Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик буква.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

Систематическое нарушение  санитарно-гигиенических правил причиняет  серьезный ущерб здоровью и нормальному  развитию организма школьника [7].

Формирование графического навыка у первоклассника – процесс  сознательный, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей  и задач действия, что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.

Действия учащихся организуется учителем. Вместо стихийных поисков  недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и  планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое  действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном  ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая  для осознания последующего действия.

Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.

При управлении обучением  нужно дать учащимся полный набор  ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

- Проанализировать образец,  т.е. выделить все элементы  буквы, их расположение на линейках  тетради, направление и последовательность  движений, распределение усилий  при начертании линий.

- Проанализировать материал  и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую  разлиновку – обязательная рабочая  строка с выделенными верхней  и нижней линейками и косой  линией.

- Проанализировать способ  выполнения действия и условия  его выполнения [5]

Рука ребенка 6–7 лет недостаточно готова к овладению курсивным  письмом, поэтому письмо является одним  из самых трудных предметов для  первоклассников. Очень важно уделить  особое внимание подготовительному  периоду (добуквенному), в ходе которого отрабатываются процессы, лежащие в основе письма. Дети учатся правильно сидеть, держать ручку, тетрадь. В этот период отрабатываются пространственная ориентация, зрительно-моторная координация. Кроме того, первоклассники знакомятся с разлиновкой прописей, рабочим пространством строк, написанием элементов заглавных и строчных букв. В основной (букварный) период непосредственно формируется графический навык, так как именно в это время первоклассники обучаются написанию каждой буквы в отдельности, соединениям букв в слоги и слова.

 

2. Требование программы  по развитию умений и навыков,  которыми должны обладать учащиеся  на уроках письма

 

Существует единое толкование понятия «навык». Психологи объясняют  навыки как «автоматизированные  компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в  процессе его выполнения» [7].

В связи с тем, что практически  невозможно отдать предпочтение какому-либо одному определению, выделим общие  и отличительные признаки умений и навыков.

Общее между ними состоит  в том, что они представляют собой  результат овладения способами  учебно-познавательной деятельности. Этот результат выражается в готовности (способности) человека совершать действия.

Общим признаком умений и  навыков является и то, что они  характеризуют готовность школьника  совершать действия, которая приобретена  на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности.

Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются  упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено  центральное звено решения  мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому отмечается, что действия совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы [9].

Навыки вырабатываются многократными  упражнениями в одних и тех  же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль над его выполнением  осуществляется главным образом  подсознательно. Это разгружает мозг, помогает решать ему сложную мыслительную задачу.

Согласно Программе по развитию умений и навыков в первом классе учащиеся должны иметь следующие  навыки и умения:

- правильно пользоваться  учебными принадлежностями;

- понимать учебную задачу;

- учиться работать в  заданном режиме;

- проверять работу по  образцу;

- соблюдать  правильную  осанку.

 Важную роль в обучении  русскому языку играет целенаправленная  работа по развитию у младших  школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и  др.);

- познавательных (учебно-познавательных  мотивов, учебной самостоятельности  и потребности в творческом  самовыражении, а также умений  принимать, сохранять, ставить  новые дели в учебной деятельности и работать над их достижением);

- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность) [26].

В ходе обучения письму формируются  умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Письмо представляет собой  сложный по психологической природе  и психофизиологической структуре  процесс, предполагающий выполнение ритмичных  тонко координированных движений рукой  и направленный на формирование специфических  навыков письма (двигательных, графических, орфографических).

Двигательный навык включает:

- развитость мелкой мускулатуры  пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные  связи и координации, способствующие  выполнению произвольных движений  и коррекций высокой точности  по силе, скорости, направленности  и размаху;

- развитие пространственно-ориентированной  способности двигательной ориентации  и координации на ограниченной  плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и  правой сторон и т.д.;

- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений. Развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

- умение красиво и легко  (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т.д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т.д.), выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

- легко и непринужденно  удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол  наклона;

- устойчивое сохранение  правильной позы у рисующего  или пишущего ребенка;

- выполнение графических  движений с интересом, увлеченно,  без повышенной напряженности  [1].

При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму:

- сочетание темпа и  ритма речи с движением глаз  и руки,

- умение управлять своими  руками, умение управлять своими  пальцами и обратить особое  внимание на подготовку руки  к письму;

- учить восприятию и  письму печатных и письменных  букв;

- познакомить с гигиеническими  правилами письма,

- рабочей строкой, различными  предметными образами, приближенными  к конфигурации букв, с основными  элементами букв [2].

Если ребенок к семи годам научится в игровой форме  управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах  и овладеет написанием основных элементов  букв, этого будет достаточно для  дальнейшего обучения письму в школе  на материале всего алфавита.

 

 

3. Приемы подготовки  к урокам письма в работе  над новой буквой

 

Первостепенное значение при обучении письму имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет [19].

Другим приемом при  обучении письму следует считать  списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражение.

Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимаемая, он не может перенести в свое время движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различного для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.

Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через  кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление  правильного движения. В любом  случае копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными  движениями, так как в противном  случае копирование не дает нужного  эффекта и может привести к  закреплению неправильных движений.

Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это  вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.

Дети усваивают написание  каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит  анализу буквы, ее графические составных  элементов, сравнению букв ошибки учащихся до составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв [19].

Хотя буквы русского письменного  алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто  повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в  букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.

В системе обучения грамоте  детей обычно выделяется несколько  уроков, специальная цель которых  — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.

В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма, — в этом и состоит аналитический  подход. Он дает основу для конструктивного  письма новых букв: учащиеся как  бы сами «открывают» способ написания  буквы, конструируют новую букву, пишут  ее. Конечно, подлинного конструирования  нет, учитель лишь создает такую  иллюзию у детей, приучая их к  самостоятельности, к поиску, к творчеству.

Например, дети уже умеют  писать букву а, и им нужно научиться  писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно  у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.

При обучении письму очень  важна работа над формой букв, над  расположением их деталей, которые  взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы  приводит к трудно исправимым графическим  ошибкам, а в дальнейшем — к  неправильному становлению почерка  ученика. Что же здесь имеется  в виду?

Информация о работе Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период