Развитие и формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.
Классификация методов обучения по источникам знаний, которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известно три: практика, наглядность, слово, В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях).

Вложенные файлы: 1 файл

методы обучения.docx

— 15.77 Кб (Скачать файл)

Какие общие функции  выполняют все методы обучения.

Система методов педагогического  воздействия включает в себя методы убеждения, методы упражнения, методы оценки.

В методах обучения выделяются объективная (не зависящая от учителя) и субъективная (зависящая от него) части.

 

 

Методы обучения выполняют разные функции: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Т.е. с помощью методов учителя  не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию  учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время известны десятки  классификаций методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний, которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известно три: практика, наглядность, слово, В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях).

Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат. В качестве общих признаков классификации  выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс  обучения на уроке, и цели, которые  достигаются на каждом из них. Выделяются методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) творческой деятельности; д) закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков.

В классификации методов по типу (характеру) познавательной деятельности (уровню самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме  обучения): объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Классификация по степени активности учеников, в соответствии с которой  выделяются методы активные и пассивные.

По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию  приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, исследовательский метод). Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.).

В бинарных и полинарных классификациях методов обучения методы группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения построена на сочетании методов преподавания и методов учения.

Существует много других классификаций. Так, немецкий дидакт Л.Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.

Польский ученый К. Сосницкий считает, что существуют два метода учения, а именно искусственный (школьный) и естественный (окказиональный), которым соответствуют два метода обучения: преподносящий и поисковый.

Системным подходом отличается классификация  методов, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. В ней выделяются три больших группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля.

Ситуационный метод - это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда  ни один из известных изолированных  методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Поэтому данный метод называется еще творческим, нестандартным и  признается не всеми педагогами. Главную  роль в выборе и применении данного  метода играет ситуация. Метод позволяет  принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы обучения применяются  в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные  и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и  др. Однако нужно иметь в виду, что "средства обучения" имеют  и более широкий смысл. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств  обучения. Мы остановимся на первом значении.

 

Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют  обучающую, воспитывающую и развивающую  функции, а также выступают средством  побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, а также управления и  контроля.

 

Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего.

 

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для  учащихся. Первые представляют собой  предметы, используемые учителем для  более эффективной реализации целей  образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и  т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

В качестве основания для  классификации дидактических средств  чаще всего используется чувственная  модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д.

 

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит  не только от материальной оснащенности школы учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов  учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.

 


Информация о работе Развитие и формирование личности