Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:23, курсовая работа
Цель исследования: Понять возможности музыкальной деятельности дошкольников по средствам народных музыкальных игр
Объект исследования: Процесс музыкального народного воспитания
Предмет исследования: Развитие и приобщение детей дошкольного возраста к народным музыкальным играм
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Музыка для детей: от народной музыке к мировой классике и современным музыкальным произведениям
1.2. Психолого-педагогические основы развития у детей дошкольного возраста музыкально ритмических движений
Психологические основы музыкально-игровой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
2.2. Анализ программ занятий у детей дошкольного возраста в ДЦ «Алые паруса»
2.3. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Выводы по второй главе
Заключение
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.[41]
1.4. Психологические
основы музыкально-игровой
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели - воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.
Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность. С помощью музыкального искусства он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. При этом очень важно то, что переживание образа создает определенное отношение к нему, формирует моральные оценки, имеющие гораздо большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Следовательно, музыкальное воспитание необходимо использовать в целях формирования мировоззрения детей. В результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем, способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по своему содержанию соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина, рассказывая о международной
конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества, пишет: "Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды, педагоги - раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике... Детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы.
Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен".
Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности. музыка дидактическая игра конспект занятия
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:
- быть высокоидейными, способствовать
пробуждению и развитию
- быть художественными;
- эмоционально насыщенными;
- содержательными и занимательными по сюжету;
- мелодичными;
- простыми по форме и доступными по содержанию.
Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику сознательно-выразительной интерпретации для того, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе музыкального воспитания играют принципы сознательности и активности. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения, выразительных свойств музыкальных явлений. Отсюда вытекает необходимость использования принципа наглядности, т. е. образования музыкальных впечатлений на основе конкретных музыкальных образов. И, наконец, все приобретенные детьми знания должны найти себе применение в практической музыкальной деятельности, соответствующей возрасту ребенка.
Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребенка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. Н.А. Ветлугина пишет: "Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей". Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально-ритмическими движениями, необходимо опираться на знание особенностей психики детей младшего возраста, природы возникновения их эстетических чувств, потребностей, склонностей.
Рассмотрим природу способностей. Психологическая наука определяет способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.
Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них, и предъявляются требования к их развитию.
Физические и умственные способности человека развивались в процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собственную природу человека, естественные силы постепенно подчинялись его потребностям, целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие способности зависят от объективных условий жизни.
Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способностей - это результат присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством, результат опыта, накопленного рядом поколений. Однако способности - это не врожденные свойства.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и обучения.
На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.
Задатки также не имеют социальной направленности. По данным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимости от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.
В исследованиях по психологии указывается, что способности, материальной основой которых являются особые свойства нервной системы, выработавшиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему. Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, избирательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.
Исходя из положения о формировании способностей в деятельности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно связано с расширением знаний человека, с приобретением умений и навыков к действию. Материальной основой умений и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает учение И.П. Павлова. В свою очередь быстрота образования связей, их прочность и подвижность зависят от свойств нервной системы. Они и лежат в основе психической деятельности, придавая индивидуальную характеристику тем или иным реакциям в нервной деятельности.
Несмотря на неразрывную связь процесса развития способностей с приобретением умений и навыков, отождествлять их нельзя.
Навык вырабатывается в любом виде труда, в любой деятельности, даже если трудовой процесс совершается формально, механически. Способность же к тому или иному виду труда, той или иной деятельности требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств, творческого отношения. При формальном подходе к делу способности могу быть утрачены или остаться невыявленными, и наоборот, творческое отношение к труду поднимает способности на более высокий уровень, обусловливает их успешное развитие.
Б.М. Теплов включает в понятие "способность" три признака:
1. "Под способностями
разумеются индивидуально-
2. Не всякие вообще
индивидуальные особенности, а лишь
такие, которые имеют отношение
к успешности выполнения какой-
3. Понятие "способность" не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека".
Таким образом, способности - это индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.
Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды С.П. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Ландо, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова. Д.Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности.
1. Способности - это индивидуально-
2. Задатки - врожденные анатомо-
3. Одаренность - качественно
своеобразное сочетание
4. Для успешного выполнения
деятельности кроме
Итак, при организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной деятельности.
Педагоги многих стран спорят о том, нужно ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкально воспитание должно распространяться на всех детей. И главной задачей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку и духовный мир учащихся, прежде всего, на их нравственность.
Выводы по первой главе
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Таким образом, за период дошкольного детства ребенок при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок в как в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит:
•В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям.
•В области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики.
•В области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса.