Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
§1. Развитие творчества у дошкольника
§2. Сюжетно-ролевая игра
§3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
§1. Изучение уровня развития творчества у детей старшей группы
§2. Практическая работа по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
§3. Анализ результатов экспериментальной работы
§4. Обоснование педагогических условий развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

а) констатирующий этап эксперимента

б) формирующий этап эксперимента

в) контрольный этап эксперимента

На констатирующем этапе  эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить уровень развития творчества у детей старшего дошкольного  возраста.

Начали свою работу с того, что отобрали детей старшего дошкольного возраста МДОУ №… 15 детей, которые имеют разный уровень общего развития.

  1. Настя В.                       9. Никита Л.
  2. Яна П.                       10. Влад В.
  3. Алеша К.                   11. Катя Ж.
  4. Вика Л.                      12. Алина Ц.
  5. Алина П.                   13. Вика С.
  6. Диана У.                    14. Андрей З.
  7. Артем Ч.                    15. Лиза С.
  8. Ксюша П.

 

С каждым ребенком была проведена  диагностика уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было изучение творческого воображения. Детям предлагалось сочинить сказку по заданным картинкам, и словесно обыграть её.

Эта методика показало следующее: из 15 детей только  Яна П. и Диана У. сочинили сказки, где название соответствует наличию сюжета и героям, полно и детально изложили сюжет. Так же в сказках присутствовало большое количество созданных образов и образных ситуаций. При словесном обыгрывании у девочек была большая эмоциональная насыщенность, соответствующая содержанию сказки. Так же они словесно обозначали внешний облик персонажей, обстановку и обстоятельства совершения действий. Таким образом, можно сделать вывод, что у Яны П. и Дианы У. высокий уровень развития творческого воображения.

У 6 детей замысел сказки и наличие сюжета соответствует  её названию и героям. Но недостаточное  количество созданных образов и  образных ситуаций. Дети словесно обозначают облик персонажей, но не обозначают обстановку и обстоятельства совершения действия. Отсюда следует, что у детей  средний уровень развития творческого  воображения.

И 7 показали низкий уровень, так как замысел сказки не соответствовал названию. Так же не полное изложение  сюжета сказки, отсутствует эмоциональная  насыщенность в обыгрывание сюжета. И дети затрудняются в словесном  обозначении внешнего облика персонажей.

Целью следующей методики было, изучение воображения при передаче сказочных образов. Детям выразительно читается сказка «Петушок-Золотой гребешок», затем проводится игра по сюжету сказки. Предлагается самостоятельно изобразить героев сказки и описать особенности передачи характера героев в игровой ситуации. В данной методике у 3 высокий уровень, так как они создали соответствующий образ и обогатили его с помощью жестов и мимики. Так же 9 детей из 15 показали средний уровень развития воображения при передаче сказочных образов. Дети смогли создать соответствующие образы, но они не получают дальнейшего развития. И у 3 детей низкий уровень развития воображения при передаче сказочных образов, так как у них отсутствовал соответствующий образ.

Отсюда следует то, что  большинство детей имеют средний  уровень развития воображения при  передаче сказочных образов.

Третья методика целью, которой было изучения уровня развития творчества в сюжетно-ролевой игре, создание оригинальных образов. В данной методике детям предлагалось обыграть игрушку «лиса Алиса». По данной методике можно сделать выводы, что справились с заданием 4 ребенка. Так как игрушка оригинально обыгрывалась, дети быстро, ярко начинали играть в нее, с желанием принимали игрушку, рассматривали ее, включали игрушку в особый свой собственный сюжет. 8 детей имеют средний уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре, они легко принимает игрушку, рассматривают ее, но используют уже известный сюжет, новый вариант не предлагают, многие использовали сюжет, предложенный другими детьми.

И у 3 детей низкий уровень, так как  они принимает игрушку, они просто ходят с ней, производили какие-то действия, игрушку в сюжет не включали, новых вариантов сюжета не придумывали, быстро оставляют ее.

И последняя четвертая методика была направлена, на изучения уровня развития творчества в создании сюжета. Было предложено придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?». Только Яна П. и Диана У. смогли придумать оригинальный сюжет. Можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития творчества в создании сюжета.

Так же 7 детей имеют средний  уровень, так как сюжет заимствован  из мультфильмов. И 6 не умеют придумывать  сюжет, отсюда следует, что у них  низкий уровень развития творчества в создании сюжета.

Из констатирующего этапа  эксперимента можно сделать вывод, что с помощью диагностических  методик, мы выяснили, что развитие творчества у детей старшего дошкольного  возраста находится на среднем уровне развития. И перед нами стоит задача с помощью создания педагогических условий и проведение сюжетно-ролевых игр, повысить уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные результаты были помещены в таблицу (Приложение 2). По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный уровень развития творчества. У 53% детей средний уровень развития, 33% низкий уровень и высокий уровень 13%.

 

Диаграмма результатов  констатирующего этапа эксперимента

 

§2. Практическая работа по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

 

На формирующем этапе  эксперимента, мы составили план работы по данной проблеме, который предполагал  решение следующие задач:

  1. Создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского сада;
  2. Обогащать жизненный опыт детей.
  3. Организовать предметно-развивающую среду.
  4. Развивать инициативность и самостоятельность детей в игре;
  5. Создать специальные педагогические условия по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В понятие «эмоционально-благополучная  атмосфера» мы включили: налаживание  контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание  партнерских отношений.

Для этого были внесены необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказались от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства.

Художественная литература и произведения изобразительного искусства  являются существенными факторами, влияющими на расширение и углубление игровых образов.

План работы состоит из этапов:

    1. Обогащение игрового творчества детей;
    2. Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр;
    3. Создание эмоционально-благополучной атмосферы.

На первом этапе мы проводили работу по обогащению игрового творчества детей. Дети получали качественно новую информацию, которая поступала посредством:

  • знакомства с произведениями искусства, просмотр репродукции картин знаменитых художников: Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»; Рерих «Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»;
  • чтение художественной литературы: «Петушок Золотой гребешок»; «Бременские музыканты», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев»;
  • просмотр диафильмов: «Маленький мук», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь».

Так же расширяли кругозор детей, с помощью книг и картин добивались сознательного отношения  детей к выбору роли, устойчивого, глубокого интереса к ней.

Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, мы применяет такие приемы, как:

  • выборочное повторное чтение произведения;
  • анализ образов героев;
  • беседы о них;
  • составление детьми творческих рассказов о персонажах;
  • рассматривание репродукций и беседа по ним.

Для второго этапа работы очень важна предметно-развивающая среда в групповой комнате. Так как она способствует накоплению игрового опыта. Мы постарались построить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, подобрали игровые принадлежности и атрибуты, а затем играли в эти игры.

«Больница». Цель: расширять знания детей о работе врача и медсестры; учить в игровых ситуациях принимать роль взрослого на себя и воспроизводить ролевые диалоги.

«Магазин». Цель: дополнить знания детей о работе продавца, кассира, грузчика и других работников магазина; ввести в речь детей новые слова: кассир, касса, чек, товар, деньги; воспитывать вежливость.

Игра-занятие «Зимний  бал». Цель: познакомить детей с названием «ювелирные изделия»; дать полное понятие об этих вещах; помочь детям самостоятельно изготовлять бусы в ювелирную мастерскую; воспитывать интерес к работе; научить детей объединятся в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты образов.

На занятие дети постепенно переходят от одной игры к другой. В занятие «Зимний бал» используются такие игры как: «Ювелирный магазин», «Банк», «Салон красоты» (см. Приложение 3)

Так же проводили игру —придумывание, целью которой было развитие сюжетосложения. Был поставлен следующий вопрос: «Что и как придумывать?»

В совместной игре с детьми мы старались  постепенно переводить их к более  сложным преобразованиям знакомого  сюжета, а затем и к совместному  придумыванию нового.

Для этого сориентировали детей  на слушание друг друга, продолжение  рассказа партнера. Вспомнили вместе известную сказку «Иван Царевич  и Серый волк». Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. В данной игре важного чтобы ребенок передал  общий смысл очередного события.

Затем детям предложили новую игру. Вместе придумывали сказку, про Ивана Царевича и Серого волка, но по-новому.

Стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включали детей в игру, где участником предлагали роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществляли в форме «телефонных» разговоров персонажей.

В дальнейшем предлагали придумывать  настоящие истории. При этом опирались  на детские интересы, но одновременно стимулировали участников к использованию  тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

На третьем этапе работы для снятия эмоционального напряжения использовали:

      1. Метод мозгового штурма;
      2. Метод гирлянд.

Перед началом мозгового штурма поставили задачу — начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых  малоактивных детей, чтобы не давил  страх перед авторитетом. При  этом запрещалась критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощрялась любая идея, даже шуточная или явно нелепая.

Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческий потенциал ребенка.

Метод гирлянд проводился с целью, снятия эмоционального напряжения и активизации внутренний потенциал  ребенка.

Гирлянды аналогий формировались  в виде списка слов: дорога — извилистая — крутая — яйцо — скользкая  — горка — снег — пустыня  — сахар — вкусно — компот — фрукты — много — заболеешь  — больница — лекарства —  горькая — лук — грядка —  огород — дорога…

Этот метод стимулирует творческие проявления детей и имеет «раскачивающее»  значение.

Так же в педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творчества у дошкольников.

Интересным для нас  представляется анализ комплексного метода руководства игрой. Центральной  идеей этого метода является необходимость  системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и  особенностей его игровой деятельности.

Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

  1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Информация о работе Развиие творчества в сюжетно-ролевой игре