Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 10:41, реферат
Предметом исследования является роль взрослого в организации произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста .
Целью работы является изучение путей развития произвольного поведения детей в процессе образовательной деятельности ребёнка.
Задачи работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Провести теоретический анализ понятий «воля» и «произвольность», показав их специфическое содержание.
Своеобразие этого этапа заключается, в том, что на нём преодолевается ситуативно-личностное общение со взрослым, которое является ведущей деятельностью младенца, и возникает новая форма деятельности - предметно-манипулятивная [5,с.122-127]. Под влиянием определённых воздействий взрослого у младенца происходит открытие предмета, формируется сначала смутный, а потом всё более отчётливый его образ, который начинает мотивировать и опосредовать его поведение. Таким образом, собственное произвольное действие ребёнка возникает в результате адресованного ему действия взрослого, несущего одновременно и мотивирующий и операциональный моменты. Избирательное эмоциональное отношение к предмету, включённому в общение со взрослым, его узнавание среди других, свидетельствует о том, что этот предмет отражается в сознании ребёнка и вызывает его отношение. Общение со взрослым оказывает влияние на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Общение требует от младенца умения распознавать эмоциональные проявления взрослого и совершенствования собственных желаний и состояний.
Л. С. Выготский подчеркивал, что истоки произвольности и воли ребёнка лежат не внутри организма ребёнка, а в его отношениях с другими людьми.Произвольность, как и всякая функция в культурном развитии ребёнка из социальной, интерпсихической функции переходит в интрапсихическую. [13,с.18-24].К.С. Лебединская, О.С. Никольская, считают произвольность психической активности одной из базовых составляющих психического развития. Она состоит из трёх уровней:
Сенсомоторная активность понимается автором не как осознанность собственных движений, а как возможность выполнения тех или иных сенсомоторных актов в соответствии с воздействием внешней среды, её объектов. Она лежит в основе формирования произвольной психической активности, развивается раньше всех и «тянет» развитие познавательной и эмоциональной сферы. Произвольность регуляции ВПФ осуществляется только на определённом этапе речевого развития ребёнка, когда речь опосредует эту форму произвольной регуляции. После, в результате интериоризации этот процесс завершается. Наиболее поздно начинает формироваться произвольная регуляция собственных эмоций. Вначале этот уровень произвольности опосредуется присутствием взрослого, его речью, эмоциональной оценкой поведения ребёнка. Исследования, проведённые под руководством А. Р. Лурия, показали, что дети до 5 лет, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. Для руководства ребенка в своих действиях словесной инструкцией необходимо создать специальные условия. А ее восприятие необходимо сопровождать организацией ориентировки в материале, с которым предстоит действовать ребёнку.
Дошкольники ещё не умеют устанавливать нужную связь между словесными указаниями и будущими ответными действиями. Оказалось, что если каждое звено словесной инструкции ребёнок будет сопровождать ориентировочными действиями ,то есть соотносить инструкцию с объектом действия, то последующее выполнение инструкции становится возможным даже для детей 3-4 лет. В результате такой организации ориентировочной деятельности у ребёнка складывается представление о том, что и как ему нужно будет делать, то есть формируется образ действия, который затем начинает определять практическое выполнение действия. Так формируется важнейшее условие произвольной регуляции - планирование.
Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребёнка. Эту роль обычно выполняет присутствие взрослого или других детей [5,с.125].Мотив может также фиксироваться предметом, связанным с содержанием действия. Характерно, что речевая формулировка мотива не фиксирует его и не побуждает дошкольников к выполнению дальнейших действий. В настоящее время важная роль взрослого в становлении разных форм произвольного поведения подчёркивается практически всеми исследователями - как отечественными, так и зарубежными.
В дошкольном детстве дети плохо принимают искусственно созданные ситуации и легче справляются с привычными, жизненными ситуациями. Важной для успешности выполнения задания является конкретность, определённость поставленной цели. А.Н. Леонтьев говорил о том, что цель одного и того же действия может по-разному осознаваться, в зависимости от того в связи с каким мотивом оно возникает. Тем самым меняется и смысл действия для субъекта.
Несмотря на признание несомненной значимости общения ребёнка со взрослым для развития саморегуляции, большинство западных психологов рассматривают его как фактор, лишь способствующий становлению, но не как внутреннее образующее начало. В качестве главного источника развития выступает познавательное развитие ребёнка и созревание определённых когнитивных структур, которое является результатом созревания нервной системы и индивидуального практического опыта ребёнка. Тёплые отношения со взрослым, его привязанность и отзывчивость лишь облегчает понимание ребёнком социальных требований, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребёнку подчиниться в общем-то чуждым ему социальным нормам .
Собственно произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку.
Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой, - ребёнок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения[6,с.15-16]. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Позднее ребёнок с помощью взрослых овладевает произвольным восприятием и начинает успешно решать подобные задачи, систематически рассматривая предметы и изображения, управляя движением своего взора. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Это освобождение происходит через овладение словом и становление регулирующей функции речи, которая является следующим важным этапом в формировании произвольного поведения у детей. Овладение речью - одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии [4,с.171].
I.3. Значение игровой деятельности в формировании произвольности
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно с помощью языка. Язык — важнейшее средство человеческого общения. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в полном объеме — понимание речи и активная речь — развивается постепенно. Речь очень сложная психическая деятельность, имеет различные виды и формы. Речь — специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения с помощью языка. Формируясь, речь ребенка проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и различных психических процессов [10,с 391-393].
Согласно культурно-исторической концепции Л .С. Выготского главным средством овладения своим поведением в дошкольном возрасте является речь. С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения [3,с.35]. Таким образом, именно слово делает действие человека свободным, осознанным и произвольным. Однако овладение речью происходит не сразу и не даётся ребёнку в готовой форме. Оно вырастает из последовательных изменений психологических структур и проходит ряд этапов.
Параллельно с развитием коммуникативной, активной речи происходит процесс становления её регулятивной функции. Л. С. Выготский представлял этот процесс следующим образом. Источником речи для себя является социальная речь ребёнка, адресованная взрослому. На первых этапах ребёнок воспринимает адресованные ему указания взрослого и подчиняет им своё поведение. Затем, обращаясь ко взрослым за помощью. Он управляет их поведением. На третьем этапе ребёнок организует собственное поведение по социальному типу, применяя к самому себе тот способ поведения, который он раньше применял к другому. Таким образом, речь из категории интерпсихической становится интрапсихической функцией.
Д. Б. Эльконин, развивая положения Л. С. Выготского, связывал становление произвольного поведения со способностью действовать по образцу, заданному в наглядной или идеальной форме, когда действие становится опосредованным нормами и правилами поведения, и когда впервые для ребенка возникает вопрос о том, как надо себя вести. Сравнение с образцом и есть осознание своего поведения, личное сознание, формирование которого неразрывно связано со становлением произвольного управления собственным поведением. Таким образом, влияние речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в раннем, но и в более поздних возрастах можно считать очевидным.
Выделение и осознание значения слова, его своеобразное «открытие» знаменует, по-видимому, встречу линий развития мышления ,действия и речи, которая по нашей гипотезе делает возможным речевое опосредование поведения ребёнка. Полученные различия в поведении хорошо и плохо говорящих детей одного возраста подтверждают это предположение. Хорошо говорящие дети проявляют большую направленность на взрослого и более выраженную отзывчивость к его воздействиям, их действия сопровождаются словами. В отличие от этого плохо говорящие дети совершенно пассивны и практически не реагируют на речевые обращения. Это позволяет высказать предположение о внутреннем единстве коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте.
Именно благодаря аффективной значимости слово отделяется от предмета и от взрослого и вбирает в себя определённый образ - объекта или действия. Становится возможной фиксация своего действия в слове, а значит и осознание своего действия посредством слова. Таким образом, слово становится не только средством общения, но и средством овладения своим поведением, что знаменует возникновение нового этапа развития произвольности.
Вместе с тем, очевидно, что не всякий разговор на личностные темы - когда взрослый спрашивает, а ребенок отвечает - может быть условием и фактором формирования произвольного поведения. Такое общение должно активизировать работу сознания ребенка, побуждать его посмотреть на себя со стороны и соответственно отнестись к своим действиям. Это возможно только тогда, когда общение опирается на реальные интересы ребенка, когда оно включено в его практические действия. Общение ребенка со взрослым проходит следующие этапы:
• Возраст «Почемучки»: ребенок задает вопросы - взрослый дает на них ответы;
• Взрослый задает правила - ребенок их выполняет;
• Ребенка начинают интересовать человеческие качества, поступки и отношения - взрослый развивает этот интерес (отвечает на вопросы, разъясняет некоторые ситуации, показывает пример человеческих взаимоотношений своим поведением);
• Ребенок начинает без особых разъяснений понимать природу требований взрослого;
Внеситуативно-личностное общение - это общение существует самостоятельно и представляет собой чистое общение, не включенное ни в какую другую деятельность. Взрослый для ребенка – это компетентный судья, знающий ,что такое хорошо и что такое плохо, и образец для подражания [5,с.126].
Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо – эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше воспитатель постоянно говорил детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись или не подчинялись требованиям взрослого.
В шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения.
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого.
Старших дошкольников уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.
Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка:
1.
Он сознательно усваивает
2.
Через личностное общение дети
учатся видеть себя как бы
со стороны, что является необходимым
условием сознательного
Информация о работе Пути формирования произвольного поведения у дошкольников