Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Понять возможности музыкальной деятельности дошкольников по средствам народных музыкальных игр
Объект исследования: Процесс музыкального народного воспитания
Предмет исследования: Развитие и приобщение детей дошкольного возраста к народным музыкальным играм
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Музыка для детей: от народной музыке к мировой классике и современным музыкальным произведениям
1.2. Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного возраста музыкально ритмических движений
Психологические основы музыкально-игровой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
2.2. Анализ программ занятий у детей дошкольного возраста в ДЦ «Алые паруса»
2.3. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Выводы по второй главе
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Музыка для детей: от народной музыке к мировой классике и современным музыкальным произведениям

1.2. Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного возраста музыкально ритмических движений

    1. Психологические основы музыкально-игровой деятельности

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.

2.2. Анализ программ занятий  у детей дошкольного возраста в ДЦ «Алые паруса»

2.3. Методические рекомендации  по развитию музыкальных способностей  у детей дошкольного возраста.

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

А.И.Буренина

   Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.

  Сочиняя музыку для  детей и юношества, композиторы  заботятся о том, чтобы ее сюжет  был интересен и доступен для  понимания маленькому существу. А если сочинения пишутся для  исполнения самими ребятами, композитору  надо учитывать еще возможности  детского голоса, знать, что могут  сыграть неопытные руки юных  музыкантов. Он должен хорошо  разбираться в интересах ребят  разного возраста: то, что полюбится  малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет  школьника-подростка. В разных странах  за долгие годы создано много  выдающихся произведений детской  музыки.

Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

   Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии – тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.

    Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.

   Другой французский композитор — Камиль Сен-Санс  — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.

   Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.

    Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».

   К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».

   Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси — Морису Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).

   Выдающийся русский  композитор Анатолий Константинович  Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.

   В XX в., следуя Шуману  и Чайковскому, для детей писали  композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси  сочинил  балет «Ящик с игрушками» (о  проказах и шалостях оживших  игрушек) и альбом для фортепиано  «Детский уголок».

   Еще один цикл  пьес можно отнести к детской  тематике – это «Картинки с  выставки» М. Мусоргского. Благодаря  ярким, сказочным, нереальным образам  этот цикл стал очень популярен  среди детей. Но почему это  произошло? Наверно потому, что Мусоргский смотрел на детей, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, и хорошо их понимал. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская». Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.

   Венгерский композитор  и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.

   Мир детей и  юношества, запечатленный в музыкальных  образах, – одна из важнейших  граней творческого облика советского  композитора Сергея Прокофьева. Им было написано много произведений  специально для детей или о  детях. Прокофьев часто и охотно  обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще  в юные годы сочинил он музыку  на текст знаменитой сказки  Андерсена «Гадкий утенок», а  в зрелости положил сказочные  сюжеты в основу своих чудесных  балетов «Золушка» и «Сказ  о каменном цветке». Среди «сказочных»  сочинений Прокофьева мы встретим  и поэтичнейшие фортепианные  пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется –  «Детская музыка».

   Немецкому композитору  и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.

   Не стоит забывать  о других современных композиторах, которые посвящают свое творчество  детям. Это С. Баневич, Б. Губайдуллина, В. Коровицын, Майкапар, Ж. Металлиди, И. Парфёнов, Сломинский, Хачатурян, Б. Чайковский и многие другие. Они живут и сочиняют произведения для детей в настоящее время.

   Иногда детской  музыкой становится произведение, написанное не для детей. Бетховен  написал музыку к пьесе Гёте  «Ярмарочный праздник». По ярмарке  ходил мальчик - оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.

    Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и Великий Ушинский, и А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская и многие другие.

  “Дошкольный период  – это преимущественно период  накопления музыкальных впечатлений  интенсивного музыкального восприятия”, – пишет Н.А.Ветлугина.

    Различные музыкальные  произведения вызывают у детей  эмоциональные переживания, рождают  определенные настроения, под влиянием  которых и движение приобретает  соответствующий характер.

  Движение помогает  полнее воспринимать музыкальное  произведение, которое в свою  очередь придает движению особую  выразительность.

    Следовательно, творческая  активность детей развивается  постепенно путем целенаправленного  обучения, расширения музыкального  опыта, активизации чувств воображения  и мышления.

   Детские русские народные игры с пением являются увлекательным и доступным материалом, не представляющим большой сложности в плане исполнения мелодии. Как мы знаем, игра является основным видом деятельности дошкольника, а музыкальная игра - это самый органичный вид деятельности, в ней есть и художественное слово и шедевр векового народного творчества – мелодия, при обманчивой простоте мелодии - высоко-художественная песня.

   Эта проблема привлекла и легла в основу данной работы: «Роль музыкальных народных игр в развитии детей дошкольного возраста».

Цель исследования: Понять возможности музыкальной деятельности дошкольников по средствам народных музыкальных игр

Объект исследования: Процесс музыкального народного воспитания

Предмет исследования: Развитие и приобщение детей дошкольного возраста к народным музыкальным играм

Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

    1. Развитие у детей дошкольного возраста музыкально – ритмических движений

 Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе-художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.

  С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально - ритмического движения.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влияние музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Специально подобранные музыкально – ритмические движения углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей. B детском саду ребенок действует в коллективе. Совместные активные действия развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

Развитие музыкально – ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, и жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли.

Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем - пояснения педагога о характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку и т.п.

Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:

-ритмично ходить и  бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой  части;

-выполнять движения с  атрибутами (куклами, султанчиками  и т.д.);

-поочередно притопывать  ножками, кружиться порознь и  парами, хлопать в ладоши, выставлять  ножки поочередно на пятку  и др.

Показатели уровня развития детей:

-интерес к танцевальному  процессу движения под музыку;

-выразительность движений;

-умение передавать в  пластике характер музыки, танцевальный  образ.

У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят, переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий