Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
§1. Развитие творчества у дошкольника
§2. Сюжетно-ролевая игра
§3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
§1. Изучение уровня развития творчества у детей старшей группы
§2. Практическая работа по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
§3. Анализ результатов экспериментальной работы
§4. Обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой  игре у детей старшего дошкольного  возраста

             §1. Развитие творчества у дошкольника

             §2. Сюжетно-ролевая игра

             §3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей   дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальная  работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой  игре детей старшего дошкольного  возраста

    §1. Изучение уровня  развития творчества у детей  старшей группы

    §2. Практическая  работа по развитию творчества  у старших дошкольников в сюжетно-ролевой  игре

    §3. Анализ результатов  экспериментальной работы

    §4. Обоснование  педагогических условий развития  творчества в сюжетно-ролевой  игре у детей старшего дошкольного  возраста

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие творческого  потенциала, эмоций и чувств, в игровой  деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Детское творчество — это  своеобразная самостоятельная сфера  духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение  ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Кроме детского творчества, к проблеме развития креативностных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно её особенности установке, взгляды, приемы и методы. Дошкольный возраст многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты. Л. С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Дошкольник живет в  мире фантазий. В его сознании переплетаются  реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.

Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют  ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Творчество — не новый  предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества  остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного  образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности  дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью.

Таким образом, тема нашего исследования «Развитие творчества в сюжетно - ролевой игре у детей дошкольного возраста» является актуальной.

Объект исследования: процесс развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

Предмет исследования: педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить и обосновать эффективные педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие творчества в сюжетно-ролевой  игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

1)Создание эмоционально-благополучной  атмосферы.

2)Знакомство с художественной  литературой и произведениями  изобразительного искусства.

3)Развитие инициативности  и самостоятельности детей в  игре.

4)Создание предметно-развивающей  среды.

Достижение цели осуществляется через  решение следующих задач:

1)Раскрыть особенности развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

2)Провести экспериментальную работу по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

3)Выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач  и проверки гипотезы был использован  комплекс методов исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы); эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент).

Опытно - экспериментальная  база исследования:

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Исследование проводилось  в три этапа.

Первый этап - постановочный - выбор и осмысление темы. Изучение психолого - педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - исследовательский - разработка комплекса мероприятий  и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап - интерпретационно - оформительский - обработка и систематизация материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

§1. Развитие творчества у дошкольника

 

Творчество определяется как деятельность человека, создающая  новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого  еще не существующее.

Понятию «творчество» также  можно дать и более широкое  определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества.

Творчество — это процесс  создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные  способы деятельности.

По сути дела, творчество — это «способность создавать  любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно  требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных  черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется  как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ [15:78].

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1. Анализ творчества, как  конкретного явления с целью  выявления в нем специфических  сторон и указания на общий  характер соответствующих им  закономерностей.

2. Синтез итогов специальных  исследований каждой из выделенных  сторон с целью создания возможностей  рационального управления ходом  конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

Очевидно, что понятие  «творчество» тесным образом связано  с понятием «творческая деятельность».

Творческая деятельность — эта деятельность человека, которая  создает нечто новое, все равно  будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещью  внешнего мира или известным построением  ума или чувства, живущими и обнаруживающимся только в самом человека [7:3].

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений или действия, а создание новых образов или  действий, будет принадлежать к творческому  или комбинирующему поведению. Мозг есть не только орган, сохраняющий и  воспроизводящий наш прежний  опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта  новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться  к будущему только постольку, поскольку  оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к  будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности  нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Воображение основа всякой творческой деятельности.

Воображение ребенка связано  в своих истоках с зарождающейся  к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения  одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию  речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами  мышления. Другая линия ведет к  появлению и расширению возможности  дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить  из материала накопленных представлений  новые образы.

Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. В игре 3-4-летнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя  с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представления действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса [14:107].

В то же время у ребенка  развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует  себя на результат. При этом ребенок  научается пользоваться непроизвольно  возникающими образами.

Существует мнение, что  воображение ребенка богаче, чем  воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным  поводам.

Однако воображение ребенка  на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение  взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более  ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в  жизни ребенка большую роль, чем  в жизни взрослого, проявляется  гораздо чаще и допускает значительно  более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения –  это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного  опыта.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируется действия воображения: замысел в форме  наглядной модели; образ воображаемого  предмета, существа; образ действия существа или образа действия с предметом. Воображение приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь  с мышлением при решении познавательных задач. Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы  воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и  определять характер своего воображения  – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения. Конечно, детское  воображение – это, прежде всего творчество «для себя», хотя ребенок готов поделиться с близкими своими переживаниями, связанными с метаморфозами внутренней жизни [17:68].

Путь к развитию творчества — овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить  ребенка, а потом развивать его  творческие способности. Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков.

Для того чтобы углублять представления  детей, пробуждать у них интерес  к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, музыкальные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Информация о работе Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре