Пути формирования произвольного поведения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 10:41, реферат

Краткое описание

Предметом исследования является роль взрослого в организации произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста .
Целью работы является изучение путей развития произвольного поведения детей в процессе образовательной деятельности ребёнка.
Задачи работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Провести теоретический анализ понятий «воля» и «произвольность», показав их специфическое содержание.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 75.33 Кб (Скачать файл)

3. В личностном общении дети  учатся различать роли разных  взрослых-воспитателя, врача, учителя – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Большое значение в развитии произвольного поведения ученые придавали детской игре. Многие ученые отмечали влияние игры на становление поведения детей, развитие у них речи и познавательных функций.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания [20,с.70-72]. А.П. Адлер считал, что именно игра является наиболее адекватным способом компенсации неполноценности, неуверенности детей в своих силах, особенно по сравнению с окружающими их взрослыми [2,с.25]. Е.О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. Максимальное влияние игровая роль оказывает на детей 4-5 лет. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать [21,с.17-21].

Игры с правилами -особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры [12,с.274]. Психологи Л.Ф. Обухова и Е.И. Рогов   подчеркивали, что в дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. Ф .Фребель выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» [18,с.324].А.С. Макаренко утверждал, что игра-это первоначальная школа труда[21,с,19].

В своем обобщающем труде, посвященном значению игры в психическом развитии, Д. Б. Эльконин выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет, содержание, роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения .По его мнению, наибольшее значение в игре имеет не воображаемая ситуация, как предлагал Выготский, а роль, которая позволяет ребенку овладеть своим поведением, так как в ней скрыто правило поведения в данной игре. Изучение этапов развития игровой деятельности показало, что сначала в ней воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения .Он также показал, что развитие происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что и дало ему возможность доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте. Возможность посмотреть на себя со стороны, услышать мнение сверстников о степени успешности выполнения той или иной игровой роли позволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной. Точно так же коррекция со стороны участников игры помогает детям лучше выстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами. Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке [10,с.21-22].

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. И образцом, конечно же, является взрослый. Дети буквально копируют всё, что делают взрослые. Обычно любимыми ролями детей являются роли тех людей, которые занимают особое место в обществе. Можно играть в маму, выделив в её функциях моменты конфликтов, а можно выделить её заботу. В игре дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно.

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко удаётся ребёнку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание, данное экспериментатором, – стоять прямо и не двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность [21,с. 21].

Под руководством Д. Б. Эльконина был проведён интересный эксперимент. Перед ребёнком куча спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделали бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6, 7 лет. Экспериментатор наблюдал за детьми через зеркало Гезела. Дети, которые готовятся к школе, скрупулёзно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, входит экспериментатор просит поработать ещё: «Давай договоримся, вот эту кучку спичек разложим и всё». И более старший ребёнок продолжает эту монотонную, бессмысленную работу, потому что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребёнка менялось: он посматривал на Буратино и делал всё правильно. Если несколько раз осуществить это действие с замещающим звеном, то и без Буратино дети подчиняются правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правила лежит система отношений ребёнка со взрослым человеком. Сначала правило выполняется в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним. По словам А. Н. Леонтьева овладеть правилом значит овладеть своим поведением.

Игры с правилами, в которых взрослый передаёт ребёнку не только способы и образцы действия, но и эмоциональное отношение к игровому правилу в наибольшей мере способствуют становлению осознанного и произвольного поведения не только в игровой, но и в других видах деятельности.

  Анализируя психологический механизм влияния игры с правилом на становления произвольного поведения, необходимо рассмотреть роль взрослого в этой деятельности ребёнка. Эта роль двояка. Во-первых, взрослый являлся образцом игровых действий, источником и носителем правил игра. И во-вторых, он был её непосредственным участником. В своей первой роли взрослый ставил перед ребёнком задачу, формулировал правила действия и контролировал их выполнение. Вторая роль взрослого способствовала тому, что игра с правилом и само правило становились аффективно значимыми для ребёнка. В совокупности эти две роли взрослого приводили к тому, что правило действие выделялось в сознании ребёнка, приобретало мотивирующую побудительную силу и начинало опосредовать поведение ребёнка. Для того, чтобы игра увлекла и затронула детей взрослый организует и направляет их деятельность [1,с.44]. Игра потому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет ближайшее отношение к формированию личности ребёнка. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, формируется первичное подчинение мотивов, овладение нравственными нормами отношений между людьми, развивается воля [13,с.18-24].

Сниженная произвольность поведения у дошкольников, является результатом неосознанности их желаний и собственных действий, что в свою очередь объясняется дефицитом внеситуативно-личностного общения со взрослым [3,с.35-36]. Полное устранение взрослого от процесса игры имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его, но и в том, чтобы сделать его увлекательным, осмысленным. Для этого он должен быть не руководителем, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром. Специфика участия взрослого в игре с правилом и важнейшее условие её развивающего эффекта состоит в совмещении двух ролей – участника и организатора игры. Но только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли и произвольности в их единстве, которые могут обеспечить действительно развивающий эффект не только в ситуации игры, но и за её пределами.

Понимание произвольности как функции мотивации заставляет искать причину неуспеваемости первоклассников не в слабом развитии их произвольной сферы, а в недоразвитии мотивационной сферы, что существенно меняет направление развивающей работы с нуждающимися в ней детьми, ради которой, в принципе, и осуществляется определение психологической готовности к школе. Правильная подготовка требует не только обучения детей определенным знаниям и умениям, но и развития у них произвольности поведения, познавательной мотивации, новой социальной позиции школьника. Таким образом, под готовностью к школе понимают не отдельные знания и умения, но их определенную структуру, в которой должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным [14,с.43-45]. Это, прежде всего, мотивационная, личностная, а также волевая, интеллектуальная готовность.

За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Развитию произвольного поведения способствуют подвижные и дидактические игры, чтение детской и художественной литературы, физическая активность, труд, а также общение со сверстниками и взрослыми ,особенно родителями. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него .Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Поэтому те люди, которых ребенок любит, уважает, кем он восхищается, обязательно будут примером для растущего, впечатлительного маленького человечка, а он, считая себя взрослым или мечтая им стать, будет копировать поведение окружающих взрослых. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения. Данное новообразование является важным для ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются общие психологические требования сознательной целенаправленности и управляемости Не достаточно полноценное развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста значительно затрудняет процесс усвоения знаний, формирования учебной деятельности. Поэтому развитие произвольного поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста является актуальным направлением работы воспитателей.

В результате проведённой работы, мы пришли к выводам, что игры разной подвижности могут являться одним из средств формирования произвольного поведения. Теоретическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована студентами и преподавателями при изучении произвольного поведения дошкольников. Практическая значимость в том, что необходимо составить коррекционную программу, которая может быть использована в работе воспитателей и психологов дошкольных учреждений.

В перспективе возможно изучение влияния на формирование произвольного поведения у дошкольников трудовой, музыкальной и изобразительной деятельности. В итоге проделанной работы были получены следующие выводы:

  • Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психическими образованиями. Развитие воли связано со становлением и оформлением мотивационной сферы ребёнка; развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения.
  • Уровень развития воли и произвольности определяется содержанием предмета деятельности ребёнка, который выступает и как мотив и как средство осознания своих действий.
  • Новые уровни развития произвольного поведения возникают во взаимодействии ребёнка со взрослым, когда взрослый выступает как источник новых мотивов деятельности ребёнка.
  • Содержанием опосредования действий ребёнка на разных возрастных этапах являются: образ предмета; образ действия, фиксированный в слове; образ действия персонажа; правило действия; образ своего поведения во времени. Приложение 1.

В дошкольном возрасте  у детей могут наблюдаться деформации произвольности, которые могут быть исправлены в результате специальных психокоррекционных занятий. 
ЛИТЕРАТУРА

 

1.Абдулаева, Е.Н. Организация игры с игрушками-персонажами./Е.Н. Абдулаева // Дошкольное воспитание.- 2013. - №12.- С. 44-45.

2.Адлер,А.П .Практика и теория индивидуальной психологии[Текст]/А.П. Адлер.- М.,НИИ  технологии, 1995. -378с.

3.Арушанова,А.В.Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение./А.В. Арушанова // Дошкольное воспитание.- 2013. - №5.- С. 35-36.

4. Бедельбаевой, Х.Д. Общение со взрослым - основной источник психического развития ребёнка // Дошкольное воспитание . - 1980.- №5.- С. 32-36.

5. Бодалёв, А.А. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников [Текст]/ А.А. Бодалёв // сб. Общение и диалог в практике воспитания и психологической консультации -. Москва, 1987. - С. 122-127.

6. Борисова, М.А. Подвижные игры как средство закрепления знаний детей./М.А. Борисова// Дошкольное воспитание.- 2013. - №10.- С. 15-16.

Информация о работе Пути формирования произвольного поведения у дошкольников