Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:25, реферат

Краткое описание

Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных способностей младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития...
В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.52 Кб (Скачать файл)
    1. Особенности коммуникативных способностей у младших школьников

Задачи данного параграфа.

  1. Раскрыть содержание основных понятий: «развитие, навык и коммуникативные способности».
  2. Рассмотреть процесс формирования коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.

          Прежде чем раскрыть особенности развития коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности, мы определимся с содержанием основных понятий. Такие как «развитие, навык и коммуникативные способности».

         В различных источниках разные авторы дают разные определения одним и тем же понятиям. Это связано с тем, что они рассматривают одно и то же понятие с разных сторон.

         Рассмотрим содержание понятия «развитие».

В «современном словаре по педагогике» Е.С.Рапацевич мы нашли определение понятия «развитие». Это «философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественного нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.» (№5 стр. 660)

         В «Кратком педагогическом словаре пропагандиста» под редакцией М.И.Кондакова говорится, что «развитие - специфический тип движения, необходимое, направленное законченное изменение предметов, явлений, приводящие их в качественное состояние, в том числе в свою противоположность». (№11 стр. 254)

         В «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А.М.Прохорова говориться, что «развитие-это необратимое, направленное закономерное изменение материи и сознания, их универсального свойства».

Анализируя содержания выше предложенного понятия, можно сделать вывод, что автор Е.С.Рапацевич определил развитие, как действие, автор А.М.Прохоров определяет развитие как изменение.

        В  рамках нашего исследования мы  будем опираться на определение  понятия развитие из «Советского  энциклопедического словаря» под  редакцией А.М.Прохорова и из  «Краткого педагогического словаря  пропагандиста» М.И.Кондакова и  А.С.Вишнякова, так как эти авторы  наиболее полно раскрыли понятие  «развитие».

       В педагогической науке существуют такие определения понятия «навык».

В «Кратком педагогическом словаре пропагандиста» под редакцией М.И.Кондакова и А.С.Вишнякова мы нашли определение понятия что «навык-приобретённое в результате обучения и повторения умение решать трудовую, учебную или игровую задачу, оперируя орудиями труда и другими средствами деятельности с заданной точностью и скоростью». (№12 стр. 156)

         В «Педагогическом словаре» под редакцией Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспировой говориться что «навык-это действие, доведенное до автоматизма: формулируется путем многократного повторения». (№6 стр. 90)

В «Словаре-справочнике по педагогике» В.А.Мижерикова, понятие трактуется так «навык-действие доведенное до автоматизма: формируется путем многократного повторения». (№7 стр. 217)

         В «Советском энциклопедическом словаре» А.М.Прохорова говорится что, «навык-умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или типовых задач в производственной или учебной деятельности»

        Анализируя содержание выше предложенного понятия, можно сделать вывод что, авторы словарей наиболее полно раскрыли понятие слова «навык».

        В педагогической науке существует такое определение понятия «коммуникативное умение».

        В.В.Брофман понятие «коммуникативное умение» трактует так «осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения».

         В рамках нашего исследования мы будем опираться именно на это определение, так как оно раскрыто полно и доступно. Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младшего школьника коммуникативных умений и навыков.

         Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и  «навыки».

         Элементарное умение - это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия и не варьируется субъектом. Действие не достаточно обработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быт доведено до навыка.

         Навык - это действие, доведенное до автоматизма: формируется путем многократного повторения.

         Сложное умение - действие, которое включает в себя элементарные умения, навыки: общая структура действия варьируется. Это действие связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

         Коммуникативные способности по своей структуре являются сложными явлениями высокого уровня: они включают в себя простейшие умения. По своему содержанию коммуникативные способности объединяют в себе информационно-коммуникативные группы способностей.

        Группа информационно-коммуникативных способностей состоит из условий:

  • Вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, просьбу и т.д.)
  • Ориентироваться в партнерах и ситуациях общения
  • Соотносить средства вербального и невербального общения

Группа регулярно-коммуникативных способностей состоит из условий:

  • Согласовать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению
  • Доверять, помогать и поддерживать тех с кем общаешься
  • Применять индивидуальные умения при решении совместных задач

Имеющийся опыт использования игровых в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

          Группа аффективно-коммуникативных способностей основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению: проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению: оценивать эмоциональное состояние друг друга.

Развитие коммуникативных способностей в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

  • Раскрытие учащимся значения коммуникативных способностей
  • Ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений распределения ролей
  • Включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными способностями
  • Совершенствование усвоенных, школьниками коммуникативных способностей в творческой деятельности.

А.А.Максимова предлагает следующие этапы сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника.

В помощь учителю она предлагает следующую памятку:

  1. Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.
  2. Четко и ясно сформировать правила, которым надо следовать. Например «лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать»
  3. Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например: 1)во время разговора с собеседником не думай о чем-то своем иначе пропустишь что-то важное: 2)старайся вникнуть в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется: 3)не старайся казаться умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он говорить: 4)наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми: 5)учись не только слушать, но и слышать.
  4. Не старайся развивать не сколько умений сразу. Определить какие качества органично сочетаются между собой.
  5. Проводить постоянный контроль за развитием умения, которое должно сочетаться с самоконтролем.

Рассмотрим, какого же значения сюжетно-ролевая игра для организации общения и развития коммуникативных умений у младших школьников.

Суть ролевой игры как средства общения, по мнению А.Б.Добровича, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем разыгрывания определенной ситуации. Однако и та же ситуация проигрывается несколько раз это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

           А.Б.Дубрович, рассматривая формирование и развитие у младших школьников способностей, необходимых в деловом общении, утверждает, что большую роль в этом процессе играет целенаправленное обучение стандартизированным приемам и правилам общения, которые могут использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания. Например: обучение умению работать в группе начинается с того что, педагог дет учащимся подобную инструкцию. В нее входит перечень стандартных действий, необходимых для успешности делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной или другой деятельности.

             Этот перечень включает в себя сведения о том. Что такое групповая работа, какова последовательность работы внутри группы: знакомство с заданием: планированием работы: распределение заданий внутри группы: индивидуальное, парное или групповое выполнение заданий: обсуждение их результатов.

             В течении определенного времени, эти умения усваивает большая часть учащихся. Тогда учитель может предложить следующий набор умений, более сложных, но тоже довольно стандартных: указывать детям, в каких случаях лучше высказываться тем или иным членам группы, а каким по желанию: в какие моменты целесообразно повторять общий вывод, а в какие это лишнее и так далее.

            Постепенно после того как у ребят автоматизировались стандартные умения, можно начинать импровизировать.

Школьники совместно осмысливают способы организации своей деятельности, обсуждают все возможные варианты, анализируют стиль отношений, рассуждают о том, как его можно совершенствовать.

            А.Б.Добрович раскрывает функциональные особенности и назначение сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных способностей.

1.Функции данной игры  заключаются в том, что она  позволяет детям знать новые  эмоционально-привлекательные позиции  и этим облегчить себе выполнение  реальной деятельности, в которую они вводятся.

2.Общение детей в сюжетно-ролевой  игре ограничено и естественно.      

Командование и подчинение друг под друга протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

3.Постоянно изменяющаяся  обстановка ролевой игры требует от ее участников своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и приближать их к реальным возможным в жизни действиям.

4.В ролевой игре необходимо  проявлять упорство своего задания  или роли до конца согласно  правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок  проявляет себя в ней часто  несравненно полнее, чем в иной деятельности.

             Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра - своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира.

Выводы по I главе:

  • В возрасте от 7 до 11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подергается социальным воздействиям.
  • Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентирами.
  • У ребенка к младшему школьному возрасту развиваются такие чувства, как чувство ответственности и сопереживания другому, эти новообразования являются основой развития коммуникативных умений.
  • В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками.
  • В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка со взрослыми.
  • С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками учителем.
  • Младший школьник человек, активно владеющий коммуникативными способностями.
  • Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младшего школьника коммуникативных умений и навыков.
  • Коммуникативные способности по своей структуре  являются сложными явлениями высокого уровня, они включают в себя элементарные умения.
  • Группа аффективно-коммуникативных способностей основывается на умениях делиться чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению, оценивать эмоциональное поведение друг друга.
  • Постепенно, после того как у ребят автоматизировались стандартные умения, можно начинать импровизировать.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности