Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:11, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте. Объект изучения: развитие детского творчества.
Содержание
Введение Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 1.1 Содержание понятия детского творчества 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию Глава 3. Экспериментальное исследование 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента Заключение Список литературы
2. Индивидуальный “почерк"
детской продукции, своеобразие
манеры исполнения и характера
выражения своего отношения.
3. Соответствие детской
продукции элементарным художественным
требованиям.
Последний показатель можно
конкретизировать, выделив такие качества
детского рисунка, как выразительность,
грамотность и оригинальность образа
в единстве и с учетом специфики взаимодействия
этих качеств.
Чтобы применить данные показатели
необходимо учитывать специфику творческой
деятельности детей.
Освоение изобразительной деятельностью
ребенком означает овладение им основными
ее структурными компонентами: мотивами,
целеполаганием, действиями и операциями.
В творческой деятельности ребенка следует
выделять 3 основных этапа, каждый из которых,
в свою очередь, может быть детализирован
и требует специфических методов и приемов
руководства со стороны педагога.
Первый - возникновение, развитие,
осознание и оформление замысла.
Второй - процесс создания изображения.
Третий - анализ результатов.
Процесс творчества у дошкольников
своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая
функция (в основе которой замещение одних
предметов другими) помогает ребенку понять,
а затем и использовать свои каракули
как заместители предметов и явлений окружающего
мира. Потребность рассказать о переживаемом
изобразительным языком, понятным для
окружающих, привлекая их к сопереживанию,
появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство
влияет на специфику протекания всех этапов
творческого процесса. Она отмечала, что
этап появления замысла характерен и для
деятельности дошкольника, однако, развиваясь,
он развертывается не предварительно,
а в процессе исполнительской части деятельности.
Отсутствие предварительного замысла
- это показатель непроизвольности всех
психических процессов, несовершенства
изобразительной деятельности в силу
ее новизны и сложности. Но в большей степени
- это проявление игровой тенденции в развитии
деятельности. Смысл рисования для ребенка
- рисовать-играть, а не рисовать-изображать,
ему важен процесс деятельности, а результат
- только как необходимость, как условие,
средство осуществления игры. Л.С. Выготский
обращал внимание на сходство любого вида
творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется
на протяжении всего дошкольного возраста,
трансформируясь, органично вплетаясь
в собственно изобразительную деятельность,
не мешая ее становлению.
Г.Г. Григорьева говорила о том,
что умение предварительно замысливать
образ формируется под влиянием взрослых
в процессе обучения. В естественном развитии
замысла такой этап может не появится
в деятельности дошкольника. Внешне наиболее
ярко представлен этап одновременного
развития и исполнения замысла. Ребенок,
как правило, сопровождает рисунок речью,
а иногда планирует его с помощью речи.
В деятельности дошкольника есть и этап
завершения работы, однако он, как правило,
не связан с доработкой образа. Таким образом,
Г.Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной
деятельности детей представлены все
этапы, но они сокращены во времени, а замысливание
и реализация замысла совмещены.
В ходе теоретического анализа
литературы нами было выявлено, что детское
творчество может развиваться при наличии
определенных условий. Такие условия Г.Г.
Григорьева выделила в своих работах.
Одним из основных условий развития творческой
личности дошкольника является широкий
подход к проблеме. Педагог должен сделать
естественный процесс жизни и деятельности
детей творческим, ставить детей в ситуации
не только художественного, но и познавательного,
нравственного творчества.
Другое важнейшее условие проявления
творчества в художественной деятельности
- организация интересной содержательной
жизни ребенка в дошкольном учреждении
и семье; обогащение его яркими впечатлениями,
обеспечение, эмоционально-интеллектуального
опыта, который послужит основой для возникновения
замыслов и будет материалом для работы
воображения. Этот опыт создается всей
системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения,
занятия, игры, общение и т.д.) и служит
основой для игр, творческих рассказов,
рисунков и т.д. Впоследствии впечатления,
полученные детьми, служат и источником
тем специальных занятий по изобразительной
деятельности.
В соответствии с этим мы пришли
к выводу, что чем больше взрослых людей
работает с детьми, тем большее взаимодействие
должно быть между ними. Только в том случае,
когда педагоги объединены единым видением
проблемы, возможно целостное видение
и воспитание личности, полноценное психическое
развитие дошкольника. Следовательно,
единая позиция педагогов в понимании
перспектив развития ребенка и взаимодействие
между ними - одно из важнейших условий
развития детского творчества.
Освоение художественно-творческой
деятельности немыслимо без общения с
искусством. При правильном влиянии взрослых
ребенок понимает смысл, суть искусства,
изобразительно-выразительные средства
и их подчиненное значение. А на этой основе
он лучше понимает и собственную деятельность.
Другим условием развития детского
творчества является обучение как
организованный процесс передачи и активного
присвоения ребенком изобразительной
деятельности в целом (мотивов, способов
действия всей сложной системы отношений,
характеризующих ее). То есть в сферу обучения
входят и формирование способности эмоционально
откликаться на окружающий мир, и потребность
выражать свое мировосприятие в художественной
форме, потребность в творчестве. Обучение
детей изобразительной деятельности должно
быть ориентировано на развитие творческих
способностей. Освоение соответствующих
знаний, умений и навыков при обучении
художественной деятельности людей любого
возраста должно быть средством, а не конечной
целью.
Подводя итог всему вышесказанному,
можно заключить, что при всем сходстве
продуктов, процессы деятельности взрослых
и детей отличаются существенно. Развивая
детскую изобразительную деятельность,
необходимо учитывать ее объективные
особенности в частности последовательность
и своеобразие этапов творческого процесса.
В изобразительной деятельности детей
представлены все этапы, но они сокращены
во времени, а замысливание и реализация
замысла совмещены. Результатом творческой
деятельности ребенка, является продукт,
значимый для самого ребенка, а не для
общества. Также важно помнить, что педагогу
необходимо обеспечивать наличие необходимых
условий для развития детского творчества.
1.3 Развитие
изобразительных способностей и
творческих замыслов детей в
процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей
и правильное их развитие - одна из важнейших
педагогических задач, и решаться она
должна с учетом возраста детей, их психофизического
развития, условий воспитания и других
факторов.
Развитие способности к изображению
в первую очередь зависит от воспитания
наблюдательности, умения видеть особенности
окружающих предметов и явлений, сравнивать
их, выделять характерное. Обучение рисованию
должно осуществляться педагогом планомерно
и систематически. Иначе развитие способностей
у детей к изобразительному искусству
пойдет случайными путями, и изобразительные
способности ребенка могут остаться в
зачаточном состоянии.
В.Б. Косминская в своих работах
выделила и раскрыла 2 этапа в развитии
изобразительных способностей:
1) Доизобразительный период
в развитии способностей.
Первый этап в развитии художественных
способностей начинается с того момента,
когда в руки ребенка впервые попадает
изобразительный материал - бумага, карандаш,
и т.д. В педагогической литературе этот
период носит название “доизобразительный”,
так как здесь еще нет изображения предмета
и даже нет замысла и желания что-то изобразить.
Этот период играет существенную роль:
ребенок знакомится со свойствами материалов,
овладевает разнообразными движениями
руки, необходимыми для создания изобразительных
форм.
Самостоятельно немногие дети
могут овладеть всеми доступными им движениями
и нужными формами. Воспитатель должен
вести ребенка от непроизвольных движений
к ограничению их, к зрительному контролю,
к разнообразию форм движения, затем к
осознанному использованию приобретенного
опыта в рисунке. Постепенно у ребенка
появляется умение изображать предметы,
передавая их выразительный характер.
Это свидетельствует о дальнейшем развитии
способностей. Дети путем ассоциаций учатся
находить сходство в простейших формах
и линиях с каким-либо предметом. Такие
ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно,
когда ребенок замечает, что его штрихи
напоминают знакомый предмет.
Обычно ассоциации у ребенка
неустойчивы: в одном и том же рисунке
он может увидеть разные предметы. В его
сознании при рисовании нет еще прочного
следа, который образуется общей работой
представления, памяти, мышления, воображения.
Простая нарисованная форма может напомнить
много предметов, приближающихся к ней.
Ассоциации помогают перейти
к работе по замыслы. Одним из путей такого
перехода является повторение той формы,
которая получилась у него случайно. Иногда
такие первоначальные рисунки по замыслу
имеют меньше сходства с предметом, чем
ассоциированная форма, так как ассоциация
получилась случайно, ребенок не запомнил,
в результате каких движений руки она
возникла, и производит опять любые движения,
думая, что изображает тот же предмет.
Тем не менее второй рисунок говорит о
новом, более высоком этапе в развитии
изобразительных способностей, так как
он появился в результате замысла.
Большая роль в этом процессе
принадлежит воспитателю, который, задавая
вопросы, помогает ребенку осознать изображение.
2) Изобразительный период в
развитии способностей.
С появлением сознательного
изображения предмета начинается изобразительный
период в развитии способностей. Деятельность
приобретает творческий характер. Здесь
могут быть поставлены задачи систематического
обучения детей.
Первые изображения предметов
в рисунке очень просты, в них отсутствуют
не только детали, но и часть основных
признаков. Объясняется это тем, что у
маленького ребёнка ещё отсутствует аналитико-синтетическое
мышление, а, следовательно, и чёткость
воссоздания зрительного образа, мало
развита координация движений рук, нет
ещё технических навыков.
В более старшем возрасте при
правильно поставленной воспитательно-образовательной
работе ребёнок приобретает способность
передавать основные признаки предмета,
соблюдая характерную для них форму.
Постепенно под влиянием обучения
и общего развития у ребёнка появляется
способность относительно правильно передавать
пропорциональные соотношения между предметами
и их частями.
Более сложной изобразительной
задачей является передача движения. Статичность
позы изобразительного объекта вызывается
ритмичным расположением частей, облегчающим
процесс изображения.
Но создать подлинно динамический
образ трудно, так как восприятия детей
ещё не развиты.
Им сложно увидеть и осознать
деформацию внешнего вида движущегося
предмета и тем более зафиксировать её
на бумаге. Лишь постепенно развивается
способность видеть эти изменения, изображать
их, словесные и игровые приёмы передачи
движения заменяются изобразительными.
Одна из наиболее сложных задач
для детей в рисовании - это умение передавать
изобразительными средствами пространственные
отношения.
В рисовании, где изображение
дается на плоскости, пространство передается
особыми приемами. Понять их условность,
в результате которой создается реальное
впечатление большого пространства, поначалу
для ребенка сложно. На первых ступенях
развития изобразительных способностей
ребенок не задумывается над расположением
предметов. Он размещает их на всем пространстве
листа независимо от логической взаимосвязанности,
причем лист для удобства рисования может
быть повернут, и предмет изображен по
отношению к другим боком или вверх ногами.
Определенное расположение
все предметы приобретают тогда, когда
их связь заранее определена содержанием.
Для объединения предметов появляется
земля в виде одной линии. Такое расположение
носит название “фриз”.
Перспективные изменения при
пространственных перемещениях предметов
дети передавать не могут, так как это
связано с овладением сложными изобразительными
умениями. Иногда они самостоятельно пытаются
передать эти изменения, усвоив их из жизни.
Если ребенок осознает уменьшение предметов
с удалением их и увеличение - с приближением,
можно предложить ему располагать предметы
выше и ниже на широком пространстве листа,
изображающем землю.
Желая изобразить все как можно
правдивее и полнее, ребенок рисует и то,
что нельзя видеть при данном положении
предмета. Рисуются не только видимые
части предмета, но и те, которые в данный
момент нельзя увидеть; предмет как бы
разворачивается, и к видимым частям подрисовываются
остальные.
Такие особенности не являются
обязательной ступенью в развитии способности
детей изображать пространственные связи.
При правильно поставленном обучении
они обычно отсутствуют.
Подводя итоги, можно констатировать
следующее, что развитие изобразительных
способностей проходит два периода, которые
включают в себя весь дошкольный возраст,
и вопросы их развития тесно связаны с
проблемой детского творчества.
В своих работах Т.С. Комарова
охарактеризовала развитие замысла - задуманного
плана действий, деятельности (по педагогическому
словарю) - у дошкольников. Она отмечала,
что у малышей (2-4 года) замысел складывается
далеко не сразу. Первые их рисунки - это
действия с карандашом и кистью, не преследующие
цели создания изображения. Со временем
ребенок начинает называть, что он нарисовал,
уже по завершению процесса. Можно сказать,
что замысел возникает позже, при восприятии
готового изображения. В 3-4 года в ряде
случаев замысел возникает до создания
рисунка, и некоторые дети не меняют своего
замысла в процессе изображения.
Умение замысливать содержание
предстоящего изображения и воплощать
возникший замысел в рисунке формируется
на основе образовавшихся в процессе восприятия
представлений о разных предметах и явлениях,
а также на основе овладения хотя бы основными
изобразительными движениями руки. Это
свидетельствует о росте осознанного
отношения к изобразительной деятельности,
о формировании умения соотнести желание
со средствами (способами действия), которые
позволяют выполнить задуманное. А это
в свою очередь ведет к дальнейшему развитию
воображения, творчества и изобразительной
деятельности в целом.
Становится очевидным, что дети
3-3,5 лет в результате систематических
занятий овладевшие некоторыми формообразующими
движениями, самостоятельно задумывают
содержание изображения в соответствии
с имеющимися у них умениями и впечатлениями
об окружающей жизни. Как правило, дети
доводят задуманное до конца; большинство
охотно повторяют изображения самостоятельно
или по предложению воспитателя, что говорит
об осознанности и произвольности процесса
изображения.
К 6 годам обогащается сенсорный
опыт детей. Богаче, разнообразнее и точнее
становятся представления о предметах
и явлениях окружающего, усиливается работа
воображения. Замыслы характеризуются
большим разнообразием, устойчивостью.
Дети старшего дошкольного
возраста подходят к созданию изображения
со сложившимся замыслом, который ребенок
соотносит с имеющимся в его опыте способами
изображения и средствами его выразительного
решения.