Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методические рекомендации развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" посредством подвижных игр.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошкольного возраста …………………………….6
1.1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................6
1.2 Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................13
1.3 Анализ примерных основных общеобразовательных программ по реализации интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................16
1.4 Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"........................23
Вывод по первой главе..............................................................................................31
Глава 2. Теоретические основы использования подвижной игры как средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................34
2.1 Сущность и виды подвижных игр.....................................................................34
2.2 Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".....................................................................................40
2.3 Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................45
Вывод по второй главе..............................................................................................48
Заключение.................................................................................................................50
Список литературы....................................................................................................54
Приложения................................................................................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом педагогика3.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2 - Примерная схема учета  внешних признаков утомления  ребенка при проведении подвижных  игр

                                                              

Признаки

Степень утомления

I (допустимая)

II (требующая снижения  нагрузки)

Нервная система (поведенческие  реакции

Лицо спокойное; несколько  возбуж-ден, снижено внимание

Выражение лица напряженное; ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), значительно отвлекается, вялый (пассивный)

Движения

Бодрые; четкое выполнение заданий

Неуверенные; нечеткое выполнение заданий, добавочные движения

Окраска кожи лица и слизистых оболочек

Небольшое покраснение  кожи

Значительное покраснение  или побледнение кожи, побледнение, небольшая синюшность видимых слизистых  оболочек

Потливость

Небольшая

Выраженная, преимущественно  лица

Дыхание

Без изменений или  слегка учащенное (на 5-8 в минуту)

Учащенное (на 10-15 в минуту); периодические вдохи

Пульс

Несколько учащенный (на 15-20% от возрастной нормы), ритмичный

Учащенный (30-50 % от возрастной нормы), аритмичный

Самочувствие

Отсутствие жалоб

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжать игру


 

Отметив у ребенка признаки II степени  усталости, необходимо предпринять  срочные меры для снижения двигательной

Вывод по второй главе

В теории физического воспитания игра — это исторически сложившееся  общественное явление, отдельный специфический вид деятельности, свойственный человеку.

В существующем разнообразии видов  двигательной активности выделяются своей  популярностью и массовым вниманием  подвижные игры. Подвижная игра в соответствии с имеющимся словарным толкованием, есть вид физической активности, средство физического воспитания, общеразвивающие средство спортивной тренировки, связанное с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазанием и другими упражнениями, проводящимися как в помещении, так и на местности по определенным правилам в форме соревнований.

Одной из главных задач, решаемых в  процессе физического обучения и  воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"наиболее успешно развивается в комплексе, т.е. когда на занятиях применяются средства, предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости.

 

Заключение

В заключение нашего исследования, можно сделать вывод, что цель работы, заключающаяся в разработке методических рекомендации развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" посредством подвижных игр. достигнута.

Проблема развития физических качеств дошкольников как  основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:

1. Проанализировано  состояние проблемы в психолого-педагогической  литературе.

2. Рассмотрены особенности физического  развития детей старшего дошкольного  возраста.

3. Рассмотрено интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".

4. Изучены средства  развития интегративного качества "физически развитый, овладевший  основными культурно-гигиеническими  навыками".

5. Разработаны методические рекомендации  по развитию интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования  от общего образования заключается  в том, что в дошкольном образовательном  учреждении отсутствует жесткая предметность. Меняется и цель образовательной работы – вместо набора Знаний, Умений и Навыков предлагается формировать новые интегративные качества ребенка, одним из которых является такое качество как "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".

Особое значение подвижных  игр заключается в том, что  они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Игра является одним  из важнейших средств развития интегративного качества ребенка "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Одной из главных задач, решаемых в  процессе физического обучения и  воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"наиболее успешно развивается в комплексе, т.е. когда на занятиях применяются средства, предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости.

В качестве рекомендаций  по проведению подвижных игр с  детьми для развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" можно выделить:

1. При назначении игр необходимо  учитывать возраст детей, их  здоровье, уровень физического и  умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.

2. При определении величины нагрузки подвижной игры нужно учитывать не только  физическую сторону, но и степень  эмоциональной насыщенности игры.

3. Нельзя допускать большое число  участников игры в группе ослабленных  и маленьких детей. Это лишает  их быть активными в игре, а  взрослых осуществлять контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.

4. Не рекомендуется подводить  итоги соревнования, эстафет непосредственно  после их окончания из-за резкой  смены возникшего во время  игры динамического состояния  организма ребенка статическим  (во время объяснения педагогом).

5.Необходимо правильно расставлять  детей в игре. Более слабым  детям или утомившимся нельзя  давать в игре активные роли, а надо использовать их в  качестве своих помощников (в  роли «судей»).

6.Необходимо поощрять правильность  осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.

7.При распределении роли в  игре, подаче команд нужно   принимать во внимание степень  возбудимости детей. С возбудимыми  детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми – поощрительный, мягкий.

8.Необходимо правильно оценивать  индивидуальные особенности ребенка  при распределении ролей в  игре.

9.Нежелательно концентрировать  внимание группы детей на успехах  в игре застенчивого ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка хвалить надо тихо, без свидетелей.

10.Необходимо обращать внимание  на внешний вид ребенка: аккуратность  в одежде, наличие носового платка, чистоту лица, шеи, ушей, носа (перед занятием дети должны очистить нос от слизи).

11.Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного  внимания детей, или нагрузки  на одни и те же мышечные  группы, или тренировки одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению ребенка.

 

Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утверждены  
    приказом  Министерства образования и науки 
    Российской Федерации  « 23 » ноября 2009 г. № 655 (режим доступа http://www.edu.ru)
  2. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.1.2060 - 10 (режим доступа http://www.edu.ru)
  3. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2008.- 245 с.
  4. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2009. - 128 с.: ил.
  5. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48
  6. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2011. - 333 с.
  7. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2009. - № 3.
  8. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.
  9. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. – 2010. - № 1.
  10. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.
  11. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.: ил.
  12. Лаптев А. Управление физическим развитием. – Москва, 2011.- 180с.
  13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007.- 270с.
  14. Мерзликина А. Каждому учителю - спортивно-педагогическую подготовку// Физическая культура в школе.- 2010. - №12.- С. 54
  15. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников.-М.:2010.- 455 с.
  16. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2009.
  17. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007. - 180с.
  18. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. –Николаев: 2010. – 265 с.
  19. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2008. - 143 с.: ил.
  20. Репников П.Н. О выносливости. Информационно методический бюллетень. - 2012. - № 3, С.10 – 12.
  21. Рипа М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе.-М.: 2008. – 655 с.
  22. Романенко М.И. Физкультура. – Киев, 2008г. - 260 с.
  23. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. – Москва, 2007. – С. 21 – 24.
  24. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. - Улан – Удэ, 2010.- 410 с.
  25. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно – силовой подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2007. - 26 с.
  26. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2011. - 61 с.
  27. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки. - Грозный 2009. - 139с.
  28. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва , 2008. - 160 с.
  29. Филиппов С.С. Спортивная тренировка как объект информационного обеспечения. - 2007 - 112с.
  30. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М. : Физиология и спорт.-2008. – 421 с.
  31. Хусаинов З.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки. – 2011. - №3, С.15
  32. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.: ил.
  33. Циргаладзе И.В. Олимпийские чемпионы сегодня. – Москва, 2008 - 120с.
  34. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. – Москва, 2007 - 80с.
  35. http://fkvot.infosport.ru/1996N1/p5-10.htm
  36. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Конспект занятий

«Красный, желтый, зеленый… »

Цель: Систематизация знаний детей  дошкольного возраста о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице в процессе организации развлечения.

Программное содержание:

1. Закреплять с детьми правила  дорожного движения и безопасного  поведения пешехода в условиях  улицы и осознанному использованию  этих знаний в повседневной жизни.

2. Совершенствовать представления  о светофоре, значимости его  сигналов для пешеходов и водителей,  определять назначение световых  сигналов светофора.

3. Закреплять правила перехода  проезжей части улицы – по  пешеходному переходу «зебра», по сигналу светофора, по знаку «пешеходный переход».

4. Воспитывать у детей ответственность  за свою безопасность, объясняя, что соблюдения ПДД означает  не только сохранять свою жизнь,  но и жизнь других людей.

5. Воспитывать интерес и желание  знать и соблюдать ПДД.

6. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь, умение  «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении.

7. Развивать эмоциональные чувства,  интересы детей в познании  окружающей обстановки и желание  учавствовать в развлечении с коллективом сверстников.

Методы и приемы:

1. Использование игровой мотивации.

2. Элементы театрализации.

3. Художественное слово.

4. Беседа, рассказ.

5. Подвижнвя и словесная игра  с персонажами развлечения.

Предварительная работа:

1. Чтение детской художественной литературы по ПДД.

2. Заучивание песни «Веселые  путешественники» А. Северный

3. Заучивание четверостиший «Пешеходный  светофор» Я. Пишумов

4. Создание развивающей среды  в группе для детей по ознакомлению  с ПДД:

изготовление макета улицы, подбор настольно-печатных игр, набор плакатов, альбомов, дидектических игр, оформление стенда фотоиллюстраций «Город, в котором мы живем», приобретение дорожных знаков разных обозначений.

5. Рассматривание предметных, сюжетных  картинок, иллюстраций в книгах по правилам дорожного движения.

6. Экскурсии, прогулки по городу  с целью знакомства на практике  с ПДД.

7. Пополнение родительского уголка: информацией о ПДД «Предвидеть  + научить = уберечь», папкой-передвижкой  на тему «Воспитание безопасного  поведения дошкольников на улице».

Информация о работе Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошко