Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:10, контрольная работа
Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психологического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания и потребности. В наши дни у детей становиться все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе…………..4
2. Уровни ОНР ……………………………………………………………………4
3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр…...9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе…………..4
2. Уровни ОНР ……………………………………………………………………4
3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр…...9
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Чистая, правильная речь - одно из важнейших
условий нормального
Общее недоразвитие речи относиться к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Понимание обращенной речи также недостаточно.
1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе.
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико - грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Для ОНР характерными признаками являются: позднее ее появление (нередко лишь к 7 - 8 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. При ОНР наблюдаются сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи ребенка и их взаимодействия.
2. Уровни ОНР.
В 1969 Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико - фонематического и лексико - грамматического недоразвития.
Каждый уровень
Р. Е. Левина и другие ученые выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Многолетнее изучение речи детей дошкольников 6-7- летнего возраста позволило установить, что выделяется еще одна категория детей - не резко выраженное недоразвитие речи, четвертый уровень речевого развития ( Т.Б.Филичева).
В теории и практике логопедии указанные уровни описаны довольно исчерпывающе.
ОНР I уровня.
У детей полностью отсутствует речь, или имеются лишь элементы речи (все понимает, но не говорит).
Активный словарь детей
Дифференцированное
Небольшой запас слов отражает непосредственно
воспринимаемые предметы и явления.
«Фраза» состоит из лепетных элементов,
которые последовательно
Отсутствует или имеется лишь в
зачаточном состоянии понимание
значений грамматических изменений
слова. Если исключить ситуационно-
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных - согласных, ротовых - носовых, некоторых взрывных - фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Отличительной чертой речевого развития детей этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
ОНР II уровня.
Переход к этому уровню характеризуется возросшей речевой активностью ребенка.
Словарь становиться больше, но еще очень беден. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.
Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2 - 3, редко 4 слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, мебели, профессий, обуви, одежды.
Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.
Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
- отсутствие согласования
- в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам ( три стола - «ти тоу», две ручки - «две утька»).
- смешение падежных форм ( лежит на столе - « летит а тоу»).
Много трудностей испытывают дети при
пользовании предложными
В отличие от первого уровня, понимание
обращенной речи на втором уровне значительно
развивается за счет различения некоторых
грамматических форм. Это относится
к различению и пониманию форм
единственного и множественного
числа существительных и
Фонематическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («паапан» - барабан, «дупа» - рука).
Типичными остаются затруднения в усвоении звукослоговой структуры слова. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов.
У детей недостаточно сформировано фонематическое восприятие, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
ОНР III уровня.
Этот уровень характеризуется
наличием развернутой фразой речи с
элементами лексико - грамматического
и фонетико-фонематического
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, звук [сь], сам еще нечетко произносимый, заменяет звук [с] («сянки»), [ш] («сяпка»), [щ] («сетка»). Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произноситься по-разному.
Дети правильно повторяют трех-
Наблюдается неточное употребление многих
лексических значений. В активном
словаре преобладают
Дети используют в речи простые предложения, почти не употребляются сложные.
Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании. Большое количество ошибок наблюдается в использовании предлогов.
Понимание обращенной речи приближается к норме.
Пробелы и ошибки в развитии фонетики,
лексики и грамматического
ОНР IV уровня.
У детей этого уровня обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление, у них нет ярких нарушений звукопроизношения. Как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков. Слоговая структура слова нарушена в меньшей степени, наблюдаются персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии.
Недостаточная внятность, выразительность,
несколько вялая артикуляция
и нечеткая дикция оставляют впечатление
общей смазанности речи. Незаконченность
формирования звукослоговой структуры,
смешение звуков характеризуют недостаточный
уровень дифференцированного
Наряду с недостатками фонетико
- фонематического характера
Стойкими остаются ошибки при употреблении:
существительных с
Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов. В отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными.
Особую сложность для детей представляют конструкции с разными придаточными:
- пропуски союзов;
- замена союзов;
- инверсия.
Еще у детей этого уровня отличительная особенность их связной речи:
- в беседе, при составлении рассказа
по заданной теме, картинке, серии
картинок констатируются
- рассказывая на свободные темы,
они используют в основном
простые малоинформативные
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологи: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя, пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют: