Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30
- Прочтём слова на 3 и
4 строчках (читают вслух цепочкой).
Почему они написаны с
Физминутка для глаз.
- Продолжаем. Переверните
страницу. Посмотрите, как пишется
строчная буква ш. Три
Теперь прочтём слова на следующих двух строчках (читают вслух цепочкой).
-Вчера на уроке мы
узнали новое правило. Давайте
вспомним его (ЖИ пиши с
-Прочтите предложение внизу страницы и запишите его.
5. Актуализация знаний.
-Ребята, сейчас я буду произносить слова, если вы услышите звук Ш в слове, то хлопаете в ладоши, если нет этого звука – топаете ногами. Договорились? Играем.
КАША УРОК НАТАША ШАПКА ЩИ ДАША АНТОША ХАВРОШЕЧКА ХАЛВА КАРТОФЕЛЬ КАРАНДАШ ШКОЛА
6. Итог урока.
-Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что было трудным для вас?
-Какое новое правило вы узнали?
-Вам интересно было на уроке?
Спасибо за урок!
УРОК ПИСЬМА 2
«Написание заглавной буквы К, слогов и слов с ней. Закрепление навыков написания строчной буквы К»
Тема урока: написание заглавной буквы К, слогов и слов с ней. Закрепление навыков написания строчной буквы К
Цель: закреплять навыки учеников относительно написания строчных букв; учить писать прописную букву К; составлять словосочетание и предложение по рисунку; повторить правописание слов с заглавной буквы; писать слова с заглавной буквы; воспитывать у детей любовь к Украине, к ее столице — городу Киеву.
Оборудование: рисунки котов (кота Матроскина, кота Базилио, Кота в сапогах, кота Леопольда); таблица слов; схема слова котики; схема предложения; грамзапись песни; мешочек с предметами для игры.
Ход урока
I. Организация класса
— Дети, сегодня к нам на урок пришли гости. Они помогут нам провести урок письма.
(Учитель вывешивает рисунки кота Матроскина, кота Базилио, Кота в сапогах, кота Леопольда.)
— Какой первый звук вы слышите в слове кот?
— Какой буквой обозначается этот звук в письме?
II. Объявление темы и цели урока
— Итак, сегодня на уроке мы научимся писать прописную букву К, слоги и слова с ней, а также повторим написание маленькой буквы к и других букв, которые мы уже выучили.
III. Повторение
и закрепление изученного
1. Игра «Буква потерялась».
— А как зовут этих котов? Отгадать поможет вам игра. Отгадайте букву, которая потерялась.
(Учитель вывешивает таблицу с надписями.)
...атроскин, ...азилио, ...еопольд, Кот В...апогах.
— Молодцы! А с какой буквы вы напишете имена: Матроскин, Базилио, Леопольд?
2.Звукобуквенный анализ слова котики.
— Дети, а как ласково назвать этих котов? (Котики)
— Постройте звуковую схему к слову котики.
(Один ученик строит
схему возле доски, другие
3. Игра «Поймайте звук [к]».
Каштан, ромашка, индюк, гусыня, орех, голубь, малина, рак, лось, тетрадь, сосна, сон, жук, утка, сова, виноград, арбуз, ворона, аист, василек, лисица.
IV. Актуализация опорных знаний
1. Игра «Составьте слово из букв».
Артмоксин
2. Задача Матроскина.
Мне, современному коту,
Живется хорошо именно потому,
Что ощущаю наслаждение
От работы лап своих неутомимых.
Я - кот-хозяин: свой дом,
Своя корова молочная.
Я пью полезное молоко,
Не то, что Шарик пьет - ситро.
И буду и дальше работать
И лап своих не покладать,
Чтобы дядя Федор мной гордился,
Из города иногда появлялся.
— Дети, что нравится вам у этого кота?
— А что любит есть кот?
— Запишите слова — названия любимых кушаний героя. (Сыр, сметана, молоко)
V. Работа с рисунком в печатной тетради
— Дети, а кто говорит такие слова?
Люблю я деньги-деньжата! Как подержу в лапах, сразу хитренькая Алиса Меня обманет, ох, актриса...
— Кот Базилио просит вас рассмотреть рисунок в тетради.
1. Рассмотрение рисунка.
2. Составление
предложений, словосочетаний
Широкая улица, зеленые каштаны, новая машина, большие дома, красивый город.
Машина едет по улице. Вдоль дороги растут каштаны.
Вдали видны многоэтажные дома. Киев - сильный красивый город.
3. Анализ звуковой модели слова Киев.
4. Составление предложения по схеме.
1) На улице много каштанов.
2) В городе растут каштаны.
3) По дороге едет машина.
VI. Работа над новым материалом
— Кот в сапогах хочет, чтобы вы хорошо научились писать прописную букву К.
1. Демонстрация заглавной буквы К, сравнение печатной буквы с написанной,
Со строчной.
Буря дерево ломала, била, ветки выгибала. И сучок лишь расцепила - в букву превратила.
(Л. Андриенко)
2. Показ и объяснения учителем написания буквы К.
— Прописная буква состоит из трех элементов. Начинается, как и буква, продолжается прямой наклонной, которая возле нижней строчной линии закругляется влево, как в прописных буквах Т, Н. Второй элемент начинается немного ниже межстрочной, возле нее закругляется влево и ведется наклонно вниз, а, не доходя верхней строчной линии, возвращается влево к первому элементу. Оттуда начинается третий элемент, который пишется под вторым к тому месту, где второй поднимается вверх, а он продолжается вниз прямой линией к нижней строчной, где закругляется вправо. Пишем под счет «и - раз — и», «два — и», «три — и».
3. Работа в тетради (С. 44).
1) Написание буквы К воздухе, по пунктирам образца в тетради ( 1-я строка).
2) Написание заглавной буквы К в соединении со строчными буквами к, с, л.
4. Написание слов с заглавной буквы (Киев, Канев, Крым, Карпаты).
V. Физкультминутка
— Дети, а кто это стихотвореньице принес нам?
Добрее нет кота в мире, Меня узнают хорошие дети,
Так как уважаю я соседей, Двух разбойников, которым на свете
Ничего не надо, только Посмеяться и радоваться
Тем затеям, которые мешают Нам всем, в конце концов, подружиться. (Кот Леопольд).
— А какая любимая песня кота Леопольда? («Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.)
— Под эту песню выполним физкультминутку.
VI. Переписывание предложения с печатного текста
— А вот еще один котик пришел в гости.
(Учитель вывешивает рисунок).
— Это кот Данил. Он принес вам задачу. Перепишите предложение с печатного текста.
Киев — столица Украины. (Беседа с учениками о Киеве. Выдающиеся места. Рассмотрение иллюстраций).
IX. Физкультминутка («игра на пианино»).
X. Развитие связанной речи.
— А этого котика зовут Мурчик. (Учитель вывешивает рисунок.)
— Он тоже вам принес задачу.
1. Работа над значением слов.
— Объясните значение слов.
Показать записанные на карточках ручка, коса, кран, ключ. После объяснения дети записывают эти слова.
• Ручка. (Для письма и от дверей)
• Коса. (Траву косят косой. Заплетенная коса).
• Кран. (Подъемный, водопроводный).
• Ключ. (Скрипичный, от замка, журавлиный, родниковый).
2. Дидактическая игра «Опишите предмет».
Ученик получает из мешочка предмет, называет его и составляет связанный текст.
Например, это — мяч. Он красного цвета большой, круглый. Мяч - любимая игрушка всех детей. Им играют и взрослые, и дети.
XI. Итог урока
— О чем мы говорили на уроке?
— Сколько значений может иметь слово?
— Какие слова, которые имеют разные значения, вы запомнили?
— Какую букву вы научились сегодня писать?
— Тяжело ли было писать эту букву?
— Какие гости помогали нам на уроке?
— Сосчитайте, сколько было котиков.
Урок окончен. Все сегодня потрудились на славу. Молодцы!
УРОК ПИСЬМА 3
Письмо прописной буквы Р.
Цели урока:
1. Научить писать прописную букву Р, сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списывать с печатного текста.
2. Развивать образную память, координацию движений, мышление, речь, умение детей писать имена людей с большой буквы.
3. Воспитывать положительное отношение к письму как виду речевой деятельности; воспитание у детей таких качеств, как толерантность, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: « Пропись № 2» Т.М. Андриановой, плакат « Сиди правильно», демонстрационный плакат написания буквы Р, табличка соединений буквы Р со строчными буквами, «ладошки» из цветной бумаги на столах детей для самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Сядьте сразу правильно. Ведь сейчас у нас урок письма. А красиво пишет тот, кто красиво и правильно сидит. Еще от чего зависит красота письма, кроме посадки? (Дети вспоминают правила положения Прописи и как держать ручку при письме).
Ручку правильно держу,
Наклонно пропись положу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
II. Актуализация знаний.
Задание книжечка №1.(Пропись № 2 с. 25) дублируется на доске ( портреты девочки и мальчика, буквы Р и р).
- Соедини имена детей( . ома, Ла.а с соответствующими буквами в карточках.
- Какие буквы вставили?
_ Какие слова получили?
(хоровое чтение полученных
- Что общего между этими словами?
- Какое имя вы уже можете записать? Почему?
А хочется научиться писать имя Рома?
III. Работа над новой темой.
1. Подготовка рук к письму.
– Но прежде чем мы приступим к записи буквы Р в прописи, давайте подготовим наши руки и пальчики к работе. Все движения повторяем вместе со мной:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмём, жмём.
- После небольшой разминки, приступим к работе, к написанию прописной буквы Р.
2. Обсуждение элементов составляющих букву.
- Рассмотрим из каких элементов состоит прописная Р (дети рассматривают на демонстрационной карточке и выражают свое мнение)
3. Показ учителем написания прописной буквы Р на доске.
4. Прописывание буквы Р детьми в воздухе.
5. Какие правила надо
вспомнить, чтобы красиво
6. Дети пишут элементы прописной Р и букву Р в прописи, учитель контролирует и оказывает необходимую помощь.
7. Самоконтроль детей.
- Найдите и подчеркните буквы Р, которые вам самим очень понравились и они очень похожи на образец – первую букву.
IV. Физ.минутка.
« Кузнечики»
Самомассаж пальцев рук « Моя семья».
V. Продолжение работы по теме урока.
1.Соединения буквы Р с другими буквами( учитель вместе с детьми прописывает на доске и обсуждает вид соединения букв.)
Ри
Ры
Ро Ра