Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования: Понять возможности музыкальной деятельности дошкольников по средствам народных музыкальных игр
Объект исследования: Процесс музыкального народного воспитания
Предмет исследования: Развитие и приобщение детей дошкольного возраста к народным музыкальным играм
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Музыка для детей: от народной музыке к мировой классике и современным музыкальным произведениям
1.2. Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного возраста музыкально ритмических движений
Психологические основы музыкально-игровой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
2.2. Анализ программ занятий у детей дошкольного возраста в ДЦ «Алые паруса»
2.3. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Выводы по второй главе
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Музыка для детей: от народной музыке к мировой классике и современным музыкальным произведениям
1.2. Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного возраста музыкально ритмических движений
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
2.2. Анализ программ занятий у детей дошкольного возраста в ДЦ «Алые паруса»
2.3. Методические рекомендации
по развитию музыкальных
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение
Введение
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
А.И.Буренина
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.
Сочиняя музыку для
детей и юношества, композиторы
заботятся о том, чтобы ее сюжет
был интересен и доступен для
понимания маленькому существу.
А если сочинения пишутся для
исполнения самими ребятами, композитору
надо учитывать еще
Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии – тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.
Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.
Другой французский композитор — Камиль Сен-Санс — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.
Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.
Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».
К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».
Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси — Морису Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).
Выдающийся русский
композитор Анатолий
В XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».
Еще один цикл
пьес можно отнести к детской
тематике – это «Картинки с
выставки» М. Мусоргского. Благодаря
ярким, сказочным, нереальным образам
этот цикл стал очень
Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.
Мир детей и
юношества, запечатленный в музыкальных
образах, – одна из важнейших
граней творческого облика
Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.
Не стоит забывать
о других современных
Иногда детской
музыкой становится
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и Великий Ушинский, и А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская и многие другие.
“Дошкольный период
– это преимущественно период
накопления музыкальных
Различные музыкальные
произведения вызывают у детей
эмоциональные переживания, рождают
определенные настроения, под влиянием
которых и движение
Движение помогает
полнее воспринимать
Следовательно, творческая
активность детей развивается
постепенно путем
Детские русские народные игры с пением являются увлекательным и доступным материалом, не представляющим большой сложности в плане исполнения мелодии. Как мы знаем, игра является основным видом деятельности дошкольника, а музыкальная игра - это самый органичный вид деятельности, в ней есть и художественное слово и шедевр векового народного творчества – мелодия, при обманчивой простоте мелодии - высоко-художественная песня.
Эта проблема привлекла и легла в основу данной работы: «Роль музыкальных народных игр в развитии детей дошкольного возраста».
Цель исследования: Понять возможности музыкальной деятельности дошкольников по средствам народных музыкальных игр
Объект исследования: Процесс музыкального народного воспитания
Предмет исследования: Развитие и приобщение детей дошкольного возраста к народным музыкальным играм
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Глава 1.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе-художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально - ритмического движения.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влияние музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Специально подобранные музыкально – ритмические движения углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей. B детском саду ребенок действует в коллективе. Совместные активные действия развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.
Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.
Развитие музыкально – ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, и жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли.
Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем - пояснения педагога о характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку и т.п.
Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:
-ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;
-выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);
-поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.
Показатели уровня развития детей:
-интерес к танцевальному процессу движения под музыку;
-выразительность движений;
-умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ.
У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят, переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.