Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.

Содержание

I Особенности воспитания детей в неполной семье……………………5 стр.
1.1 Семья как институт первичной социализации ребенка……………..
1.2 Характеристика неполной семьи……………………………………..
1.3 Детско-родительские отношения в неполной семье……………………
II Особенности работы учителя начальной школы с детьми из неполной семьи………………………………………………………………………………
2.1 Специфика работы педагога с неполной семьей……………………
2.2 Методы, используемые в работе педагога……………………………..
2.3 Разработка программы взаимодействия педагога ОУ с неполной семьей……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_(готовый _почти).doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Продолжение прил. Б

1

2

3

4

5

Социально-

психологическая коррекция

эмоционально-

волевой,

личностной

сфер ребенка

 

 

 

Индивидуаль-

ное психоло-

го-

педагогиче-

ское

консультиро-

вание

 

- активизация позитивных установок, мотивов,

ценностей у ребенка;

преодоление

чувства неуверенности в себе;

Лютова Е.К.,

Монина Г.П.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) - СПб.: Речь, 2013.-98 с.

Психолог

Соц. педагог

Формирование

адекватной самооценки

Психолог

Соц. педагог

Тренинг личностного роста

Опросник

Басса-Дарки

определение

уровня агрессии

Шапарь В.Б.

Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь- Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с.

Психолог

Соц. педагог

Методика

«Шкала тре-

вожности» Дж. Тейлора

определение

уровня тревожно-

сти

Шапарь В.Б.

Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - - Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с.

Психолог

Соц. педагог

Методика

«Альтерна-

тивный список качеств личности»

определение

уровня самооценки

Воспитательный

процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2009. -119 с.

Психолог

Соц. педагог


 

Продолжение прил. Б

1

2

3

4

5

 

Методика

«Недописанный тезис»

выявление отношения ребенка к семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка

Полонский И.С. Практические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 2010.-93 с.

Соц. педагог

Социально-

психологи-

ческая кор-

рекция

эмоцио-

нально-

волевой,

личностной

сфер ребенка

 

Индивидуаль-

ное психолого-

педагогиче-

ское

консультиро-

вание

- активизация позитивных  установок, мотивов,

ценностей у ребенка;

преодоление чувства неуверенности в себе;

 

Психолог

Соц. педагог

Тренинг лич-

ностного рос-

та

Формирование

адекватной само-

оценки

Лютова Е.К.,

Монина Г.П.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2013.-98 с.

Психолог

Соц. пе-

дагог

Тренинг ком-

муникативных

умений

Упражнения: «Ваятель», с.96;

«Поменяться местами», с.96;

«Скалолаз», с.96; «Чемодан», с. 152; «Построение в круг», с.90

Развитие чувства

сотрудничества,

снятие напряжения

Асмолов А.г.

Тренинг об-

щения с подростками. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2009.-215с.

Психолог

Соц. пе-

дагог


 

Продолжение прил. Б

1

2

3

4

5

 

Аутогенная

тренировка

«Мой огонек»; «Разговор с собой», с. 75

Снижение уровня

тревожности

Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. -349 с.

Психолог

Соц. пе-

дагог

 

Игротерапия

Игры:

- «Что случи-

лось?», с.37;

«Кто есть кто», с.38;

-«Ты диктуй, а я буду  писать о том, что случилось», с.39;

-«Зло ищу, пальцем покажу», с.40

Снижение уровня

Романова А.А. Игротерапия: как

преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекцион-ные методики). М.: Школьная пресса, 2009. -48 с.

Психолог

агрессии и преодо-

Соц. пе-

ление эмоциональ-

дагог

ных расстройств

 

Метод ком-

плексной эс-

пресс-

диагностики

родителей

Выявление особенностей семейного воспитания и отношения родителей к детям

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М..-ТЦ Сфера, 2009. -480 с.

Психолог

Соц. педагог

Коррекция

детско-

родительских

отношений

 

Индивидуаль-

ное психолого-'

педагогиче-

ское консультирование родителей

Преодоление

затруднительных психологических ситуаций в семье, во взаимоотношениях с ребенком

 

Психолог

Соц. педа-

гог


 

Окончание прил. Б

1

2

3

4

5

 

Педагогическое поручение (творческое домашнее

задание для

родителей) на тему «новые семейные традиции»

Расширение и

восстановление

воспитательного потенциала

неполной семьи

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педаго-

га. - М.:ТЦ Сфера, 2009. -480 с.

Соц. педагог

Классный

руководитель

Образовательное

Семейные лектории

Тема «Виды

нарушений

семейного воспитания и характер ребенка»

повышение

психолого-педагогической

культуры родителей

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2010.

.-272 с.

Соц. педагог

 

Арттерапия

Изобразитель-

ная деятельность в сочетании с движением и танцем:

-«Ведущий и ведомый»;

-«Тактильное знакомство»;

-«Эмоции»;

«Рисунок жестов»;

-«Танец», с. 250

Снижение

уровня

агрессии

и тревожности

Копытин А.И. Основы

арт-терапии. СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 256 с.

Психолог

Соц. педагог


 

 

Приложение В

Таблица 3 - Социально-педагогическая поддержка родителей

Направление

деятельности

Формы и методы работы

Ожидаемый

результат

Методическое обеспечение

Службы

сопровождения

Организа-ционное

Встреча с родителями

Ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу

 

Соц. педагог

Классный руководитель

Диагности-

ческое

Социальная паспортизация семей

Сбор сведений об условиях жизни, развития и воспитания ребенка

Рабочая тетрадь социального педагога/ сост. Г.С.Семенов. под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Школьная пресса,

Соц. Педагог

Классный руководитель

Практикум для родителей «Психологическая поддержка в семье»

повышение психолого-педагогической

культуры родителей

Ахметшина В.А. Психолого-

педагогиче-

ские аспекты работы с родителями // Классный руководитель. - 2009 - №1. _ С. 65-73

Психолог

Соц. педагог


 

 

Приложение Г

Таблица 4 - Взаимодействие с педагогическим коллективом по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей

Направление

деятельности

Формы и методы работы

Ожидаемый

результат

Методическое

обеспечение

Службы сопровождения

Консультативно-

методическое

 

 

Учебно-методический

семинар по проблеме: «Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающиеся в неполных семьях» на методическом объединении классных руководителей

Просвещение

педагогическо-

го коллектива

Психология роди-

тельства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.. 368 с.

Соц. педагог

Психолог

Консультация классных

руководителей по выбору и внедрению оптимальных методов и форм работы с

детьми и родителями в воспитательной работе с классом

Прописывание

индивидуальной работы с детьми и родителями в воспитательно-

образовательных планах классных руководителей

 

Психолог

Соц. педагог

Организация

деятельности с психологом школы

Помощь и

взаимодействие в проведение диагностики, коррекции, консультирования

 

Соц. педагог


 

 

 

 


Информация о работе Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье