Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:10, контрольная работа
Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психологического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания и потребности. В наши дни у детей становиться все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе…………..4
2. Уровни ОНР ……………………………………………………………………4
3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр…...9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
1) основные компоненты - дидактические и игровые задачи, игровые действия;
2) дополнительные компоненты - сюжет, роль.
Существенным элементом
дидактической игры являются правила.
Выполнение правил обеспечивает реализацию
игрового содержания. Соблюдение правил
выступает непременным условием
решения игровой и
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
1) предметные игры - это
игры с народной (деревянные конусы
из одноцветных и разноцветных
колец, бочонки, шары, матрешки, грибки
и др.) Дидактической игрой, мозаикой,
различными природными
2) настольно-печатные - направлены
на уточнение представлений об
окружающем, систематизацию знаний,
развивают мыслительные
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- парные картинки. Игровая
задача состоит в том, чтобы
подобрать картинки по
- Лото. Они строятся по
принципу парности: к картинкам
на большой карте подбираются
тождественные изображения на
маленьких карточках. Тематика
лото самая разнообразная: «
- домино. Принцип парности
реализуется через подбор
- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- игры типа «лабиринт»
развивают пространственную
3) словесные игры. В эту
группу входит большое
Важное значение имеет
содержание дидактических игр. В
дошкольных учреждениях имеются
большие возможности в
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым логопед в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача.
Определяя дидактическую
задачу, надо, прежде всего, иметь в
виду какие знания, представления
детей (о природе, об окружающих предметах,
о социальных явлениях) должны усваиваться,
закрепляться детьми, какие умственные
операции в связи с этим должны
развиваться, какие качества личности
детей можно формировать
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
Игровые правила.
Основная цель правил игры в группах старшего дошкольного возраста - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом»: - Л.С. Выготский.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую
игру в воспитательно-
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «давайте я считалкой выберу водящего!», «помните, когда мы играли «горячо - холодно!», как интересно было!».
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Организация дидактических игр логопедом в группе старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. ОНР III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
Основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня при коррекции лексико-грамматических нарушений:
- научить правильному
образованию множественного
- научить самостоятельному образованию новых форм слова;
- научить правильному
образованию трудных форм
- научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;
- научить правильному
согласованию существительных
- научить правилам согласования
слов в предложениях с
- научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
- формировать навыки связной речи.
Формирование словообразования
глаголов рекомендуется осуществлять
в следующей
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
А) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
-с- (играть - сыграть, петь - спеть, есть - съесть, делать - сделать),
-на- (рисовать - нарисовать, колоть - наколоть, писать - написать),
-по- (обедать - пообедать, сеять - посеять, ужинать - поужинать),
-про- (читать - прочитать);
Б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть - застегивать, умыть - умывать, заталкивать - затолкнуть).
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов
с наиболее продуктивными
Входит - выходит, подходит - отходит,
Влетает - вылетает, подлетает - отлетает,
Въезжает - выезжает, подплывает - отплывает,
Прибегает - убегает, подъезжает - отъезжает,
Приезжает - уезжает, закрывает - открывает,
Прилетает - улетает, наливает - выливает,
Приходит - уходит, насыпает - высыпает
Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет,логопед стимулирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.
Главная задача на этом этапе обучения научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «кто первый узнает?», «кто скорее соберет игрушки?», «что такого же цвета?», «овощи», «угадай, что это?», «найди 2 слова неприятеля» и др.
Игры «слушай команду», «холодно - жарко», «когда это бывает?», «что справа?», «найди игрушку», « куда пойдешь?», «найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только закрепляется правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) И направления собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове пространственно-временные отношения. Отработка этих понятий до занятий по теме «предложение» уменьшает в дальнейшем количество структурных и лексико-семантических ошибок в предложении.
При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и даётся его схема. Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением учитывается, что в процессе обучения дети должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.
Далее детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи таких игр, как «чья вещь?», «чей хвост?», «составь предложение», «чем?» и др., дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагается детям самим придумать предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. Так в игре «человек и животные», дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.
Работая над предлогами в
предложениях, основной нашей задачей
является: научить детей слышать
в речи окружающих предлоги, правильно
понимать их значение и пользоваться
ими в собственной речи. Предлоги,
как известно, помогают выразить многообразие
отношений между предметами окружающей
действительности и являются орудием,
при помощи которого достигается
сочетаемость слов, и строится высказывание.
Дети с нарушениями речи, как выяснилось
на констатирующем этапе, опускают предлоги
или воспринимают их как часть
слова. Здесь важно для ребенка
понять, что предлог - хоть и маленькое,
но имеющее самостоятельное
Также в работе можно использовать сказочных героев, литературных персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой. Участниками занятий становятся незнайка, петрушка, карлсон, пингвиненок лоло, солнечный зайчик. Игровая ситуация создается путем введения сказочного героя.
Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи III уровня сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Итак, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Основной задачей логопеда является преодоление речевого недоразвития у ребенка. Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра. Особое значение имеют игры на развитие речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.