Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
§1. Развитие творчества у дошкольника
§2. Сюжетно-ролевая игра
§3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
§1. Изучение уровня развития творчества у детей старшей группы
§2. Практическая работа по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
§3. Анализ результатов экспериментальной работы
§4. Обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению  на прямые и косвенные методы руководства  игрой.

В своей работе мы так  же знакомили детей с различными видами театра. Детям предлагались этюды на развитие выразительности  движений; на выражение внимания, интереса, удивления радости.

В течение недели на познавательных и музыкальных занятиях детям  предлагали такие виды деятельности, как сочинение сказок, их моделирование  и разыгрывание, рисование сказок, использование настольного театра.

Таким образом, проведенная  нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты.

 

§3. Анализ результатов экспериментальной работы

 

Результаты формирующего этапа отражены в контрольном этапе эксперимента. Целью данного этапа было: выявить уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре, а так же после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические  методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

Здесь мы делаем обработку  данных в итоговой таблице (см. Приложение 2).

 

Диаграмма результатов  контрольного этапа эксперимента

По данным контрольного этапа  эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного  возраста повысился уровень развития творчества, чему способствовала проведенная нами практическая работа и позволила добиться хороших результатов. Так в начале 2 ребенок имела В.У. развития, 8 детей имели С.У. развития, 5 детей Н.У. развития. После проведения всех возможных видов работ мы получили следующие результаты: В.У. – 4 ребенка, С.У. – 7 детей, Н.У. – 4 ребенка.

Отсюда следует, что 3 ребенка, то есть Андрей З., Вика С и Настя В. повысили свой уровень развития, так как дети активно включались в работу, которая проводилась с детьми, а так же с удовольствием играли в сюжетно-ролевых играх, что и способствовало повышению уровня развития творчества.

Полученные результаты контрольного этапа эксперимента позволили нам  прийти к выводу, что для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так  и субъективных условий.

К объективным условиям, мы относим следующие:

а) источники различной  художественной информации, обогащающие  переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот  или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика  руководства педагога, его косвенные  действия, его соучастие, проявляющееся  в выражении своего отношения  к художественной деятельности, в  поощрительных замечаниях, создающих  благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся  художественный опыт или усовершенствовать  его, включиться во взаимоотношения  с детьми.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
  2. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
  3. Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре.
  4. Создание предметно-развивающей среды.

Это же утверждали Г. А. Урунтаева [21] и В. С. Мухина [14] в своих исследованиях.

 

§4. Обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

 

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как  развивать творчество ребенка в  игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. И мы хотели бы выделить следующие  педагогические условия, которые способствуют развития творчества в сюжетно-ролевой  игре.

  1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка; помогать ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска; помогать ребенку ценить в себе творческую личность, находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;  избегать критики первых опытов, т.к. ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит;
  2. Расширение опыта ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения;
  3. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства. Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения;
  4. Способствовать развитию инициативности и самостоятельности детей в игре. Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры;
  5. Создавать предметно-развивающую среда в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Строить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. В группе должно быть достаточное количество игровых атрибутов и принадлежностей.

Развитие творческого  потенциала, эмоций и чувств, а также  способностей детей, создание максимально  комфортных условий для их общения  друг с другом и с педагогом  — актуальнейшие проблемы современной  педагогики. Поэтому хотелось бы в  качестве пожеланий к воспитателям, которые занимаются развитием творчества детей, предложить некоторые рекомендации:

  1. Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов — они обязательно будут, просто не торопите события;
  2. Не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам;
  3. Не бойтесь инициативности детей;
  4. Попробуйте вместе с детьми играть в игры, которые они предлагают.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение  свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности, способствует развитию творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детское творчество — это  своеобразная самостоятельная сфера  духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение  ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Творчество — не новый  предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества  остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного  образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности  дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью. Отсюда следует, что развитие творческого  потенциала в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной  психологии и педагогики. Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Таким образом, с психологической  точки зрения дошкольное детство  является благоприятным периодом для  развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно  любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной  художественной информации, обогащающие  переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот  или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика  руководства педагога, его косвенные  действия, его соучастие, проявляющееся  в выражении своего отношения  к художественной деятельности, в  поощрительных замечаниях, создающих  благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся  художественный опыт или усовершенствовать  его, включиться во взаимоотношения  с детьми.

С учетом этого, была проведена экспериментальная  работа, направленная на обоснование  педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре

В ходе исследования были обоснованы педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре. Проведя  углубленное изучение имеющейся  на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся проблемы развития творчества в сюжетно-ролевой игре, можно сделать следующий вывод, что развитие творчества в сюжетно-ролевой  игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
  2. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
  3. Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре.
  4. Создание предметно-развивающей среды.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей и обеспечение  свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности, способствует развитию творчества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968.
  3. Васильева М. О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание – 2006. - №2. – с9-11.
  4. Венгер Л. А. Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ по спец. №2002 «Дошк. восп» и №2010 «Воспитатель в ДОУ» - М.: Просвещение 1988. – 124с.
  5. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников – М.: Просвещение, 1981 – 31с.
  6. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. – 1972. - № 2. – С114-123.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – Спб: СОЮЗ, 1997. – 96с.
  8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22.
  9. Игнатьев Е. Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека – М.: Знание, 1968. – 32с.
  10. Колесов Д. В. О психологии творчества //Психологический журнал – 1992 - № 6. – С 12.
  11. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников //Дошкольное воспитание – 2006. - №6. – С32-34.
  12. Логинова В. И. Саморукова П. Г., Лейкина Б. С. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология» – М.: Просвещение, 1988 – 270 с.
  13. Люблинская А. А. Детская психология — М, 1971.
  14. Мухина В. С. Детская психология 2-е изд. пераб и доп – М., 1985.
  15. Немов Р. С. Психология: В 3 т. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
  16. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. – С.12-15
  17. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика - М.: Педагогика, 1976.
  18. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987.
  19. Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1993. - №10. – с.67-73.
  20. Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.
  21. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений – М.: Издательский центр Академия, 1997 – 96с.
  22. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.
  23. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с.
  24. Шаграева О. А. Детская психология Теоретические и практические курсы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений - М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 340с.
  25. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 298с.

Информация о работе Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре