Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:11, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте. Объект изучения: развитие детского творчества.
Содержание
Введение Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 1.1 Содержание понятия детского творчества 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию Глава 3. Экспериментальное исследование 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента Заключение Список литературы
В программе "Развитие"
в разделе "Изобразительная деятельность"
говорится о том, что для детей старшего
дошкольного возраста основной является
художественная задача передать средствами
изобразительной деятельности отношения
разного типа. Эта задача решается путем
построения выразительной сюжетно - образной
композиции, отражающей особенности таких
отношений. Большое внимание в этом возрасте
уделяется построению двух - фигурных
композиции и предметно - сюжетному рисунку,
передающему парные отношения. Такие задания
потребуют анализа способов взаимодействия
между объектами, особенностей действий
и изобразительных характеристик взаимодействующих
персонажей, анализа их эмоциональных
отношений. Можно сделать вывод, что данная
программа направлена на формирование
в большей степени интеллектуальных способностей,
чем творческих. Даже на занятиях по изобразительной
деятельности ребенка ставят в ситуацию
мыслительной деятельности, что способствует
умственному развитию, нежели творческому.
Проведенный анализ программ
по воспитанию и обучению в детском саду
позволяет сделать вывод, что "Программа
воспитания и обучения в детском саду"
под редакцией М.А. Васильевой наиболее
подробно и полно обозначает задачи по
обучению сюжетному рисованию. Здесь,
в отличие от других программ отдельно
выделена задача по развитию творчества
и воображения.
2.2 Сюжетное
рисование как средство развития
детского творчества в старшем
дошкольном возрасте
Как подчеркивает Флерина Е.А.,
сюжетное рисование является важным и
эффективным средством развития детского
творчества. В сюжетном рисовании задействованы
практически все психические процессы:
воля, воображение, память, мышление. У
ребенка развивается самостоятельность
и изобразительные способности, важные
для развития его творчества.
Основная цель сюжетного рисования
- научить ребенка передавать свои впечатления
от окружающей действительности.
Известно, что все окружающие
предметы находятся в определенной связи
друг с другом. Отношение к какому-либо
предмету или явлению во многом зависит
от понимания именно этой связи. Возможность
установления смысловых связей между
различными предметами и явлениями развивается
постепенно. Поэтому сюжетное рисование
с учебными целями вводится не ранее, чем
в средней группе, причем вначале как изображение
2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно,
что детям должны быть известны приемы
изображения предметов, являющихся главными
действующими героями сюжета, иначе трудности
в изображении незнакомых предметов отвлекут
их от выполнения основной задачи. Однако
не следует ограничивать сюжетное рисование
изображением только тех предметов, которые
дети уже изображали. Ребенок должен уметь
нарисовать главное в сюжете, а все детали
он выполняет по своему желанию.
Умение выделять главное в сюжете
связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического
мышления. Они у маленького ребенка еще
слишком поверхностны; он, прежде всего,
воспринимает то, что непосредственно
доступно зрению, осязанию, слуху, и часто
узнает предмет по некоторым существенным
деталям, запомнившимся ему. Точно также
ребенок воспринимает и передает сюжет
в рисунке. Выделить главное, понять отношения
и связи объектов сюжета - задачи довольно
сложные для дошкольника. Они могут быть
решены детьми старшей группы.
В сюжетном рисовании важно
правильно передать пропорциональные
отношения между предметами. Эта задача
усложнена тем, что при изображении сюжета
надо показать не только разницу в их размерах,
существующую между ними в жизни, но увеличение
или уменьшение предметов в связи с расположением
в пространстве. Для этого ребенок должен
уметь сравнивать, сопоставлять объекты
изображения, видеть смысловую связь между
ними.
Решить задачу пространственного
отношения между предметами очень сложно
для дошкольника, так как у него мал опыт
и недостаточно развиты изобразительные
умения и навыки.
Очень трудным для дошкольников
является изображение движущихся предметов
(частей тела: рук, ног и т.д.). Некоторые
стороны действительности очень трудно
или невозможно передать средствами рисунка.
В этих случаях ребенок нередко прибегает
к помощи звукоподражания, жестам и т.п.
Каждый может наблюдать картину, когда
ребенок, рисуя паровоз, начинает гудеть,
шипеть, пыхтеть. Этот факт можно объяснить
стремлением ребенка полнее передать
сходство своего изображения с изображаемым
предметом. Подобным же образом могут
быть объяснены и другие "неправильности"
детского изображения. Нередко ребенок
выражает в рисунке такие черты изображаемого,
которые обычно зрительно не воспринимаются.
Одна из серьезных трудностей,
с которой встречается ребенок, заключается
в передаче пропорциональности отдельных
частей предмета и отношений предметов
в сложном много предметном рисунке.
Большие трудности представляет
для ребенка и передача перспективных
ощущений. Эти трудности зависят от того,
что дошкольники долгое время еще не понимают
смысла перспективных сокращений. Пространственное
размещение предметов на плоскости листа
бумаги - то, чему ребенок должен обучаться.
В старшем дошкольном возрасте
ребенок стремится связать изображение
в одну цельную картину, появляется уже
примитивная композиция рисунка. Рисунок
упорядочивается. При этом изображение
предметов располагается чаще всего в
одну линию. Такая композиция детского
рисунка выражает уровень его познания
пространственных отношений в окружающем
мире и уровень усвоенной им изобразительной
техники. Эти особенности изображения
пространства на плоскости доступны лишь
пониманию старшего дошкольника, имеющего
опыт.
Дети старшего дошкольного
возраста могут создавать композиции
по заранее продуманному плану, иногда
могут строго выдержать принцип единства
времени и действия. Соответственно, при
руководстве воспитателю необходимо применять
комплекс методов и приемов обучения для
более полного воздействия на все стороны
личности ребенка, что поможет эффективному
и успешному развитию детского творчества.
Одним из ведущих словесных методов обучения
изобразительной деятельности является
беседа, в ходе которой можно подвергнуть
обсуждению изображаемые предметы, высказать
свое отношение к ним, восполнить опыт
ребенка новыми теоретическими знаниями,
которые он впоследствии может проверить
на практике. Беседа позволяет выявить
недостатки знаний у детей, с целью последующего
дополнения и систематизации их. Тем более,
что ребенку в некоторых случаях бывает
легче выразить свою мысль сначала в слове,
а затем уже на листе бумаги с помощью
красок.
В процессе руководства изобразительной
деятельностью дошкольников словесные
методы неотделимы от наглядных. Одним
из ведущих наглядных методов является
наблюдение.
В наблюдениях со старшими дошкольниками
можно формировать изобразительное представление.
Для этого, выделяя какие - то выразительные
признаки объектов можно предложить ребятам
подумать, как это можно нарисовать. В
момент наблюдения целесообразно спланировать
будущий рисунок.
Таким образом, в старших группах
действия восприятия, наблюдения тесно
взаимосвязаны с действием замысливания.
Замысел строится на основе непосредственных
наблюдений, а развивающийся замысел стимулирует
дополнительное наблюдение.
Тематика сюжетного рисования
определяются, прежде всего, теми впечатлениями,
которые ребенок получает от наблюдения
окружающей действительности. Для детей
данного возраста содержание каждой темы
должно быть конкретно определено.
Обобщая изученные точки зрения
на применяемые методы и приемы, используемые
при руководстве изобразительной деятельностью,
можно сделать вывод, что, чем больше впечатлений
получит ребенок, тем многообразнее и
богаче будет его творчество и замысел
будущей работы.
Чтобы создать сюжет, ребенку
требуется активная работа воображения
и наличие определенных знаний, умений
и навыков. На этих занятиях максимально
развивается самостоятельность и изобразительные
способности ребенка, важные для развития
его творчества. Одним из наиболее важных
условий успешного развития способностей
ребенка на занятиях по сюжетному рисованию
является разнообразие и вариативность
работы. Рисование нетрадиционными техниками
- это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать,
а самое главное, самовыражаться, чему
и посвящен следующий параграф нашей работы.
2.3 Развитие
творчества детей старшего дошкольного
возраста через использование
нетрадиционных техник рисования
на занятиях по сюжетному рисованию
Одно из наиболее важных условий
успешного развития детского творчества
- разнообразие и вариативность работы
с детьми на занятиях. Новизна обстановки,
необычное начало работы, красивые и разнообразные
материалы, интересные для детей неповторяющиеся
задания, возможность выбора и еще многие
другие факторы - вот что помогает не допустить
в детскую изобразительную деятельность
однообразие и скуку, обеспечивает живость
и непосредственность детского восприятия
и деятельности.
Представители реалистического
направления в изобразительном искусстве
всегда придавали большое значение технике
рисунка, уделяя выработке ее особое внимание.
Техника рисования художниками
понимается широко: сюда включается техника
линии, тушевки, определенная манера рисунка
и письма и способ использования тех или
других материалов (бумаги, холста, дерева,
карандаша, угля, пастели, масляной краски,
акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии
с их свойствами, их изобразительными
возможностями.
В изобразительном искусстве
под техникой (от греческого
искусная и искусство, мастерство) понимается
совокупность специальных навыков, способов
и приемов, посредством которых исполняется
художественное произведение. Понятию
техники в узком смысле слова обычно соответствует
прямой, непосредственный результат работы
художника специальным материалом и инструментом
(отсюда техника масляной живописи, акварели,
гуаши, темперы и пр.), умение использовать
художественные возможности этого материала;
в более широком значении это понятие
охватывает и соответствующие элементы
изобразительного характера - передачу
вещественности предметов.
Таким образом, под техникой
рисунка следует понимать - владение материалами
и инструментами, способы их использования
для целей изображения и художественного
выражения. В понятие техники включается
развитие глаза и руки, их согласованная
деятельность. Особое значение придается
умелому, правильному изображению контура,
формы предмета.
Рисование в детском саду направлено
на обучение художественно-творческой
деятельности в пределах, доступных детям
дошкольного возраста.
Необходимость обучения рисованию,
и в частности техническим навыкам, подчеркивается
и советской психологией, которая утверждает,
что способности к рисованию проявляются
и развиваются только в процессе рисовальной
деятельности ребенка и лучше всего в
процессе обучения под руководством взрослого.
Рисование нетрадиционными
техниками - важнейшее дело эстетического
воспитания. Изобразительная деятельность
- одна из самых интересных для детей дошкольного
возраста: она глубоко волнует ребенка,
вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования
- это способы создания нового, оригинального
произведения искусства, в котором гармонирует
все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать,
искать, экспериментировать, а самое главное,
самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных
техник рисования занимались Р.Г. Казакова,
Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова,
Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова,
Н.В. Степанова и другие. За время пребывания
в группе дети успевают изучить различные
технологии изображения такие как:
1. Тычок жесткой полусухой
кистью. Ребенок опускает в гуашь
кисть и ударяет ею по бумаге,
держа вертикально. При работе
кисть в воду не опускается.
Таким образом, заполняется весь
лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой
или колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками.
Ребенок опускает в гуашь пальчик
и наносит точки, пятнышки на
бумагу. На каждый пальчик набирается
краска разного цвета. После работы
пальчики вытираются салфеткой,
затем гуашь легко смывается.
3. Оттиск пробкой. Ребенок
прижимает пробку к штемпельной
подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для получения
другого цвета меняются и мисочка
и пробка.
4. Восковые мелки + акварель.
Ребенок рисует восковыми мелками
на белой бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или
несколько цветов. Рисунок мелками
остается незакрашенным.
5. Монотипия предметная.
Это особая техника создания
художественных оттисков. Как свидетельствует
название (греч. monos - единый и typos - оттиск)
Ребенок складывает лист бумаги
вдвое и на одной его половине
рисует половину изображаемого
предмета (предметы выбираются симметричные).
После рисования каждой части предмета,
пока не высохла краска, лист снова складывается
пополам для получения отпечатка. Затем
изображение можно украсить, также складывая
лист после рисования нескольких украшений.
6. Кляксография обычная.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой
ложкой и выливает на бумагу.
В результате получаются пятна
в произвольном порядке. Затем
лист накрывается другим листом
и прижимается (можно согнуть
исходный лист пополам, на одну
половину капнуть тушь, а другой
его прикрыть). Далее верхний лист
снимается, изображение рассматривается:
определяется, на что оно похоже.
Недостающие детали дорисовываются.
7. Кляксография с трубочкой.
Она заключается в том, чтобы
научить детей делать кляксы (черные
и разноцветные). Ребенок зачерпывает
пластиковой ложкой краску, выливает
ее на лист, делая небольшое
пятно (капельку). Затем на это
пятно дует из трубочки так,
чтобы ее конец не касался
ни пятна, ни бумаги. При необходимости
процедура повторяется. Недостающие
детали дорисовываются.