним  рёбрам.

Сколько углов? (Три). Значит, это треугольная пирамида и т.д.

ПИРАМИДА

Итак, из  чего  состоит  пирамида?  (Одно  основание,  вершина,  грани- треугольники, рёбра).

Дома записать названия предметов, имеющих форму пирамиды.

Призма и пирамида многогранники

Цель: обобщить знания по темам  «Призма»  и  «Пирамида».  Ввести понятие «Многогранник»

Оборудование: набор геометрических фигур, пластилин.

Вспомните, что такое призма. Выберите призмы из набора. Из чего состоит призма? (Из двух одинаковых оснований, грани рёбер)

Возьмите из набора пирамиды. Из чего состоит пирамида?  (Из  основания, вершины, рёбер, граней)

Что объединяет эти фигуры? (У всех есть грани)

Посчитайте, сколько граней у этой призмы? (Восемь).  У  этой  пирамиды? (Восемь). Трудно  было  считать?  (Да).  Может  быть  пирамида  с  двадцатью гранями? А с сорока? (Да). Как вы думаете, легко ли было бы их  пересчитать? (Нет). Сколько граней у этой призмы? (Много).

Вы, наверное, поняли, что пирамиды и призмы можно назвать одним словом.

Каким? (Многогранники).  Где  вы  в  жизни  встречались  с  многогранниками? (Карандаш, резинка и т.д.)

Запишите слово в тетрадь. Запомните, как оно пишется.

Возьмите пластилин. Попробуйте слепить многогранник. Это сложно.

Получились многогранники? Если нет, то в чём ошибка?

Посмотрите, какие разные у всех фигуры и одно название. Как назвать все эти фигуры?  (Многогранники).  Что  у  них  у  всех  общего?  (Показать  ещё многогранники).  Чем  отличаются?  Что  же  такое   многогранник?   (Фигура, состоящая из граней и рёбер). Какие предметы имеют форму многогранника?

Информация о работе Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с