Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:11, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте. Объект изучения: развитие детского творчества.
Содержание
Введение Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 1.1 Содержание понятия детского творчества 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию Глава 3. Экспериментальное исследование 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента Заключение Список литературы
Для анализа данных, полученных
в ходе эксперимента, мы использовали
разработанные нами критерии и уровни
развития изобразительного творчества
детей старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента
25% детей было отнесено к низкому уровню,
к среднему - 57%, на высоком уровне развития
изобразительного творчества - 18%.
Такие данные были получены
исходя из проведенных методик и их результатов.
Изучение продуктов деятельности
показал, что 3 человека (37, 5%) имеют уровень
высокий (Лера З., Нона М., Даша Э.), 3 человек
(37, 5%) - уровень средний (Саша Б., Кирилл
С., Саша Т.) и 2 человека - низкий уровень
(25%) (Данил М., Ира С.). Общий показатель
творчества близок к среднему и составляет
- 1,99 балла. (см. Приложение №4)
Изучение планирующей документации,
целью которого было выявление места занятий
по сюжетному рисованию в документации,
их тематику и использованные методы и
приемы позволило сделать вывод, что занятия
по рисованию планировались один раз в
неделю и один раз в неделю лепка и аппликация.
Тематика занятий по рисованию разнообразна
(“Праздничный стол”, ”Рисуем пейзаж”,
”Вечерний город”). Большинство тем предлагается
в соответствии со временем года (”Унылая
пора…”, ”Снежный день”). Цели данных
занятий направлены в основном на формирование
навыков рисования и в меньшей степени
на развитие творчества. Например:
выработать у детей эстетический
вкус,
знакомить с прекрасным,
учить создавать композицию,
учить ориентироваться на листе.
Так же было выявлено, что в
повседневной деятельности планируются
мероприятия по развитию творчества детей,
воображения (наблюдения за явлениями
природы, чтение художественных произведений,
чтение стихов о временных года, рисование
на свободную тему). В ходе анализа планирующей
документации было выявлено, что количество
занятий планируется в соответствии с
программой, уделяется внимание планированию
свободной деятельности, куда включается
мероприятия по развитию воображения
и творчества.
Логическим продолжением этого
этапа стал следующий - беседа с воспитателем.
(Вопросы к беседе - Приложение №1) Целью
этого этапа являлось выявление методов
и приемов, используемых для развития
творческого воображения и оснащенность
необходимыми материалами, применяемыми
на занятиях и в повседневной жизни.
Беседа с воспитателем показала,
что педагог сам увлекается рисованием
и прививает эту любовь к детям. Занятия
по изобразительной деятельности дети
воспринимают без каких-либо отрицательных
эмоций. Во время занятия у детей положительный
эмоциональный настрой и высокая активность
после занятия. Воспитатель рассказала,
что на занятиях используются акварель,
кисти, карандаши, фломастеры. Задания
выполняются полностью самостоятельно,
но некоторым требуется помощь в создании
замысла. Воспитатель отметила, что многие
дети привыкли срисовывать с картин, которые
предложены в качестве образца, и лишь
немногие проявляют творчество в создании
картин (Лера З., Нона М., Даша Э.) Также воспитатель
выделила, что наблюдается динамика развития
творчества детей, связанная в основном
с общим психическим развитием ребенка.
У всех детей развиты технические умения
и навыки, которые должны соответствовать
их возрасту.
На занятиях по изобразительной
деятельности воспитатель использует
различные методы: наглядные (показ иллюстраций,
образца), словесные (беседы на какие-либо
темы, по картине), но предпочтение педагог
отдает наглядным методам и приемам. Дидактические
пособия и наглядные материалы, используемые
на занятиях, представляют собой набор
картин по разным тематикам, образцы выполнения,
как самого воспитателя, так и самих детей.
Воспитатель рассказала, что
в повседневной деятельности проводятся
наблюдения каждый день на прогулке, дидактические
игры в группе, беседы, чтение стихов, сказок,
что расширяет представления детей об
окружающем мире. Также имеет место индивидуальная
работа с детьми, у которых наблюдаются
затруднения в выполнении заданий.
Беседа с воспитателем показала,
что педагогом проводится обширная работа
по ознакомлению с окружающим, особое
внимание уделяется развитию творчества
детей, также имеет место быть индивидуальная
работа как одно из условий развития творчества.
Можно сказать, что педагог не остается
в стороне от проблемы развития детского
творчества, а активно принимает участие
в решении этого вопроса.
Для выявления интереса к процессу
рисования была проведена беседа с детьми.
(см. Приложение № 2) Из беседы мы выяснили,
что дети любят рисовать. При выборе материалов
для создания картин останавливали свой
выбор на более простых: карандаши, фломастеры.
Вопрос о том, какими материалами еще можно
создавать изображение, вызвал у детей
затруднение в ответе. Также все дети ответили,
что они самостоятельны в создании и воплощении
замысла и им не требуется какая-либо помощь.
При создании картины дети в основном
уделяют внимание изображению предметов.
В соответствии с этим можно сделать вывод,
что дети увлекаются рисованием, проявляя
свою фантазию, но она ограничивается
выбором простых материалов, что ограничивает
развитие творчества.
Следующим этапом был тест для
детей, целью которого было исследование
творческого воображения. В основу этого
теста была положена методика Е.П. Торренса
“Неполные фигуры”.
Ее можно применить в несколько
измененном виде. Используются уже знакомые
ребенку фигуры (квадрат, круг и треугольник)
и элементы предметных изображений.
Выбор указанного варианта
задания объясняется тем, что предлагаемые
в нем наглядные опоры активизируют всю
психическую деятельность детей. Процесс
дорисовывания и создания воображаемой
картины позволяет выявить особенности
операций анализа, синтеза, способности
видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет
свое воображение поставленной задаче,
создавая новый целостный образ с использованием
данной фигуры. В то же время предложение
нарисовать картину обеспечивает условия
для фантазирования, проявления внутренней
позиции.
Процедура проведения: ребенку дают одну из геометрических
фигур, изображенную на чистом листе бумаги
(в центре), цветные карандаши. На выполнение
отводится 10 - 12 минут. Затем работу забирают
и поочередно предлагают следующие фигуры.
Критерии оценки
детских работ. За основы были взяты следующие
показатели:
· Принятие задачи (понимание
инструкции);
· Наличие и стойкость интереса
к деятельности;
· Способность использовать
образы восприятий, памяти;
· Владение способами творческой
деятельности (способность к перекомбинированию
образов);
· Продуктивность и вариативность
созданных образов (запас представлений
об окружающем);
· Оригинальность образов (элементы
творчества);
· Эмоциональная насыщенность
образов.
Качественные уровни
состояния творческого воображения:
0 уровень - не принимает
задачу, рисует что-то свое
1 уровень - дорисовывает
фигуру, но изображение схематичное,
без деталей
2 уровень - изображает отдельный
объект, но уже с разными деталями
("опредмечивание")
3 уровень - изображает объект,
включенный в какой-то воображаемый
эпизод, вокруг объекта появляется
"поле вещей"
4 уровень - изображает несколько
объектов по воображаемому сюжету,
создается целостная композиция.
Возможно многогранное использование
данной фигуры
5 уровень - изображает предложенную
фигуру как второстепенную деталь
образа в каком-то воображаемом
сюжете. Задача решается по типу
"включения"
Результаты теста показали,
что 25% детей имеют высокий уровень творческого
воображения, средний и низкий уровень
у 37,5% детей. Эти результаты подтвердились
при проведении заключительного этапа
I констатирующего эксперимента - анализа
продуктов деятельности (рисунков). (см.
Приложение № 4).
По завершении этого исследовательского
этапа работы можно констатировать зависимость
характера выполнения заданий от овладения
детьми структурными (имеющийся запас
представлений, чувственный опыт) и операциональными
(механизмы и действия воображения на
основе имеющегося опыта и представлений)
компонентами воображения от наличия
и возможности использования словесных
и наглядных опор, от обученности детей
приемам преобразования образов восприятий,
памяти и представлений. Также можно обозначить
причины несформированности воображения
у ребенка: трудности восприятия пространственных
отношений, неспособность видеть целое
по отдельным частям, непонимание причинно
- следственных зависимостей, малый запас
сведений об окружающем мире, бедность
и неточность представлений, несформированность
познавательных интересов и др. Это важно
знать, чтобы сделать более целенаправленным
и эффективным весь процесс работы по
развитию детского творчества, формированию
воображения у детей.
Анализируя выявленные трудности
у детей, мы предположили, что процесс
развития детского творчества у детей
старшего дошкольного возраста будет
более эффективным, при использовании
разработанного комплекса занятий по
сюжетному рисованию с использованием
нетрадиционных техник, обогащении эмоциональной
сферы и зрительного опыта детей новыми
впечатлениями посредством наблюдений,
накоплении знаний с помощью бесед и проведении
индивидуальной работы.
Для проверки нашей гипотезы
нами был проведен формирующий эксперимент,
целью которого являлось развитие детского
творчества у детей старшего дошкольного
возраста.
Основными задачами, поставленными
в ходе формирующего эксперимента, были:
1. Развитие творчества (сюжетное
рисование)
2. Развитие воображения (сюжетное
рисование, рассматривание картин природы,
чтение стихотворений)
3. Обогащение зрительного и
эмоционального опыта (наблюдения за объектами
и явлениями природы)
4. Закрепление полученного
опыта с целью его дальнейшего сохранения
(беседы по накопленному опыту)
5. Обогащение цветовой палитры
детей (сюжетное рисование, наблюдения,
рассматривание картин природы)
Для реализации этих задач нами
были разработаны:
1. Комплекс занятий по сюжетному
рисованию с использованием нетрадиционных
техник;
2. Комплекс наблюдений за природными
объектами и явлениями;
3. Комплекс бесед по временам
года.
Наблюдение в ходе эксперимента
за деятельностью детей, позволило утверждать,
что рисунки детей стали богаты по содержанию,
насыщенны разнообразными деталями, работы
стали отличаться точностью в передаче
строения предмета, заметно возросла самостоятельность
в выполнении задания.
При проведении контрольного
эксперимента мы использовали такие методики,
как беседа с воспитателем, беседа с детьми,
анализ продуктов деятельности (рисунков).
Целью данного этапа являлось
выявление конечного уровня развития
творчества детей старшего дошкольного
возраста.
Первый этап беседа с воспитателем
(Приложение № 8) показал, что у детей повысился
уровень интереса к изобразительной деятельности,
отмечается высокая самостоятельность
в выполнении задания, разнообразие созданных
замыслов. Воспитатель отметила положительную
динамику в творческом развитии детей,
как в подгруппе, так и индивидуально у
каждого. Высокую эффективность имела
индивидуальная работа, которая значительно
помогла в повышении уровня творчества.
Качественный и количественный
анализ показал, что в группе детей, 2 человека
(25 %) имеют уровень, близкий к среднему,
3 человека (37, 5%) имеют уровень выше среднего
и 3 человека (37, 5%) имеют уровень, близкий
к высокому. Общий средний показатель
развития творчества стал выше среднего,
и составил 2, 34 балла.
Сравнив полученные данные
с показателями начального уровня, мы
увидели, что у 2 детей повысился свои показатели
с низкого на средний уровень (Данил М.,
Саша Б.), у 3 детей уровень стал выше среднего
(Кирилл С., Ира С., Саша Т.) и 3 детей имеют
уровень, близкий к высокому (Лера З., Нонна
М., Даша Э.)
Таким образом, обобщая результаты
исследования, мы можем увидеть, что уровень
творчества у детей данной экспериментальной
группы стал выше, чем был в начале эксперимента.
Следовательно, мы можем сделать вывод
о том, что сюжетное рисование может служить
эффективным средством развития детского
творчества у детей старшего дошкольного
возраста, при использовании разработанного
комплекса занятий по сюжетному рисованию,
обогащении эмоциональной сферы и зрительного
опыта детей новыми впечатлениями посредством
наблюдений, накоплении знаний с помощью
бесед и проведении индивидуальной работы.
На основе созданного нами комплекса
занятий по сюжетному рисованию с использованием
нетрадиционных техник, можно составить
другие комплексы для развития детского
творчества и обогащения представлений
детей об окружающем мире ("Любимые
сказки детства", "Мир моих увлечений",
"Город, где я живу", "Моя семья"
и т.д.)
Заключение
Теоретический анализ психолого-педагогической
литературы показал, что существует различное
определений способностей. Обобщив точки
зрения различных авторов, мы пришли к
выводу, что способности - это особенности
личности, которые обеспечивают сравнительную
легкость и высокое качество овладения
определенной деятельностью. Важным для
нашего исследования является установление
факта о включении в понятие "детское
творчество" взаимосвязанных компонентов,
таких как "способности", "творчество",
"воображение", "задатки", "творческий
акт", без которых невозможно определить
сущность детского творчества.
Ряд авторов (Н.П. Сакулина, Е.А.
Флерина, В.С. Щербаков) показали, что изобразительная
деятельность взрослого отличается от
детской. Следовательно, развивая детскую
изобразительную деятельность, необходимо
учитывать ее объективные особенности,
в частности последовательность и своеобразие
этапов творческого процесса.Г. Г. Григорьева
в своих работах отмечает, что этапы изобразительной
деятельности ребенка сокращены во времени,
а замысливание и реализация замысла совмещены.
Результатом творческой деятельности
ребенка является продукт, значимый для
самого ребенка, а не для общества.
Е.А. Флериной было определено,
что обучение не препятствует развитию
творчества. Поэтому задача педагога -
найти оптимальное соотношение творчества
и обучения на занятиях, обеспечить реализацию
необходимых условий для развития творчества.