Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методические рекомендации развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" посредством подвижных игр.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошкольного возраста …………………………….6
1.1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................6
1.2 Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................13
1.3 Анализ примерных основных общеобразовательных программ по реализации интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................16
1.4 Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"........................23
Вывод по первой главе..............................................................................................31
Глава 2. Теоретические основы использования подвижной игры как средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"..............................................34
2.1 Сущность и виды подвижных игр.....................................................................34
2.2 Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками".....................................................................................40
2.3 Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"...................................................................45
Вывод по второй главе..............................................................................................48
Заключение.................................................................................................................50
Список литературы....................................................................................................54
Приложения................................................................................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом педагогика3.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

Применительно к динамике изменения  развития интегративного качества "физически  развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физических качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает  эти умения и навыки.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Педагоги всех времен отмечали её благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических качеств и способностей.

Подвижные игры – одно из самых  любимых и полезных занятий детей. Прежде всего, интересен сам процесс  действий, постоянно меняющиеся игровые  ситуации, когда приходится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявляя при этом в игре ловкость, быстроту, выносливость, силу.

Потребность человека в тренировке мышц обусловлена природой. Эта потребность  выливается у детей в игру. Играя, дети тренируются физически.

Игра выступает как средство физической и технической подготовки, как метод решающий воспитательные задачи, в том числе, связанного с  активизацией внимания и повышения  эмоционального состояния обучающихся, повышают интерес.

Достижение высоких спортивных результатов требует многократное повторение упражнений, что будет являться залогом создания и закрепления двигательных навыков. Такая многократная и рутинная работа вызывает психологический «застой», потерю интереса даже у сознательных днтей, что является естественной реакцией организма на однообразие занятия.

Включая на занятия физической культуры игры и эстафеты «включается эмоциональный  рычаг», тем самым, изменяя характер деятельности. Например, для закрепления  места в шеренге или в колонне  я использую такие игры, как «Найди своё место», «Кто быстрее». Эстафеты линейные и по кругу, подвижные игры «Команда быстроногих», «Вызов номеров», «Салки», «Бездомный заяц» и другие способствуют развитию скоростных качеств у обучающихся.

Прыжковые упражнения в играх и  эстафетах выполняются интенсивно, быстро и мощно. Для некоторых обучающихся подвижная игра «Зайцы, сторож и Жучка» помогает преодолеть барьер страха перед прыжком в высоту. Выносливость развивается в таких подвижных играх, как «Салки», «Третий лишний», «Кошки-мышки» и другие.

Использование подвижных игр должно сдвигаться в сторону психологической  готовности к стартам, имитации соревновательных ситуаций. Например, использование  игр «Ждут нас быстрые ракеты…», «Эстафеты по кругу со стартом  в паре», для отработки тактических действий и беговых ситуаций.

Подвижная игра по своей значимости не является основой занятия, она  служит вспомогательным средством  призванным эмоционально окрасить монотонность движений легкоатлетических упражнений. В той же мере следует иметь ввиду, что как бы не интересны были игры и эстафеты, интерес к ним при слишком частом применении теряется. Поэтому сочетание всего арсенала приемов и средств, творческого подхода к планированию и проведению занятия физической культуры просто необходимы.

Игры в подготовительной части  занятия «Белые медведи» или «Ловля парами», «Невод», характерны тем, что  все занимающиеся в основном находятся  в движении во время игры (минимально время «простоя»). Игры с успехом  заменяют «гладкий» разминочный  бег.

В основной части в зависимости от решения задач наиболее часто использую игры: «Сумей догнать», «Караси и щука», линейные эстафеты, круговые эстафеты и мн. др.

При использовании игр и эстафет  необходимое условие их проведения выполнить подбор так, чтобы они  не уводили от решения основных задач, а наоборот, чтобы динамический приобретенный стереотип двигательных действий, лежащий в основе двигательного навыка становился более прочным.

Игры с мячом любимы всеми  занимающимися, поэтому в заключительной части дошкольникам особенно нравиться играть в «Выбивало», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перестрелка» и др. Приведенные игры хорошо развивают все физические качества в комплексе, являются отличными играми в подготовке обучающихся к метанию.

Самыми известными играми на восстановление можно назвать следующие: «Красный, желтый, зелёный» (Приложение 1), «Запрещенное движение», «Разведчики», «Небо, земля, вода», «Великаны и гномы» и другие.

Работа над развитием физических качеств способствует успешному  овладению двигательных навыков, достижению высоких результатов.

Необходимо учитывать анатомо-физиологические  особенности дошкольников, так как  скелет продолжает развиваться, мускулатура  относительно слаба, быстрая психологическая  утомляемость, особенно при однообразных действиях и быстрое восстановление биохимических процессов. Учитывая это, игра должна быть не слишком продолжительной, с кратковременным отдыхом и разнообразными движениями и упражнениями для поставки опорно-двигательного и мышечно-связочного аппаратов – это, пожалуй, самая главная задача в группах начальной и общей физической подготовки.

Физические качества наиболее успешно  развиваются в комплексе, т.е. когда  на занятиях применяются средства, предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости.

Быстрота как физическое качество развивается во многих подвижных  играх. К ним относятся линейные эстафеты, коллективные игры: «Белые медведи»(Приложение 2), «Бегуны», «Скакуны», «Кто быстрее» и др.

Игры на развитие силы: «Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию», «Борьба за территорию» и др.

Игры, наиболее часто используемые при развитии выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Драконы», «Круговые эстафеты» и др.

Занимающиеся с большим желанием принимают игры на развитие ловкости: «Салки», «Ловля парами», «Мороз», «Эстафеты с предметами», игры с использованием мяча, предметов, например: «Мяч на полу»(Приложение 3), «Снайпер», «Мяч капитану» и другие.

Игры и эстафеты на развитие гибкости физиологически обосновано проводить в конце основной части занятия. Отличный тренировочный материал эстафеты с различными передачами мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком».

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя  соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект развития этих способностей зависит, кроме  того, и от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Педагог по физической культуре должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации подвижных игр на занятии. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью  соответствующих тестов (контрольных  упражнений).

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой  высокой работоспособности во всех видах трудовой и спортивной деятельности. У дошкольников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

2.3 Методические рекомендации по использованию подвижных игр в развитии интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"

Особый интерес дети проявляют  к подвижным играм.  Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий.

В подвижных играх выполняются  различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки,  ловля и т. д..   Увлеченные игрой  дети,  повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним  интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

Рекомендации воспитателям  по проведению подвижных игр с  детьми для развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками":

1.При назначении игр необходимо  учитывать возраст детей, их  здоровье, уровень физического и  умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.

2.При определении величины нагрузки  подвижной игры нужно учитывать  не только  физическую сторону, но и степень  эмоциональной насыщенности игры.

3.Нельзя допускать большое число  участников игры в группе ослабленных  и маленьких детей. Это лишает  их быть активными в игре, а  взрослых осуществлять контроль  за состоянием каждого ребенка  во время игры.

4.Не рекомендуется подводить  итоги соревнования, эстафет непосредственно  после их окончания из-за резкой  смены возникшего во время  игры динамического состояния  организма ребенка статическим  (во время объяснения педагогом). Это может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется проводить с детьми игры малой подвижности или упражнения, направленные  на релаксацию организма.

5.Необходимо правильно расставлять  детей в игре. Более слабым  детям или утомившимся нельзя  давать в игре активные роли, а надо использовать их в  качестве своих помощников (в  роли «судей»).

6.Необходимо поощрять правильность  осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.

7.При распределении роли в  игре, подаче команд нужно   принимать во внимание степень  возбудимости детей. С возбудимыми  детьми тон разговора руководителя  должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым, придавая им бодрость и уверенность в своих силах.

8.Необходимо правильно оценивать  индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряется ненужное честолюбие у ребенка возбудимого, всегда желающего быть первым, неправильно уступать его просьбам и давать ему подряд активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. (Иногда чересчур активные дети только производят впечатление активных. Среди них нередко встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры).

9.Нежелательно концентрировать  внимание группы детей на успехах  в игре застенчивого ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка хвалить надо тихо, без свидетелей.

10.Необходимо обращать внимание  на внешний вид ребенка: аккуратность  в одежде, наличие носового платка, чистоту лица, шеи, ушей, носа (перед занятием дети должны очистить нос от слизи).

11.Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного  внимания детей, или нагрузки  на одни и те же мышечные  группы, или тренировки одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению ребенка.

Таблица 1 - Методические приемы, позволяющие  изменять величину

психофизической нагрузки при подборе  подвижных игр                                                                                           

Снижение нагрузки

Повышение нагрузки

Уменьшение продолжительности  занятий играми

 

Уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии

 

Уменьшение сложности  сюжета игры

 

Исходные положения  во время игр: сидя, лежа

 

Уменьшение числа участников игры

 

Более частое включение  пауз отдыха и дыхательных упражнений

 

Уменьшение требовательности к выполнению точности и координации  движений, к быстроте реакции

 

 

Уменьшение темпа и  амплитуды движений в игре

 

Перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в игре: помощника руководителя, судьи. Временный отдых на скамье (зритель, а не участник)

 

Более частое проигрывание перед началом игры некоторых  ролей в ней с индивидуальным согласованием или только с 2-3 детьми

 

Более мягкий, негромкий тон ведущего, без особо командных интонаций, повествовательный

 

Использование мелодичной музыки в медленном и среднем  темпе, ритмичной, негромкой.

Увеличение продолжительности  занятий играми

 

Уменьшение числа повторений каждой игры в занятии

 

Увеличение сложности сюжета игры

 

Исходные положения  во время игр преимущественно  стоя, в ходьбе

 

Увеличение числа участников игры

 

Более редкое включение  пауз отдыха и дыхательных упражнений

 

Увеличение требовательности к выполнению точности и координации  движений, к быстроте реакции, согласованности движений между участниками игры

 

Увеличение темпа и  амплитуды движений в игре

 

Предоставление возможности  проявлять активность, инициативу большему числу участников игр

 

 

 

Согласование с детьми ролей в игре одновременно с большим количеством участников игры

 

 

Наряду с обычным  допустим и командный тон.

 

 

Использование динамичной, маршевой музыки.

Информация о работе Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" у детей старшего дошко