Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа
Цель работы:
Выявить эффективные условия использования опорных схем для развития монологической речи на уроках английского языка в 5-9 классах.
Задачи:
1) изучить теоретические основания проблемы использования опорных
схем для развития монологической речи у учащихся 5-9 классов;
2) выявить условия использования опорных схем на уроках английского языка, обеспечивающие развитие монологической речи у учащихся 5-9 классов на уроке английского языка;
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность
своих суждений, включая в свою
речь элементы рассуждения,
Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:
1.вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение)
2.связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания
3.объем (полнота) высказывания - степень раскрытия темы и количество предложений
4.степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества)
5.лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность
В приложении нами были сформулированы
конкретные упражнения по формированию
умения монологической речи в процессе
работы с печатным текстом, на ситуативной
основе и с использованием аутентичного
образца устного
Исходя из основных коммуникативных функций монологической речи (информативной, воздейственной, эмоционально- оценочной), принято говорить о ее функциональных типах:
монолог- описание- способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей;
монолог- сообщение (повествование, рассказ)- информация о развивающихся действиях и состояниях;
монолог- рассуждение- тип речи, который характеризуется особыми лексическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение.
Монолог может протекать в форме беседы, выступления, доклада или лекции.
В условиях изучения ИЯ в школе можно говорить о разных условиях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые.
Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно создается извне.
Репродуктивно- продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения.
Продуктивный уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении наличием оценки происходящего со стороны говорящего
§2.2 Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Опора - это, модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания.
Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно, прежде всего, различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.
Любая опора - это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор - на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор [22]:
Содержательные |
словесные (вербальные) |
изобразительные |
|
· Текст (зрительно) · Текст (аудитивно) · Микротекст (зрительно) · Микротекст (аудитивно) · План · Логикосинтаксическая схема |
· Кинофильм · Диафильм · Картина · Серия рисунков · Фотография |
||
Смысловые |
· Слова как смысловые вехи · Лозунг · Афоризм, поговорка · Подпись |
· Диаграмма, схема, таблица · Цифры, даты · Символика · Плакат · Карикатура |
|
Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения MB.
Методически важными являются:
1. характер опор, с помощью
которых выполняются
2. цель высказывания
Опорами могут быть:
Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется: на среднем этапе: 1. ситуация, 2. наглядность, 3. текст, 4. тема; на старшем этапе: 1. текст, 2. речевые ситуации, 3. наглядность (серия картин, кинофильм), 4. тема, проблема. Этот порядок работы обусловлен положением, о целесообразности формировать сначала ситуативно-контекстную, лишь потом контекстную монологическую речь. [13].
При формировании контекстной
речи главной опорой является письменный
или устный текст. Для развития композиционно-структурных
компонентов монологических умений
может быть использован образцовый,
«эталонный» текст с ясной
структурой, состоящей из трех частей
- вступление (зачина), основной части
и заключения. При этом возможно
использование специальной
К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах.
Этапы обучения:
· овладение основами монологического
высказывания (монологические умения
формируются в учебной
· этап совершенствования монологических умений.
На начальной стадии на
первом месте стоит развитие монологических
высказываний по картинкам, серии картинок
после усвоения языкового материала
в диалогической речи. Эти высказывания,
как правило, не имеют подлинно коммуникативной
ценности, они преследуют учебную
цель: употребить изучаемый или ранее
усвоенный материал (лексику, грамматические
формы и синтаксические конструкции)
в самостоятельной связной речи
с опорой на наглядно представленные
предметы или лица, элементарные речевые
ситуации. Так, после овладения речевыми
образцами ответов на вопросы
в диалогах-переспросах и
Аудирование связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать также опорой для монологического высказывания учащихся.
Обучая этим элементарным высказываниям, учитель обращает внимание на последовательность в изложении мысли, на выбор порядка слов.
В 5-9 классах, а затем в 8-11 могут использоваться те же опоры - наглядность, ситуация, текст, но уровень владения монологической речью будет более высоким. В старших классах тексты могут послужить материалом для обсуждения. При этом возможны различные трансформации исходного текста: частичная трансформация языковых средств (пересказ близко к тексту), частичная трансформация содержания (пересказ своими словами), комментарий, интерпретация текста при его обсуждении.
На этом этапе особое значение приобретает работа с (прочитанным) текстом. Проводятся также творческие упражнения, как связанное высказывание об основных идеях отрывка (текста), поступках героев, изложение (возможно, критическое) содержания эпизодов, сцен и т.д. Эти упражнения способствуют развитию творческой монологической речи.
Одним из результативных методов является метод фрейма. Фреймы имеют разные названия:
- опорные конспекты;
- блок-схемы;
- граф-схемы; матрицы
- «паучки» Дж.Хамблина
- логические модели, семантические сети и т.д.
Фрейм в переводе с английского означает – схема, каркас. Фрейм заменяет минимальный конспект для учащихся. В нем вводятся и разъясняются все базисные понятия. Он целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с новой темой. ОК включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме. ОК(опорный конспект)облегчает учащимся подготовку домашнего задания, позволяет дать более четкий ответ, помогает накапливать и передавать информацию в краткой и удобной для воспроизведения форме.
Основными принципами ОК являются:
- небольшое количество крупныПсихологами (например, Инге Унт) доказано, что люди по-разному воспринимают и запоминают информацию. Кому-то достаточно услышать, другим необходимо прочитать (увидеть), третьи непременно должны самостоятельно произвести какие-либо действия, чтобы понять предлагаемую информацию. Такое разделение на людей с преобладанием какого-либо вида памяти (зрительной, слуховой, моторной) создает естественные трудности при работе с текстами на уроках английского языка, что особенно заметно на заключительном этапе работы с текстом – построении учащимися монологического высказывания на основе прочитанного материала.
Создание опорных схем
является удачным способом для запоминания
и воспроизведения информации учащимися
с преобладанием различных
Монологическое высказывание как вариант заключительного этапа работы с текстом, передающее основные моменты содержания прочитанного отрывка (рассказа и т.д.), позволяет определить насколько хорошо учащимся понятна логика описанных событий и основные характеристики персонажей, насколько сформированы умения выделять ключевые моменты и исключать незначительные детали; также, построение монологического высказывания позволяет закрепить употребление грамматических структур и лексических единиц. Кроме того, при работе с текстами страноведческого характера монологические высказывания являются способом запомнить информацию, касающуюся культуры и истории страны изучаемого языка. Однако, очень часто учащиеся затрудняются самостоятельно выделить основные моменты содержания текста, необходимые для построения логичного и полного монологического высказывания по тексту. В данном случае эффективным является использование опорных схем, которые являются своеобразным планом для построения монологического высказывания, а также помогают в короткое время запомнить максимум необходимой информации. В течение одного урока подобные опоры помогают учащимся средней ступени обучения (5 классы) выйти на монологическое высказывание в объеме до 12 предложений, причем, некоторые учащиеся на момент окончания урока могут воспроизводить монологическое высказывание без помощи опорных схем.
Составление опорных схем и их использование для организации монологического высказывания по тексту часто применяется мною в 5-7 классах. Важно, что учащимся нравится подобная форма работы, но самым главным является тот факт, что после 1-2 примеров составления опорных схем вместе с учителем, дети начинают самостоятельно составлять опорные схемы, тем самым, происходит переход от репродуктивной деятельности (повторение за учителем) к продуктивной (каждый составляет собственное монологическое высказывание, отличное от других).
Опорная схема может выглядеть по-разному. В 5 классах нам нравится составлять “цветочки”, где каждый “лепесток” – зашифрованное предложение. Опыт также показывает, что важно, чтобы в каждой “шифровке” обязательно присутствовал глагол в нужной видо-временной форме.
Предлагаю в качестве примера использования опорных схем на заключительном этапе работы с текстом на английском языке фрагмент урока по теме “История Лондона”, проведенного в рамках аттестации в 5 классе на основе УМК И.В. Верещагиной, Т.А. Притыкиной “English-IV” (для школ с углубленным изучением английского языка).