Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:25, реферат
Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных способностей младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития...
В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа.
Задачами данного параграфа являются:
1.Раскрыть содержание понятия «педагогические условия»
2.Описать педагогические условия формирования коммуникативных
способностей у младших школьников.
В толовом словаре Русского языка, под редакцией В.Г.Бирюкова, В.Г.Ветвитского мы нашли определение понятия «условие». Это -«договор, соглашение между кем-нибудь, правила использования. Условие встречи. Условия перемирия. Условия соцсоревнования».
Условие - «обстоятельства, в которых совершается действие.(условие работы, географические условия, природные условия)».
В словаре Русского языка под редакцией С.И.Ожигова мы так же нашли определение понятию «условие». Это - «обстоятельство, от которого зависит что-нибудь, правила установленные в какой-нибудь области деятельности, данные требования, из которых следует исходить».
В рамках нашего исследования, мы будем опираться на понятие «условие» из словаря С.И.Ожигова, так как он наиболее полно раскрыл это понятие.
Исходя из понятия «условие» С.И.Ожигова, мы составили понятие «педагогические условия». Это – «правила, установленные в педагогической области, данные педагогические требования из которых следует исходить».
П.В.Епишина выделяет следующие педагогические условия:
1.Умение выслушать ребенка, дать ему возможность выразить свое мнение;
2.Учит школьников думать, размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения;
3.Групповая форма работы;
В настоящее время школы переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес комфортных условий для развития и реализации ее природных потенциалов. В центре внимания педагога-уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для воспитания нового опыта.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются сотрудничеством участников педагогического процесса, демократизмом, равенством, партнерством в субъектных отношениях педагога и ребенка. Ситуация современного урока - это ситуация расставания с так называемым «строгим» уроком, характеризующимся порядком, абсолютной исполнительностью учеников и встреча с уроком «свободным». Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразилось в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели и содержание обучения, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества.
К коммуникативным свойствам личности относятся:
Педагогу не в коем случае, нельзя подчеркивать свое превосходство над учениками. Он обязан искать вместе с ними ответы на возникшие вопросы. Лишь при таком обучении, воспринимаемом как общение, дети смогут почувствовать себя раскрепощённо, развивать и проявлять свое «Я».
Групповая форма работы (в том числе парная) более природносообразна для младшего школьного возраста и предполагает отсутствие вмешательства со стороны взрослого в психологию учителя, комфортное нахождение ребенка в группе сверстников.
Опыт применения групповых
Рассмотрим технологию группового обучения, направленную на развитие коммуникативных способностей у младших школьников:
Работа с применением групповых способов развития коммуникативных способностей; учитель должен, прежде всего, установить правила работы в группе и обучать им детей. Важно чтобы правил было не более пяти, при их формулировке нужно указывать, что «следует делать», а что «не следует делать», правила размещены на видном месте и должны строго выполняться всеми участниками группы.
Элементы групповой работы можно и нужно вводить уже с первого класса. Замечено что первоклассники интересно и хорошо работают в паре. Когда ученики научатся работать в паре, следует приучить их к работе в группе, состоящей из четырех-шести человек.
В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между ее членами. С целью развития памяти учащихся педагог предъявляет задание только один раз, дети запоминают его.
В результате у них развиваются:
Групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся, дают возможность самореализации личности, способствуют умению общаться, то есть являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.
2.2
Методические рекомендации для
развития коммуникативных
Задачи данного параграфа;
Для развития коммуникативных способностей у младших школьников предлагается специальный тренинг, основу которого составляют упражнения из сборника «Игры – обучение, тренинг, досуг» (под редакцией В.В.Петусинского). Эти упражнения направлены на практическое овладение элементами коммуникации способностей, приобретению навыков управления общением.
Вот некоторые из упражнений:
Групповая работа без специально организации взаимодействия.
Первый ребенок называет свое имя, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. Потом группа хором повторяет все имена, затем шепотом повторяют имена. На эту работу отводится 3 минуты.
Вся группа хором или один ученик из учеников называют имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а ученик, подойдя к ним, легонько касается каждого ребенка. В этот момент группа называет имя учащегося. Ответ группы встречается аплодисментами.
Каждому, интересно знать какое производит он впечатление на окружающих, что в нем воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается.
Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе - в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала педагог предлагает желающему, стать «предметом коллективного творчества» и выйти в середину круга. Задание для остальных учащихся; какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Участником, какой картины он мог бы стать? Какие люди могут его окружать? Какой пейзаж этой картины? В какое время могло бы это все происходить?
Например; образ нашего добровольца может нас натолкнуть на мысль о благородном рыцаре, готовом защищать слабых, а может быть это отважный искатель приключений.
Педагог приглашает ребят поделиться своими творческими идеями, обменяться впечатлениями. Игра продолжается до тех пор, пока есть добровольцы, желающие знать, какие ассоциации он вызывает у своих одноклассников.
Вступая во взаимодействия с окружающими, мы обычно обнаружили, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества мы ценим в людях.
Педагог просит взять детей по листу бумаги, выбрать человека в группе, который по многим своим проявлениям импонирует детям. Не называя этого человека казать 5 качеств, которые кажутся в нем особенно привлекательными. Время выполнения задания ограниченно. Затем дети по очереди зачитывают свои характеристики, а все остальные, пробуют определить к какому, человеку она относится. В конце игры педагог объявляет, кого из присутствующих дети узнали быстрее всего: этот человек оказывается в числе самых популярных личностей в классе.
Выберем какую-нибудь простую фразу, например «В сад падали яблоки». Теперь по сигналу начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести эту фраз с новой интонацией (вопросительной, восклицательной словно удивляясь, безразлично и т.д.). Повторяться нельзя. Если участник не может придумать ни чего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается дальше пока не останется 3-4 человека, они становятся победителями.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и локальным катастрофам, нужно постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее должны выполнить все участники игры. Определите, кому это лучше удалось и за счет, каких средств.
Выбираем водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, а остальные участники, сговариваясь, задумывают какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий или желтый. Водящий открывает глаза, и все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет. Если тот, кто угадал цвет, становится ведущим, а если не угадал, то ведущий остается тот же самый.
Педагог предлагает детям выполнить несколько не сложных заданий, а точнее-с имитировать их выполнение. Всего их 4:
1) пришиваем пуговицу;
2) собираемся к другу;
3) печем пирог;
4) выступаем в цирке;
Особенность этих заданий в том, что каждое из этих дел дети должны выполнить в паре, причем напарники встают напротив друг друга, и один из них на время становится зеркалом, то есть копирует все движения своего партнера. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают ща игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала оценку за артистизм по пятибалльной системе. Затем партнеры меняются в паре ролями. Пары по очереди меняются и таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый участник выступает в двух ролях: в роли зеркала и роли исполнителя.
Выберем первую пару игроков. По сигналу один из них должен, во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удается это сделать, то рассмеявшийся игрок заступает на его место и выбирает себе партнера из остальных игроков. Если его не удается рассмешить, то приходится выбирать нового партнера. В конце игры определяют самого смехотворного и самого смешного игрока.
Так же хотим предложить несколько упражнений для работы с детьми, имеющими разного рода трудности в общении с окружающими людьми.
Целью таких упражнений является снятие напряженного состояния, поднятие эмоционального тонуса, раскрепощение, повышение самооценки и другое.
1. Котята.
Цель: помочь детям преодолеть скованность, стеснительность, раскрепоститься.
Педагог читает текст английской песни Котята;
Котята.
Два маленьких котенка
Поссорились в углу
Сердитая хозяйка
Взяла свою метлу
И вымела из кухни
Дерущихся котят,
Не справившись при этом
Кто прав, а кто виноват.
А дело было ночью, зимою,
В январе.
Два маленьких котенка,
Озябли во дворе.
Легли они свернувшись
На камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки
И стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка
И отворила дверь,
«Ну что» - она спросила
«Не ссоритесь теперь»?
Пошли они тихонько
В свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули
Холодный, мокрый снег,
И оба перед печкой
Заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета
Шумела за окном.
Задание: показать мимикой и жестами хозяйку ( сначала сердитую, а потом сжалившеюся), котят( ссорящихся, замерзших и мирно спящих). Можно предложить разыграть стихотворение по ролям.
2. «Кто пришел?»
Цель: снять напряжение, способствовать эмоциональному раскрепощению детей.
Задание:
1) предложить детям показать, как ходят кошечка, медведь, лиса, зайчик, лев;
2) изобразить по желанию, какое либо животное;
3) дети по очереди выходят из комнаты, а затем входят, изображая задуманное животное. Остальные отгадывают, кого ребенок изобразил.
3. «Аплодисменты».
Цель: повысить настроение, самооценку участников группы.
Педагог и дети сидят в кругу. Педагог просит встать всех, тех, кто обладает определенными качествами и умениями (справедливый, честный, терпеливый и так далее). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.