Работа по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение особенностей формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи работы:
1. изучить научно-теоретические положения, представленные в лингвистических и онтолингвистических исследованиях по данной теме;
2. опираясь на данные современной логопедической науки, представить теоретическое обоснование проблемы формирования словообразовательных навыков при дизартрии у дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
1.УЧЕНИЕ О СЛОВООБРАЗОВАНИИ В ЛИНГВИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ……….. …5-8
2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ ХОДЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ…………………………………………………9-16
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ: ЭТИОЛОГИЯ, СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ………17-22
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ……...23-24
3. ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ…..25-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32-33
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….34-36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:

1)образование слов с заданным значением с помощью логопеда (например, дается задание назвать ласково предметы или одним словом назвать маленькие предметы: косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);

2)  выделение общей морфемы;

3)   закрепление значения аффикса;

4)   анализ звукового состава морфемы;

5)   самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании навыков словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

- сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

- сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значения. Уточнение грамматического значения слова является важным условием для формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

В процессе коррекционной работы проводится уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, некоторых падежных значений существительных.

С целью уточнения грамматических значений детям предлагается ответить на вопросы, подобрать вопрос к слову, подобрать слова, характеризующие отнесенность к определенному грамматическому значению (например, ОН, ОНА, ОНО), включить слово в словосочетание, предложение.

Для методики обучения словообразованию важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в дошкольном возрасте средств и способов словообразования. В словообразовании детей с дизартрией подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончание, приставки, суффиксы). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, хлебница), направление движения (ехал – поехал - выехал).

Дидактические игры – эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой дидактической игре четко определяются программное содержание. Например, в игре «Кто ушел, кто пришел?» закрепляется правильное употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко проводить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

При формировании словообразования у детей с дизартрией, как отмечают Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, основное внимание необходимо уделять организации продуктивных словообразовательных моделей. После их закрепления можно переходить к работе над словообразованием моделей менее продуктивных, а затем и непродуктивных. Например, при образовании уменьшительно-ласкательных существительных продуктивными суффиксами являются -ик- (домик, носик), -чик- (шкафчик, блинчик), -к- (лапка, шубка), менее продуктивными - -оньк- (березонька, яблонька), -еньк- (Мишенька, рученька), непродуктивными - -иц- (лужица, рощица), -ец- (морозец, письмецо), -ц- (зеркальце, одеяльце). Для формирования и закрепления моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием): сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что в них общего по значению и звучанию, выделяется общая морфема и уточняется ее значение. Например, дети сравнивают слова домик, носик, кустик, листик. Эти слова похожи тем, что обозначают маленький предмет (называют предмет ласково) и одинаково оканчиваются на -ик-. Значит, эта частичка (суффикс) имеет уменьшительно-ласкательное значение.

Наглядный материал для формирования словообразования подбирается с учетом лексико-грамматической темы в соответствии с программой, распределяются грамматические блоки от простого к сложному и по принципу концентричности.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершить.

Для самостоятельного словообразования важно чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе формирования навыка словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или приставок (ехал – уехал переехал - выехал); сформулировать навыки образования слов по аналогии. Как отмечают Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.

В своих исследованиях Л.В. Лопатина отмечает, что методика коррекционной работы по словообразованию в случае дизартрии направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении [13].

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

1. Дизартрия - это одна из самых сложных расстройств речи, так как возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы.

2. В процессе коррекционного обучения нельзя решить ни одной проблемы без опоры на процесс словообразования, потому что словообразование представляет собой с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.  

3. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа научной литературы была рассмотрена проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей с дизартрией, которая представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Исследователи отмечают недостаточность словообразовательных умений у этих детей, которые затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений и дальнейшее развитие словообразовательных умений является необходимым условием готовности детей к усвоению школьной программы по разным предметам.

Большое значение в этом отношении играет правильная и своевременно начатая коррекционная работа, включающая в себя не только работу по коррекции звукопроизношения, но и обширную работу по коррекции лексико-грамматического строя речи. Поэтому для того, чтобы словарь детей с дизартрией обогащался надо использовать в работе задания по формированию процесса словообразования, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значение морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки детей к школе. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми самостоятельной звонкой связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, элементами грамоты.

Формирование процесса словообразования у детей дошкольного возраста с дизартрией будет эффективным, если:

  • обеспечивается учет уровня речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  • коррекционная работа планируется в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой;
  • грамматические средства языка и навыки словообразования будут формироваться у детей во время изучения с ними различных лексических тем;
  • на логопедических занятиях будут использованы дидактические игры, направленные как на развитие у детей высших психических функций, так и на формирование лексико-грамматических средств языка (систематичность проведения, распределение их в порядке нарастающей сложности).

Поскольку проблема развития навыков словообразования у дошкольников с дизартрией касается широкого круга вопросов, она не может быть исчерпана в рамках одного исследования. Мы планируем обращаться к ней и в дальнейшем, в частности, в ходе своей практической деятельности.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку [Текст]//Под ред. А.А.Леонтьева, - М., 1998.

 

  1. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования [Текст] //Филологические науки. – 1960. - №2.

 

  1. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст]// Логопед. -2004. - № 1. - с. 25.

 

  1. Винарская Е.М. Дизартрия [Текст]/ Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. – 141 с. – (Библиотека логопеда).

 

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 1961.

 

  1. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - 2005- 1(4). – 9 -15с

 

  1. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб -метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

 

  1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]. - М., 1973.

 

  1. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста [Текст]. М., 2000.

 

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] /под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000. - 93 с.

 

  1. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование [Текст]. - М., 1965.

 

  1. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст]/Р.Е. Левина. – М., 1998.

 

  1. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: Учебное пособие/ под ред. Е.А.Логиновой. – СПб.: Изд-во «Союз», 2004.

 

  1. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст]/под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 214 – 218.

 

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический проект, 2004. – 480 с.
  2. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 448с.

 

  1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст]/Составитель проф. Чиркина Г.В./Авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

 

  1. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 320 с.

 

  1. Смирнова И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования  [Текст]// - СПб., 2006.

Информация о работе Работа по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с дизартрией