Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 00:46, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы и приёмы, способствующие развитию мелкой моторики у младших школьников на занятиях лепкой.
Объект исследования: развитие мелкой моторики детей 1-2 классов на занятиях лепкой.
Предмет исследования: методы и приёмы развития мелкой моторики младших школьников на занятиях лепкой
Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать лепку как средство развития мелкой моторики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой……………………………………...6
1.1 Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………6
1.2 Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики………………………………………………………………………….11
1.3 Методы и приемы работы по развитию мелкой моторики у учащихся
1-2 классов…………………………………………………………………..……14
ГЛАВА 2. Исследование развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой……………………………………………………………....19
2.1 Диагностика развития мелкой моторики у учащихся 1-2 классов……………………………………………………………………. 19
2.2. Рекомендации для учителей по подготовке и проведению занятий по лепке……………………………………………………………...…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Ход урока (45 минут):
Орг. момент (1 минута)
Учитель: Ребята, человек, который любит
своё дело, желает добиться успеха, всегда
содержит своё рабочее место в порядке.
- Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие
места. Все ли готовы к уроку и всё ли у
вас готово?
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе
на уроке.
Показатели реального результата
цели этапа: полная готовность класса и
оборудования, быстрое включение учащихся
в деловой ритм.
Формируемые УУД: формирование личностной заинтересованности
(л).
Формирование осознания этапов урока
для того, чтобы в будущем учить детей
самостоятельно планировать и организовывать
деятельность в целом и учебную деятельность
на уроке, в частности (р).
Определение цели, задач урока
(6минут)
Учитель:
-Ребята, какой праздник приближается?
(8 марта.)
Учитель:
Самый дорогой человек для каждого из
нас это мама, и лучший подарок для мамы
– это какой подарок? (Подарок, сделанный
своими руками). Предлагаю превратиться
в человека той профессии, которая вам
нравится больше всего. Какой продукт
своего труда вы бы подарили маме?
(Ответы детей)
Учитель: Ребята, каждый мастер выполняет
свою работу, давайте посмотрим на карточки,
которые лежат на ваших столах:
кулинар/ цветочные букеты
дизайнер/ вкусные блюда
портной/ оформление зала
столяр/ посуда
гончар/ стол
флорист/ платье
Учитель: Сможете ли вы составить
задание к карточке.
Дети придумывают задание сами. (Например,
соединить название профессии с продуктом.)
Учитель: Посмотрите на материалы, которые
мы приготовили, посмотрите на картинки. Мастерами
какого дела будем?
(Ответы детей.)
Учитель: Сегодня предлагаю стать мастерами
гончарного дела. Гончар создаёт свои
работы (посуду) с помощью глины, а мы будем
создавать свои шедевры с помощью чего?
(пластилина). Ребята, если я Вас попрошу сформулировать
тему урока, сможете ли Вы это сделать?
(Ответы детей)
Учитель: Будем изготавливать посуду из
пластилина. А что мы должны для этого
сделать?
Дети:
- Определить план работы на уроке. Мы уже
определили тему, цель урока. Ещё нам нужно
узнать какую посуду можно изготовить,
вспомнить основные способы лепки посуды
из пластилина, выполнить работу, оценить
её.
Учитель: Посмотрим сервизы, которые изготовили
мастера.
Работа по учебнику с.94 и посмотр картинок
(1.Кофейный сервиз из золота, 2.Чайный сервиз)(дети
анализируют, делают вывод о том, что форма,
размер, цвет каждого набора для посуды
зависит от фантазии мастера, и, конечно,
для каждого сервиза существует свой единый
стиль; учитель помогает, направляет работу
детей) Как известно, посуда Гжель расписывается
вручную. У каждого художника есть свой
особенный почерк, поэтому посуда Гжель
индивидуальна и неповторима.
Хохлома – старинный русский народный
художественный промысел (промыслом обычно
называют занятие, которое может принести
доход для жизни мастера и его семьи) .
Название промыслу дало село Хохлома.
Для хохломской росписи характерна оригинальная
техника окраски дерева в золотистый цвет
без применения золота. Для хохломской
росписи типично сочетание красного и
черного цветов с золотистым. (3. Сервиз
"Гжель", 4.сервиз «Хохлома»
- Ребята, на уроке мы часто употребляем
слово «сервиз», понимаете ли Вы значение
этого слова? Какие способы получения
нужной информации вы знаете? (словари,
интернет...)
Дети выясняют значение слова «сервиз»
(пользуются толковыми словарями, используют
интернет).
Учитель: Что мы узнали о сервизе?
(Ответы детей.)
(В состав чайного сервиза входят: чашка,
блюдце, чайник, сахарница, сливочник.)
Учитель: Значит, уважаемые мастера гончарного
дела, что мы должны изготовить на праздник
для своих мам?
Дети: Сервиз.
Цель этапа: Создать условия для формулирования
детьми темы, цели, задачи урока
Показатели реального результата
цели этапа: с помощью подводящего диалога
учителя дети формулируют тему, цель, задачи
урока.
Формируемые УУД:
Умение осознавать и формулировать тему,
цель, задачи работы с помощью учителя.
Умение слушать учителя и одноклассников,
высказывать свое мнение.
Планирование работы (3 минуты)
Учитель: Ребята, возможно ли одному человеку
выполнить такую большую работу в срок?
Значит, как будем работать?
Дети: Будем работать в группах. (Дети объединяются
в группы по интересам по 4 человека.)
Учитель: Уважаемые мастера – знатоки
своего дела! Нам нужно определить план
нашей работы. Смотрим на карточки - помощницы,
выбираем из списка только нужное:
• Договоримся о том, как будем работать.
(Выбираем цвет, размер, форму предметов,
входящих в набор посуды, помним о времени,
отведённом на работу)
• Порисуем фломастерами на свободную
тему.
• Определим, как будем оценивать работу.
• Распределим работу среди участников
группы.
Дети выбирают (убирают пункт "Порисуем
фломастерами на свободную тему"), формулируют
план работы в группе.
Цель этапа: Учить планировать практическую
деятельность на уроке.
Показатели реального результата
цели: с помощью карточек дети учатся
планировать деятельность на данном уроке
(учебную деятельность, любой вид деятельности).
Формируемые УУД: Развитие умения выделять часть
в целом (п).
Развитие умения анализировать новую
учебную ситуацию (п,р).
Формирование умения работать по алгоритму,
разработка плана.
Осознание процессуальности учебной деятельности
(р).
Умение планировать свою практическую
деятельность вообще, а в данном случае,
учебную.
Умение подготовить своё рабочее место,
содержать его в порядке.
Работа по плану в группах (15
минут)
Учитель: Ребята, какие основные способы
лепки посуды вы знаете? (лепка с помощью
пластин, лепка с помощью жгутов).
Учитель: Перед началом работы повторим
свойства и правила работы с пластилином.
Дети проговаривают правила:
• на стол кладём пластиковую основу или
клеёнку;
• после работы с пластилином вытираем
руки сухой тряпочкой, затем – влажной;
• соблюдаем порядок на рабочем столе.
Дети называют свойства пластилина: рабочее состояние пластилина – кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет придаваемую ему форму. Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Ещё одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодильнике.
Учитель: Время работы, уважаемые
гончары, ограничено. По моему хлопку закончим
работу.
Цель этапа: учить детей работать в малых
группах по плану.
Формируемые предметные результаты: работа с пластическими материалами.
Показатели реального результата цели
этапа: дети работают в малых группах (
на данном уроке - по интересам).
Формируемые УУД: осознание особенностей групповой
работы (к).
Развитие телесного чувства товарищества
(к, р, л).
Умение работать всем классном, развитие
ощущения единого коллектива. (к, л).
Умение работать по плану (р).
Умение анализировать (п).
Закрепление умения работать в группе
(к).
Осознание процессуальности учебной деятельности
(р).
Осознание личных затруднений. Знание
выхода из затруднения – попросить помощь
у учителя, у одноклассника (п, к, р).
Уметь слушать учителя и одноклассников,
высказывать свое мнение.
Уметь вести небольшой познавательный
диалог по теме урока, коллективно анализировать
изделия.
Вступать в беседу и обсуждение на уроке
и в жизни.
Учиться выполнять предлагаемые задания
в паре, группе.
Оценивание по карточкам,
выставка работ (5 минут)
Учитель: (хлопает) Уважаемые мастера!
Смотрим на часы, прошло 15 минут. Всё ли
успели сделать?
Физминутка (2 минуты) (выходит подготовленный ученик
и показывает 4-5 физических упражнений,
дети повторяют)
Учитель: Уважаемые мастера! Прежде, чем
показать работу заказчику, нам нужно
посмотреть всё ли получилось, как задумывали,
оценить свою работу. Нужно договориться,
как мы будем оценивать работу. Выбираем
нужное (карточки на столах:
1.Работа выполнена аккуратно /неаккуратно.
2.Умею рисовать/ не умею рисовать.
3. Работа выполнена полностью/ не полностью.
5. Сервиз получился красивым/ некрасивым.
Учитель: Дружные и умелые мастера! Оцените
свою работу!
Дети выбирают нужное (убирают пункт "Умею
рисовать/ не умею рисовать), оценивают
свою работу
Цель этапа: учить работать по карточкам,
показ результатов урока.
Показатели реального результата
цели этапа: дети работают по карточкам,
выбирают нужные пункты, оценивают свои
работы; показывают свои работы окружающим.
Формируемые УУД: умение объективно оценивать
результат своей практической деятельности;
умение представить на всеобщее обсуждение
результат своей работы.
Развитие умений оценивать свою работу
в соответствии с коллективно составленными
правилами (р). Формирование положительного
подкрепления полностью выполненной работы
(к, л).
Домашнее задание: (1минута)
Учитель: Ребята, совместно с родителями
вы можете изготовить сервизы из разных
материалов (из глины, солёного теста).
Рефлексия: (5 минут)
Учитель: Украсят ли наши работы праздничный
стол? Сможем ли мы подарить подарок мамам?
Всё ли успели сделать? (причины неудач,
если таковые есть) Каждый ли мастер работал
в группе усердно, качественно? (причины
неудач, если есть)
Учитель: Ребята, сегодня мы прекрасно
справились с работой. Почему?
Дети: Работали вместе.
Учитель: Завершить урок, ребята, предлагаю
пословицами о труде. Какие пословицы
вы знаете? (дети проговаривают пословицы,
объясняют смысл)
Учитель:
Ребята, я предлагаю пословицу: Уменье
и труд все перетрут.(пословица записана
на доске)
(Дети объясняют смысл)
Учитель: Любой человек, который хочет
быть успешным, всегда ставит перед собой
реальные, достижимые цели. Выбирает к
этой цели лучшие пути. Но стремиться к
лучшему, конечно, легче командой, группой.
Поэтому, ребята, нужно учиться слушать,
слышать другого человека, учиться высказывать
свое мнение, учиться договариваться.
Нужно для работы запасаться терпением,
трудолюбием. Вот почему вы получили результат,
который порадовал не только вас, но и
окружающих.
Цель этапа: умение анализировать свою
практическую деятельность, результат
работы, выявлять причины неудач (если
таковые есть).
Показатели реального результата
цели этапа: дети рассматривают свою работу
и другие, делают вывод о работе на уроке
с помощью диалога с учителем.
Формируемые УУД
Развитие умения анализировать учебную
цель (р).
Закрепление положительной мотивации
на учебную деятельность (л).
Воспитание чувства классной общности
как целого (к).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учащиеся 1-2 классов на занятиях лепкой
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Работы учащихся 1-2 классов
Информация о работе Развитие мелкой моторики у учащихся 1-2 классов на занятиях лепкой