Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:56, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи работы:
1. изучить научно-теоретические положения, представленные в лингвистических и онтолингвистических исследованиях по данной теме;
2. опираясь на данные современной логопедической науки, представить теоретическое обоснование проблемы формирования словообразовательных навыков при дизартрии у дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
1.УЧЕНИЕ О СЛОВООБРАЗОВАНИИ В ЛИНГВИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ……….. …5-8
2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ ХОДЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ…………………………………………………9-16
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ: ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ………17-22
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ……...23-24
3. ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ…..25-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32-33
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….34-36
Работа по преодолению нарушений словообразования
у дошкольников с дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших
психических функций
человека. В процессе речевого развития
формируются высшие формы познавательной
деятельности, способности к понятийному
мышлению. Овладение способностью к речевому
общению создает предпосылки для специфически человеческих
социальных контактов, благодаря которым
формируются и уточняются представления
ребенка об окружающей действительности,
совершенствуются формы ее отражения.
Полноценное овладение родным языком
в дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического
и нравственного воспитания детей в максимально
сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Обогащение речи ребёнка дошкольного возраста сложными грамматическими конструкциями (словообразовательными, синтаксическими) важно по двум причинам. Во-первых, богатство индивидуальной речи дошкольника - это залог развития интеллекта, его мыслительного компонента. Во-вторых, разнообразие грамматических конструкций одновременно предусматривает правильность речи, а правильность – это первое условие культуры речи.
Нарушения речи, в частности дизартрия, в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно сказываться на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Разные стороны грамматического строя языка - синтаксис, морфологию, словообразование - ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой словоизменения - правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной к школе группе.
Проблема обучения детей грамматическим нормам родного языка носит актуальный характер. Это отражено в работах А.Н. Гвоздева, С.Л.Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других.
Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникова, М. И. Поповой, А.В.Захаровой посвящены исследованию особенностей развития грамматического строя речи у детей. Исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, недостаточно специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с дизартрией, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов. Не было разработано научно обоснованных методов формирования словообразования у данной категории детей. Таким образом, остается нерешенной проблема изучения состояния и развития словообразования у детей с дизартрией. Поэтому для изучения нами была выбрана тема «Работа по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с дизартрией».
Цель работы – изучение особенностей формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи работы:
Метод: анализ научной и методической литературы по теме.
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы РАЗВИТИЯ словообразования у детей
Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Г.А.Николаев в своей книге «Теоретические проблемы русского словообразования» пишет «…Наука о словообразовании формировалась во второй половине XIX века. Определяющую роль в ее становлении сыграли представители четырех научных школ России: Московской лингвистической школы Ф.Ф.Фортунатова, Харьковской лингвистической школы А.А.Потебни, Казанской и Петербургской лингвистических школ, связанных с именем И.А.Бодуэна де Куртенэ. Наиболее цельный взгляд на сущность словопроизводства был разработан представителями казанской лингвистической школы в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX столетия (И.А.Бодуэном де Куртенэ, Н.В.Крушевским, В.А.Богородицким, А.И.Анастасиевым и др.). Их взгляды легли в основу одного из современных направлений российской словообразовательной науки. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование» называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении...»
Словообразование - раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов [1].
Вопросы словообразования отражены в работах многих лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин).
В языкознании раздел «словообразование» длительное время присоединяли либо к лексикологии, либо к грамматике, выделяли только лексическое или только грамматическое словообразование. Лишь в последние десятилетия словообразование выделилось в самостоятельный раздел языкознания.
С понятием «словообразование» тесно связана и проблема морфологической структуры слова, системы производных слов. С этой точки зрения, термин «словообразование» используется для обозначения специфического языкового процесса по дифференциации производных слов и словообразующих морфем.
Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем – находит свое выражение в многообразии способов образования слов.
В психологической и психолингвистической литературе словообразование складывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительности». Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.
В педагогике к исследованию формирования грамматического строя речи обращены работы таких авторов, как Г.И. Жаренкова, М.М. Конина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, А.Г. Тамбовцева, А.В.Ястребова, В.И.Ядэшко и др.
В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение приводит к несформированности связной речи.
Современные лингвисты (Арутюнова Н.Д., Земская Е.А. и др.) много пишут не только по вопросам словообразования уже совершившегося, но и дают возможность оценить новые слова с точки зрения грамотности русского языка, поскольку с их работах есть высокая степень обобщения. Они описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ суффиксами (стол-ик, за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (узкоколейный, громкоговоритель, сенокос, вертолет); перевод основ из одного класса в другой (руль - рулить, золото - золотой); чередования в составе основы (глухой - глушь) и др. Вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связностью с исходной единицей. Словообразование - важный источник пополнения словарного состава языка. Словообразование - это наука о том, как "делать слова" [37].
Ушакова Г. Н. описывает, каким образом и зачем появляются новые слова на базе старых основ, но благодаря синхронному анализу структуры слова, принципам изучения строения существующих в современном русском языке слов, усиливаются единицы системы словообразования, выводит словообразовательный образец. Таким образом, возможно, не только изучить состав существующих слов, но и понять перспективу развития. Например, если мы хотим назвать кого-то уменьшительно, то будем использовать следующие значимые единицы (например, суффиксы -онок, -еньк и т.д.). Педагогу, работающему с детьми с дизартрией, важно не только хорошо знать законы словообразования, но перспективы, законы по которым создаются новые, пока еще не существующие слова. Дети с нормальным речевым развитием часто занимаются словотворчеством. Педагогу необходимо понять, где заканчивается словотворчество, как норма, а где начинается нарушение законов словообразования [26].
В книге крупного отечественного языковеда, академика Н.М. Шанского, впервые опубликованной в 1968 г., содержится изложение важнейших теоретических вопросов языкознания, формулируются принципы словообразовательного анализа и определяются его особые задачи в отличие от морфемного и этимологического анализа. Автор рассматривает общие вопросы, связанные с изучением слова как структурного целого, описывает морфемный состав слов в русском языке, определяет словообразовательные понятия. Большое внимание в книге уделяется характеристике различных исторических изменений в морфологической структуре слова [32].
К.И.Чуковский показал, что словообразование является закономерным этапом в освоении норм и правил словообразования. По его мнению, ребёнок усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка путём аналогий [31,с.87].
Основополагающее значение для понимания формирования грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А.Н.Гвоздева, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В исследованиях известного лингвиста А.Н. Гвоздева собран уникальный фактический материал. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.
Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели - типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее в речи сформировавшееся представление о модели - типе словообразования.
Развитие словообразования у детей рассматривается в исследованиях А.Н. Гвоздева в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка. А.М. Шахнарович отмечает, что в процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой, но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.
Информация о работе Работа по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с дизартрией