Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.

Содержание

I Особенности воспитания детей в неполной семье……………………5 стр.
1.1 Семья как институт первичной социализации ребенка……………..
1.2 Характеристика неполной семьи……………………………………..
1.3 Детско-родительские отношения в неполной семье……………………
II Особенности работы учителя начальной школы с детьми из неполной семьи………………………………………………………………………………
2.1 Специфика работы педагога с неполной семьей……………………
2.2 Методы, используемые в работе педагога……………………………..
2.3 Разработка программы взаимодействия педагога ОУ с неполной семьей……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_(готовый _почти).doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

Следующим критерием для диагностики проблем детей, воспитывающихся в неполных семьях, является показатели состояния их здоровья. По результатам анализа медицинских карт детей было выявлено, что 36% принадлежат к первой группе здоровья, 64% - ко второй группе здоровья. Данные результаты указывают, что большинство детей имеют какие либо ограничения в здоровье, в основном это миопия различной степени, различные хронические заболевания органов дыхания и др.

Таким образом, анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых ребенок из неполной семьи испытывает трудности и нуждается в социально-педагогической поддержке. Это, в первую очередь, психосоциальное состояние детей, воспитывающихся в неполных семьях. Высокий уровень тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих личных качеств, боязнь потерять единственного родителя - все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социально-психолого-педагогической помощи, но и путем выстраивания индивидуальной социально-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка.

2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей

В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.

Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.

Задачи программы:

  1. Осуществить коррекцию психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);
  2. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;
  3. Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами работы с детьми из неполных семей.

Сроки реализации: учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.

Апробирование программы по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала следующие результаты.

 

 

Таблица 3 - Результаты сравнительного исследования уровня тревожности

Имя ребенка

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Евгений Е.

высокий

высокий

Алексей X.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Ксюша А.

высокий

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Кристина М.

высокий

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Анатолий Г.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Коля Ж.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Дима Ш.

Ср. уровень с тенденцией к низкой

низкий

Михаил В.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Антон С.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Света Ш.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к низкой-

Костя Г.

Результаты исследования не достоверны

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Антон В.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией

к высокой

Василий К.

Результаты исследования

не достоверны

Ср. уровень с тенденцией

к низкой

Анна М.

Ср. уровень с тенденцией к низкой

низкий

Артем 3.

высокий

высокий

Ксения А.

Ср. уровень с тенденцией к низкой

низкий


 

Рисунок 4 - Сравнительные результаты исследования уровня тревожности, %

 

Вторичная диагностика показала следующие результаты: высокий уровень тревожности составил 12%, средний уровень с тенденцией к высокой - 25%, средний уровень с тенденцией к низкой - 44%, низкий -19%. Таким образом, сравнительный анализ показал, что при первичной диагностике высокий уровень тревожности и средний уровень с тенденцией к высокой в сумме составлял 78%. Вторичная диагностика показала снижение уровня тревожности, где высокий уровень составил 37%.

 

Таблица 4 - Сравнительные результаты исследования уровня агрессии

Имя ребенка

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

 

Оценка агрессивности

Оценка враждебности

Оценка агрессивности

Оценка враждебности

Маша А.

256 (норма)

156 (выс.)

256 (норма)

76 (норма)

Света К

206 (норма)

136 (выс.)

206 (норма)

126 (выс.)

ЖеняФ

326 (выс.)

136 (выс.)

256 (норма)

96 (вые.)

Настя Б.

306 (выс.)

126 (выс.)

286 (выс.)

96 (норма)

Наташа П.

256 (норма)

56 (норма)

206 (норма)

66 (норма)

Сергей Г.

206 (норма)

96 (норма)

216 (норма)

76 (норма)

Михаил В.

256 норма)

96 (норма)

206 (норма)

76 (норма)

Максим О.

126 (низк.)

116 (норма)

126 (низк.)

66 (норма)

Владимир П.

236 (норма)

106 (норма)

216 (норма)

76 (норма)

Людмила Ш.

216 (норма)

96 (норма)

216 (норма)

76 (норма)

Костя Г.

136 (низк.)

76 (норма)

136 (низк.)

66 (норма)

Антон В.

306 (выс.)

76 (норма)

236 (норма)

76 (норма)

Василий К.

96 (низк.)

66(норма)

96(низк.)

66(норма)

Анна М.

76 (низк.)

96(норма)

76 (низк.)

66(норма)

Артем 3.

266(выс.)

146 (выс.)

216 (выс.)

146 (выс.)

Ксения А.

356 (выс.)

96(норма)

256 (норма)

96(норма)


 

Рисунок 5- Сравнительные результаты исследования уровня агрессии

 

Исследование уровня агрессии при вторичной диагностике показал следующие результаты:

- снижения показателя  высокого уровня агрессии до 12%, средний уровень составил - 48%, низкий  уровень - 40%). (рисунок 5)- снижение высокого уровня враждебности до 19%), средний уровень составил - 59%, низкий уровень - 22%. уровень негативизма остался прежним и составил 31%;

  • уровень проявления чувства вины, угрызений совести снизился и составил 10%).

Следующим показателем для сравнительного анализа и проверки эффективности апробируемой программы явилось исследование уровня самооценки (Рисунок 6).

Рисунок 6 - Сравнительные результаты исследования уровня самооценки

 

Вторичная диагностика исследования самооценки у детей из неполных семей выявила следующие показатели, так количество детей с адекватной самооценкой повысился и составил 42%, при первичной диагностике данный показатель составлял -25%. Количество детей с завышенной самооценкой немного снизился и составил 58%, первичная диагностика показала - 75% детей с завышенной самооценкой.

Апробирование программы по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала свою эффективность в работе с детьми, воспитывающихся в неполных семьях, и родителями. Некоторые положительные тенденции прослеживались и в работе с педагогическим персоналом.

Наиболее интересные занятия, по мнению детей, были тренинги личностного роста и коммуникативных умений. В работе с детьми акцент делался на индивидуальную работу (индивидуальные консультации).

Необходимо отметить положительные результаты и в работе с родителями. При проведении семейного лектория на тему «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка» чувствовалась заинтересованность родителей, задавались вопросы по проблеме. Однако индивидуальные консультации, творческие домашние задание не имели большого успеха.

В работе с педагогическим коллективом наиболее эффективное взаимодействие при апробировании программы состоялось с психологом школы.

Анализ состояния проблем детей, воспитывающихся в неполных семьях, полученных в ходе первичной диагностики, подтвердил теоретические положения относительно социальной депривации данной категории детей и показал следующие результаты:

  1. Повышенная личная тревожность - 69%.
  2. Высокий уровень агрессии - 31%.

4.  Неадекватно завышенная самооценка- 75%.

Выявленные на практике проблемы детей, воспитывающихся в не полных семьях, явились основанием для разработки и апробирования прог- раммы деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.

Данная программа носит комплексный характер и имеет три направления работы:

  • социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей;
  • социально-педагогическая поддержка родителей;
  • Взаимодействие с педагогическим коллективом по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.

Каждое направление деятельности подразделяется в свою очередь на несколько подпрограмм. В работе с детьми:

-диагностическая работа (подбор инструментария и диагностика  проблем); психокоррекционная работа (снижение уровня тревожности, агрессии, формирование адекватной самооценки и преодоление чувства неуверенности в себе).

Работа с родителями также строится по нескольким направлениям:

-социальная паспортизация  неполных семей; коррекция детско- родительских отношений; повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей. Работа с педагогическим коллективом носит рекомендательный характер и направлена на ознакомление педагогическим коллективом с методами и формами работы с детьми из неполных семей и их родителями. Таким образом, разработка и апробирование программы деятельности педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей была обусловлена актуальностью данной проблемы как в психолого-педагогической литературе, так и в реально существующей практике и показала свою эффективность в ходе апробации ее на базе МБОУ «Общеобразовательной  основной  школы №15».

 

 

Заключение

Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, не справляющихся со своими основными функциями. К данной категории семей относятся и неполные семьи, в которых остро предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей.

Таким образом, квалификационная работа на тему «Деятельность педагога по поддержке детей из неполных семей» посвящена актуальной проблеме - кризису института семьи на современном этапе развития российского общества, следствием которого явилось неблагополучие многих семей, в том числе неполных.

Информация о работе Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье