Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методические рекомендации развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" посредством подвижных игр.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошкольного возраста …………………………….6
1.1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................6
1.2 Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................13
1.3 Анализ примерных основных общеобразовательных программ по реализации интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................16
1.4 Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"........................23
Вывод по первой главе..............................................................................................31
Глава 2. Теоретические основы использования подвижной игры как средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................34
2.1 Сущность и виды подвижных игр.....................................................................34
2.2 Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".....................................................................................40
2.3 Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................45
Вывод по второй главе..............................................................................................48
Заключение.................................................................................................................50
Список литературы....................................................................................................54
Приложения................................................................................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом педагогика3.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

Физические  упражнения специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

Танцевальные  упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.

Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.

Массаж, воздействуя  на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение  нервных окончаний возникают  сосудистые рефлексы и расширяются  капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.

Вопросы использования  гигиенических факторов и естественных сил природы подробно раскрыты в  учебных пособиях по дошкольной педагогике и гигиене.

Безусловные (врожденные) рефлексы проявляются у ребенка с первых дней жизни. Так, если ребенка положить на живот, то он поднимает и поворачивает голову (защитно-оборонительный рефлекс); в положении на весу на животе голову отклоняет назад, а на спине вперед, на правом боку влево, на левом вправо (рефлексы положения и расположения частей тела); при прикосновении к коже ног ребенок начинает ползать (кожно-ножной рефлекс), а к коже спины выгибает позвоночник (спинной рефлекс). Таким образом, безусловные рефлексы вызывают сокращение мышц и могут быть использованы для их развития, а также организма в целом. Ценность безусловных рефлексов заключается в том, что они могут быть применены в первые недели жизни ребенка, когда из-за гипертонии мышц-сгибателей рук и ног невозможно еще использовать физические упражнения. Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. Так, в первые три месяца жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы, безусловные рефлексы. В дальнейшем на первом году жизни используются массаж, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения, основные движения (ползание и др.). С возрастом ребенка роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается меньше времени на сон, питание и создаются условия для использования более сложных физических упражнений[17,c.89].

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. В исследованиях ряда авторов экспериментально доказана эффективность физического развития детей дошкольного возраста, построенного на преимущественном использовании традиционных подвижных игр [23].

Сбор и  педагогическая обработка народных подвижных игр проводилась такими учеными, как: В.И.Даль, П.Н.Бокин, В.Висковатов, И.Я.Герд, Е.М.Дементьев, Я.И.Душечкин, А.Скотак, Н.Филитис и др. В начале XX века имелось не менее 100 сборников игр на русском языке.

Прогрессивные русские ученые - педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е.А.Покровокий, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская,А.С. Мака-ренко,Л.С.Выготский, В.В. Гориневский, А.В.Запорожец,А.П.Усова, Д.ь.Эльконин, В.Г.Яковлев, Р.И.Жуковская и др.) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом развитии детей разного возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики (З.М.Богуславская, В.М. Григорьев, Ю.Ф.Змановский, И.М.Коротков, Е.И. Янкелевич и др.) Они вносят большой вклад также в отбор и описание игр народов нашего отечества.

Выдающуюся  роль в обосновании педагогического  значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П.Ф. Лесгафт. Подготовленные им ученики (М.В. Лейкина, М.М. Конторович) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И.Я. Герд, С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, В.Г. Марц и др.) широко использовали подвижные игры, включая и народные, в физическое развитие детей. Большинство из этих специалистов и общественных деятелей вели практическую работу по организации игр с детьми, открывали детские игровые площадки, клубы. Такая работа способствовала внедрению игр в среду детей рабочих, что благотворно влияло на здоровье и развитие детей. Эти же энтузиасты готовили руководителей - общественников для широкого распространения игр среди детей и молодежи [14].

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях [25].

Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления человека (Медвецкий А.И.; Гребешева И.И. и др.). Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования (допустимы для детей в состоянии стойкой ремиссии заболевания), больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.

Как показали фундаментальные исследования А.М. Фонарева, двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития (Гребешева И.И.; Богуславский З.М., Смирнова Е.О.; Геллер Е.М и др.).

Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка. Серьезными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей.

В современной педагогической практике используется большое разнообразие подвижных игр. Обратимся к их классификации. Необходимо отметить, что единой утвержденной классификации подвижных игр нет. Педагогами на основании практической и научной деятельности предлагаются различные виды группировки подвижных игр.

Игры классифицируются  по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием.

В зависимости от числа участвующих игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на равных условиях.

Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение играющего  в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить  на:

  • игры на месте (статические игры), в которых ребенок не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положения стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая физическая нагрузка;
  • малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными играми;
  • подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Эти игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны детей [8].

Также все подвижные игры можно  разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки в них: 1 группа — с незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной нагрузкой; III группа — с тонизирующей нагрузкой; IV группа — с тренирующей нагрузкой.

Подвижные игры по содержанию в них  двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или  сказочный эпизод. Дошкольники с  увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания и в зависимости от последних подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т. д.; игры с элементами соревнования: “Чье звено скорее построится?”, “Кто скорее к флажку прибежит?” и т. п.; несложные игры-эстафеты: “Кто скорее передаст мяч?”; игры с предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры-забавы для самых маленьких: “Ладушки”, “Сорока”, “Коза рогатая” и др.

Игры с элементами спорта требуют  большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.

Педагогу необходимо помнить, что  все перечисленные подвижные  игры способствуют не только совершенствованию движения играющих, развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; в них воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм, но и косвенно влияют на речевое развитие ребенка.

Таким образом, подвижные  игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей[22,c.69].

 

Вывод по первой главе

В первой главе нашего исследования мы теоретически обосновали проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности. В настоящее время в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении отсутствует жесткая предметность. Меняется и цель образовательной работы – вместо набора Знаний, Умений и Навыков предлагается формировать новые интегративные качества ребенка, одним из которых является такое качество как "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".

К 7-ти годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративного качества ребенка "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" содержит следующие показатели: антропометрические показатели (рост, вес) в норме; самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры; соблюдает элементарные правила поведения  во время еды, умывания; имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

В общей системе образовательной  работы физическое развитие детей дошкольного  возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического  воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Информация о работе Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошко