Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 00:46, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы и приёмы, способствующие развитию мелкой моторики у младших школьников на занятиях лепкой.
Объект исследования: развитие мелкой моторики детей 1-2 классов на занятиях лепкой.
Предмет исследования: методы и приёмы развития мелкой моторики младших школьников на занятиях лепкой
Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать лепку как средство развития мелкой моторики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой……………………………………...6
1.1 Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………6
1.2 Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики………………………………………………………………………….11
1.3 Методы и приемы работы по развитию мелкой моторики у учащихся
1-2 классов…………………………………………………………………..……14
ГЛАВА 2. Исследование развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой……………………………………………………………....19
2.1 Диагностика развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов……………………………………………………………………. 19
2.2. Рекомендации для учителей по подготовке и проведению занятий по лепке……………………………………………………………...…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого
Кафедра педагогики, дисциплин и методик начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: « Теории и технологии эстетического образования в начальной школе»
тема:
Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой
Подготовила: студентка 4 курса
группы Б
отделения заочного обучения
Факультета ИСиГН
Зинатулина Г.Н.
Проверила: к. п. н.
доцент кафедры педагогики,
дисциплин и
методик начального образования
Антоненкова И.Н.
Тула 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой……………………………………...6
1.1 Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………6
1.2 Занятия лепкой как средство
развития мелкой моторики…………………………………………………………
1.3 Методы и приемы работы по развитию мелкой моторики у учащихся
1-2 классов……………………………………………………………
ГЛАВА 2. Исследование развития мелкой
моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях
лепкой…………………………………………………………….
2.1 Диагностика развития мелкой моторики у
учащихся 1-2 классов……………………………………………………………
2.2. Рекомендации для учителей по подготовке
и проведению занятий по лепке……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению и рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка.
По данным исследований, проведённых крупнейшими учеными, такими как Кольцова М.М., Леонтьев Л.А., Лурия А.Р., Мастюкова Е.М., Павлов И.П., Пименова Е.М., Сеченов И.М., Сухомлинский В.А., Феличева Т.Б. была подтверждена связь интеллектуального развития, уровня развития речи со степенью сформированности тонких движений рук
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь [3].
К сожалению, практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое [21].
Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна. Среди их большого количества (пальчиковая гимнастика, рисование, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, вышивание, вязание, макраме и т.п.) лепка занимает одно из основных мест.
Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. - один из видов изобразительной деятельности и самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Поэтому проблема развития мелкой моторики на занятиях лепкой весьма актуальна, так как при работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.
Актуальность данной проблемы определила тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой»
Цель исследования: рассмотреть методы и приёмы, способствующие развитию мелкой моторики у младших школьников на занятиях лепкой.
Объект исследования: развитие мелкой моторики детей 1-2 классов на занятиях лепкой.
Предмет исследования: методы и приёмы развития мелкой моторики младших школьников на занятиях лепкой
Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать лепку как средство развития мелкой моторики.
3. Подобрать методы и приёмы работы по развитию мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой.
4.Проанализировать
5. Разработать рекомендации для учителей по организации и проведению занятий по лепке.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 47 страниц.
Глава 1. Теоретический аспект проблемы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой
1.1. Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе
. Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей младшего школьного возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям.
В большом психологическом словаре под редакцией Б.Л. Мещерековой моторика (англ. motorics) определяется как вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата).
В книге А.А. Реана «Психология человека от рождения до смерти» моторика - движения, осуществляемые скелетно- мышечной системой.
В
словаре-справочнике по
Что же такое мелкая моторика?
Под термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.
В психологической литературе мелкая
моторика рассматривается как психомоторное
качество. Все глубинные психологические
Психофизиологическая структура движения сложна утверждает Н.А.Бернштейн, поэтому он определяет мелкую моторику как «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему [3, с.164].
И.Кант считает, что мелкая моторика – это двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге. Он пишет: «Рука-вышедший наружу мозг»
В педагогической литературе мелкая моторика рассматривается как согласованные движения пальцев рук, как умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить".
Отечественные специалисты в области педагогики Г.С.Коморова, Н.А. Ветлугина, В.А.Езикеева определили мелкую моторику как совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.
Они утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко [17].
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
В основе современных теорий,
разрабатываемых учеными, лежит
концепция И.П. Павлова. Он считал,
что развитие мышц руки
Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину.
Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы.
Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает возможность ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику [11, с.11].
Функция кисти уникальна и
. Параллельно с развитием моторики
развиваются и все виды восприятия, например
зрение, осязание, чувство мускулов и суставов.
Это является условием того, что ребенок
будет в состоянии понять, что находится
у него в руках. Навыки тонкой
моторики помогают ребенку исследовать,
сравнивать, классифицировать окружающие
его вещи, и тем самым позволяют ему лучше
понять мир, в котором он живет. Они помогают
ребенку самостоятельно обслуживать себя.
В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть
пуговицу, нужен определенный навык из
ряда обсуждаемых[2].
Навыки тонкой моторики помогают
ребенку выразить себя через творчество
- игру, пластику, способствуют повышению самооценки
ребенка. Они облегчают ему участие в играх
и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают
возможность приобрести социальный опыт,
умения смотреть, хватать, класть и ставить
предмет в нужное место, манипулировать
предметами, рисовать, обращаться с книгой;
подбирать, сортировать и отбирать; формируют
представление о неизменности существования
предметов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют
три основные функции: органов движения,
органов познания, аккумуляторов энергии
(и для самих мышц и для других органов).
Если ребенок трогает какой-либо предмет,
то мышцы и кожа рук в это время «учат»
глаза и мозг видеть, осязать, различать,
запоминать [19 с. 29].
Информация о работе Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой