Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик буква.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

Творческие диктанты используются не только в качестве формирования навыков правописания, но и как средство развития речи учащихся. При проведении этого вида диктантов школьники учатся правильно выражать свои мысли отдельными предложениями или связным текстом и орфографически грамотно передавать их на письме. Материалом для творческих диктантов могут служить деформированные тексты с пропуском некоторых слов или учащимся предлагаются опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Отобранное предложение диктуется учеником, который его составил и записывается учащимися класса. В оценку диктанта включается один критерий: отражение в составленном предложении названной темы.

Чтобы облегчить работу по составлению тематически связанных  предложений, можно использовать картину  на данную тему.

Контрольные диктанты предназначены, прежде всего, для проверки и учета знаний учащихся. Количество слов в них дано в соответствии с требованиями программы обучения письму.

Контрольный диктант является самым напряженным видом работы для детей с нарушением интеллекта. Не рекомендуется проводить диктант  на последних уроках, когда общее  утомление учащихся не позволяет  выявить точную картину их умений. Время, которое он занимает на уроке, не должно превышать 20-30 минут. Текст  контрольного диктанта дважды читается учителем, затем выясняется понимание  учащимися содержания прочитанного после чего учащиеся приступают к записи каждого диктуемого предложения. Учитель должен правильно орфоэпически читать текст, стараясь, чтобы учащиеся удерживали в памяти продиктованное предложение.

После окончания диктанта текст еще раз прочитывается  учителем для проверки учащимися  своих диктантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанного исследования, следует отметить, что  письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.

Графические навыки относятся  к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом заключается специфика и сложность их формирования.

Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые  вкладывает ребенку в руку ручку  и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут  в руку карандаш или ручку и  чертят на бумаге прямые линии или  каракули, не контролируя, не направляя  зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.

У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы  руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это  определяет чрезвычайную сложность  овладения навыком письма для  ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует  строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают  свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.

Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка  и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных  приемов и упражнений, а также  дополнительных способов обучения, облегчающих  труд ученика.

Таким образом, согласно проведенным  исследованиям, гипотеза подтверждена. Процесс обучения письму в букварный период будет эффективным, если педагог знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма; знаком с различные системами работ по формированию умений и навыков письма; выбирает эффективные приемы обучения письму; анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агаркова Н. Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) //Начальная школа. – 1995. - №12.
  2. Агаркова Н. Г. Русская графика. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1997
  3. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М. : Педагогика, 1978. – 144 с.
  4. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг/Н.В.Азовцева, М.Е. Родованская , М.С. Рузина М.С.  //Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.
  5. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008. - №6. – с. 15 – 19.
  6. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво./М.М.Безруких – М., 1995. – 178с.
  7. Возрастная и педагогическая психология. /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчин, Н.Ф. Пронина и др. Под ред. М.В. Гамезо - М.: «Просвещение», 1994. – 378с.
  8. Желтовская Л.Я. Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. /Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. – М.: Просвещение, 1987. – 450с.
  9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка./М.М.Кольцова  – М.: Высшая школа, 1973. – 398с.
  10. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебных заведений/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 429с.
  11. Кориневская Р.Г. Подготовка к школе. Режим доступа: http://www.doshvozrast.ru/metodich/konsultac22.htm
  12. Методика преподавания русского  языка  //Под  ред.  М.Т.Баранова.  –М., 1990.
  13. Моисеева Л. О подготовке руки к письму./Л.Моисеева, Е. Рахманова, Н Фунтикова //Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – с. 33 – 44.
  14. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и Тетрадям по письму. -  Самара: Учебная литература, 2006. -  144 с.
  15. Орлова Т. Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – с. 72 – 785.
  16. Подготовка руки к письму. – Режим доступа: http:// www.raskraska.com/reading/?base=&news=7
  17. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Методические указания. –М.: Гардарики, 1996. – 156с.
  18. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Высшая школа. – 1990. – 456с.
  19. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.
  20. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому  языку в начальных классах. – М.: Высшая школа, 1979. – 478с.
  21. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1996. – 356с.
  22. Силивон, В. А Графические игры и упражнения для подготовки детей к письму 4,5—6 лет: метод. пособие /В. А. Силивон. - Мозырь, 2002. – 234с
  23. Соловейчик М.С.Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразоват. учрежд. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова и др. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011 – 448 с.
  24. Учителю о педагогической технике/Под ред. Рувинского Л. И. – М. : Просвещение, 1987. – 340 с. Федосова Н. А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников//Начальная школа. – 1987. - №4.
  25. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб, 1999. -278с.
  26. Цыновникова  Ю.Л.  Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков //Начальная школа №7, 2001
  27. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших  школьников  //Начальная школа, №1, 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

УРОК ПИСЬМА 1

«Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

 

Тема урока: Знакомство с  буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений.

Цель урока: познакомить  с новой буквой.

Задачи:

  1. научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);
  2. развивать моторику руки, логическое мышление, внимание, память, сообразительность, познавательный интерес; пополнять словарь детей;
  3. воспитывать умение работать в коллективе; аккуратность при письме; стремление преодолевать трудности.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок - снежный ком.

Оборудование: учебники «Букварь», тетради «Пропись №3», цветные карандаши,индивидуальный раздаточный материал (схемы, карточки со словами), ручки, линейки,  мультимедиапроектор.

Методы:словесный, наглядный, практический, дифференцированный подход.

Приёмы: коммуникативный, игровой.

Ход урока:

1. Организационный  момент.

Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок.

Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь те, у кого с согласного мягкого, затем с согласного твёрдого.

(слайд 2)

Посмотрите-ка на нас!

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Не стучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

Молодцы! Никто не остался  без места. Итак, наш урок начинается. И начинаем мы его с речевой  разминки. Чтение чистоговорок:

ЖУ-ЖУ-ЖУ в школу я хожу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ за руку меня держи.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ на уроке мы уже.

2. Сообщение темы  урока.

- Как зовут эту девочку? (Даша)

- Поставьте руку под  подбородок и произнесите это  слово. Сколько слогов в нём? (2)

- Назовите первый слог? (Да)

- Второй? (ша)

- Какой слог ударный? (первый - Да)

- Назовите первую букву  во втором слоге. (Ш)

- Дайте ему характеристику (согласный, твёрдый, глухой)

- Молодцы, справились  с заданием. Как вы думаете,  какова тема нашего урока? (Знакомство  с буквой Ш,ш)

- Верно, тема урока  «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо строчной и заглавной буквы Ш (ш), слов и предложений». (слайд3)

3. Знакомство  с новым звуком. (слайд 4)

- Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)

-Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

-Откройте учебник на  стр.125. Охватите взглядом всю  страницу. Теперь посмотрите и  скажите, что вы видите вверху  страницы? (Печатные буквы Ш,ш)

-На что похожа эта  буква? (Ответы детей)

-Назовите слова, которые  начинаются с буквы Ш. (Ответы  детей)          

-А теперь назовите  слова, в которых эта буква  в середине или в конце слова. (слайд 5,6)

-Посмотрите, что нарисовано  около первой схемы? (Груша). На  каком месте стоит звук Ш? (на 4). Дайте характеристику этому звуку (согласный, твёрдый, глухой). Сколько гласных  в этом слове? (2) А сколько слогов? (2). Какой слог ударный? (1) Приготовьте листочки со схемами и цветные карандаши. Найдите схему к слову – груша, давайте проведём звуковой анализ слова. (Работаем вместе)

-Что нарисовано около  второй схемы? (Катушка). На каком  месте здесь стоит звук Ш? (на 5) Охарактеризуйте его (согласный, твёрдый, глухой). Сколько слогов? (3). Найдите схему к слову – катушка и также проводим звуковой анализ, только самостоятельно и проверим.

-Давайте сравним звук  Ш в этих словах, какой он? (Согласный, твёрдый, глухой)

-Правильно! Запомните,  звук Ш всегда произносится твёрдо!

Прочтём слоги в учебнике. (Читаем хором). А теперь читаем пары слов (цепочкой)

Переверните страницу. Поиграем: нужно найти слово в слове (читаем).

Соедините слоги так, чтобы  получились слова (соединяют и читают)

4. Физминутка.

Мы шли, шли, шли

И грибок нашли.

Раз грибок, два грибок-

Положили в кузовок.

5. Знакомство с новой  буквой.

- Ребята, отложите в сторону  «Букварь» и приготовьте «Прописи».  Откройте страницу 28. Посмотрите, как  пишется заглавная буква Ш. Она состоит из вертикальных наклонных линий с закруглением сверху и внизу у первого элемента и внизу у второго и третьего. Сравните прописные заглавные буквы Ш и И. Чем они похожи? Посмотрите, как правильно нужно писать заглавную букву Ш.

 Теперь давайте подготовимся  к письму, положите правильно  тетради, сядьте правильно, возьмите  в руки карандаш и разогрейте  их.

- В первой строке обведите  элементы буквы, будьте внимательны,  следите за направлением стрелок.  Такую же работу проведите  и на второй строке (наблюдаю, даю рекомендации)

Информация о работе Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период