Развитие музыкульного творчества детей младшего школьноговозраста на уроках хора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к музыкальному творчеству детей, как к одному из ведущих методов воспитания, возник еще в начале ХХ века. Можно заметить, что программы по развитию творческих способностей разрабатываются медленно. Те программы, которые существуют в большей мере ориентированы на уроки музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная грамота. В то же время такой предмет как хор, обойден вниманием.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество на уроках хора.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

1. Качество интонирования:

а/ мелодия не воспроизводится, ребенок «гудит» на 1-2 звуках – 1 балл

б/ качество интонирования  высокое, соблюдаются звуковысотные  соотношения – 2-3 балла

2.Эмоциональность исполнения:

а/ выразительность отсутствует, эмоциональные переживания в  процессе прослушивания и исполнения не возникают – 1 балл

б/ исполнение эмоционально, выразительно – в зависимости от степени выразительности – 2-3 балла.

На втором этапе задания  группе детей предлагалось всем вместе исполнить песню под аккомпанемент  преподавателя и придумать к  ней танец таким образом, чтобы  движения соответствовали музыке и содержанию.

Для оценки качества выполнения задания были определены следующие  критерии / в баллах /:

  1. Ребенок отказывается от выполнения задания, двигательная реакция отсутствует – 0 баллов.
  2. Движения хаотичны, не согласованны с музыкой и текстом песни – 1 балл.
  3. Самостоятельность творческих проявлений невелика, ребенок наблюдает за товарищами и копирует их движения – 2 балла.
  4. Движения самостоятельны, выразительны, согласованны с музыкой и текстом – в зависимости от степени самостоятельности, ритмичности движений и эмоциональности танца – от 3 до 5 баллов.

Для обработки результатов опыта  мы произвели некоторые математические подсчеты: суммировали баллы каждого  испытуемого по итогам двух занятий  и полученные показатели перевели в % для построения оценочной шкалы, представленной в таблице 1.

 

Таблица 1. Суммарный  уровень развития творческих и музыкально-слуховых навыков.

 

 

 

Группы

Суммарный уровень (%)

низкий

средний

высокий

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Группа «А»

(контрольная)

1 ч.

10 %

8 ч.

80 %

1 ч.

10 %

Группа «В»

(эксперим.)

3 ч.

30%

6 ч.

60 %

1 ч.

10 %


 

По результатам первого  этапа можно заключить, что у  детей обеих групп преобладает  средний уровень развития как  творческих, так и музыкально-слуховых навыков. Их процентное соотношение равно 80 % в группе «А» и 60 % в группе «В». Также имеются дети с высоким уровнем развития данных навыков – 10 % в каждой группе и низким уровнем – 10 % в группе «А» и 30 % в группе «В».

Кроме того можно отметить следующую особенность: дети, демонстрирующие низкий или высокий уровень развития музыкально-слуховых представлений, соответственно проявляют высокий уровень развития творческих навыков.

 

 

 

 

 

Опыт 2.1. Мелодическая импровизация песни контрастного содержания без осознания интонационно-ладовых особенностей мелодии

 

Вторая серия опытов направлена непосредственно на анализ продуктов творческой деятельности дошкольников. Перед нами стояла задача определить количественные и качественные характеристики музыкальных импровизаций детей обоих групп. Кроме этого, мы планировали определить те элементы музыкального языка, которые учащиеся младших классов усваивают и используют при решении творческих задач в процессе музыкальной деятельности.

В Опыте 2.1. перед учащимися  была поставлена задача - импровизировать мелодию песни «Зайчик», передавая настроение, отраженное в содержании:

Зайчик прыгал и скакал,

И морковку потерял,

Потихонечку пошел

И опять ее нашел.

Главным критерием оценки качества выполнения данного задания  выступают метроритмическая логика и выразительная функция. Были определены следующие количественные показатели:

  1. Интонационные обороты и ладовые особенности соответствуют настроению, отображенному в тексте – 2 балла
  2. Интонационно-ладовые особенности не соответствуют или частично соответствуют настроению – 1 балл
  3. Интонационно невыразительная мелодия, функция лада не выделена, гудит на 1 – 2 звуках – 0 баллов
  4. Мелодия метроритмически хорошо организована – 2 балла
  5. Ритм песни не совсем логичен – 1 балл
  6. Неритмично, не в метре – 0 баллов.

Были подсчитаны процентные соотношения суммарных оценок творческих проявлений испытуемых. в таблице  № 2.

 

Таблица № 2.

Оценочный уровень творческих проявлений детей  младшего школьного возраста.

 

 

 

Группы

Суммарный уровень (%)

низкий

средний

высокий

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Группа «А»

(контрольная)

6 ч.

60 %

3 ч.

30 %

1 ч.

10 %

Группа «В»

(эксперим.)

5 ч.

50%

4 ч.

40 %

1 ч.

10 %


 

Количественный анализ результатов показал, что большинство  детей демонстрировали низкий уровень  выполнения задания, гипотетически мы объясняем это тем, что испытуемые ранее не сталкивались с подобной формой работы, кроме того уровень развития музыкально-слуховых навыков недостаточно богат для выполнения подобного задания.

Вместе с тем в каждой группе были выявлены дети (по одному человеку в группе «А» и в группе «В»), которые продемонстрировали высокий уровень творческих проявлений. Необходимо отметить, что данные испытуемые показывали высокий уровень и в предыдущем опыте, что может свидетельствовать о наличии некоторых способностей к творчеству у этих учащихся.

Необходимо также указать, что  практически у всех детей наблюдались  неуверенность и скованность  при выполнении задания. Неоднократно требовалась дополнительная помощь преподавателя в виде объяснения задания и показа образца выполнения.

Опыт 2.2. Мелодическая импровизация в форме музыкального диалога с преподавателем с анализом и осознанием интонационно-ладовых  особенностей мелодии.

 

В Опыте 2.2. перед испытуемым была поставлена задача закончить (досочинить) мелодию песни, начатую преподавателем. Действия, совершаемые ребенком, легко ассоциируются с процессом разговорной речи, поэтому задание хорошо понималось детьми в смысловом отношении.

По ходу опыта экспериментатор  рассказывал сказку «Про кузнечика» с музыкальным сопровождением и демонстрировал образец попевки на слова:

  • Скажи, скажи, кузнечик,

Где прячется твой дом?

  • Мой дом, где светит солнышко,

Где зелено кругом.

Далее экспериментатор  предлагал ребенку поиграть: «Ты  будешь кузнечиком, я тебя спрошу, а ты придумай и спой по-своему ответ кузнечика».

В процессе исследования мы стремились соблюдать некоторые условия:

  1. Мелодия вопроса звучала в тональности, соответствующей регистровому диапазону каждого конкретного ребенка.
  2. В целях большей объективности для регистрации использовалась звукозаписывающая аппаратура.
  3. Для удобства проведения сравнительного анализа, при расшифровке записи все образцы импровизации были транспонированы в тональность До-мажор.
  4. Допускалось мелодическое и ритмическое варьирование вопроса, исполняемого экспериментатором.
  5. Вопросительная интонация должна была задерживаться на неустойчивом звуке, вызывая у отвечающего подсознательное устремление к ладовому разрешению в тональный устой.

При качественном анализе  образцов импровизации учитывалось  соблюдение элементарных правил музыкальной  логики. Критерии оценки были заимствованы из экспериментальных разработок Н. Ветлугиной. Внимание обращалось на следующие  показатели:

  1. целостность и логичность мелодической линии, соотношение восходящего и нисходящего движения, наличие кульминации, использование нестандартных интонационных решений;
  2. логика ладо-тональных соотношений, устойчивость окончания, наличие модулируюшего перехода, особенности разрешения неустоя;
  3. ритмическая организация мелодии, единство смысловых и музыкальных акцентов;
  4. пропорциональность музыкальной формы, соответствие двух фраз.

Учитывался также критерий самостоятельности.

В протоколах качественный анализ представлен в виде 3-бальной шкалы: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

На втором этапе задания  учащимся предлагалось после исполнения импровизации с текстом проанализировать интонационно-ладовые особенности  своей мелодии и затем спеть  ее сольфеджио (с названием нот). Для оценки данного задания также использовалась 3-бальная шкала:

  1. Высокий уровень – осознание мелодической линии с первого предъявления, анализ осмысленный, хорошо сформированы музыкально-слуховые представления.
  2. Средний уровень – анализ проделывается с помощью преподавателя, необходимо неоднократное повторение попевки, возможны сложности с запоминанием, музыкально-слуховые представления сформированы недостаточно хорошо.
  3. Низкий уровень – мелодия самостоятельно не запоминается, анализ сделан преподавателем или товарищами по группе, сольфеджио поет с ошибками, или не поет вообще.

Суммарные результаты анализа  музыкальных импровизаций занесены в таблицу № 3.

 

Таблица № 3.

Уровень развития вокальной импровизации с  осознанием мелодической линии.

 

 

 

Группы

Суммарный уровень (%)

низкий

средний

высокий

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Группа «А»

(контрольная)

8 ч.

80 %

1 ч.

10 %

1 ч.

10 %

Группа «В»

(эксперим.)

8 ч.

80%

2 ч.

20 %

0 ч.

0 %


 

Из таблицы можно  заключить, что 80% испытуемых в каждой группе не сумели выполнить задание или выполнили его достаточно неудачно. по словесной инструкции экспериментатора. В процессе наблюдения было отмечено, что у детей присутствовал страх перед заданием (особенно перед второй его частью, в большей степени основанной на работе внутреннего звуковысотного слуха. Дети выполняли упражнения только в условиях совместных действий с педагогом.

Несколько наиболее типичных расшифрованных попевок приводится в нотном приложении.

Дети в основном копировали мелодический рисунок предложенного экспериментатором образца. Попытки более сложного развития мелодии не приводили к успеху, поскольку нарушали логику ладовых тяготений, чередования скачков и заполнения. Подобная ограниченность мелодической линии объясняется уровнем развития вокально-интонационных навыков детей.

Присутствовали ответы, сочиненные вне ладовой организации  и заканчивающиеся на неустойчивом звуке. Ритмический рисунок большинства  сочинений отличается однообразием. Испытуемые используют хорошо знакомые длительности (чаще восьмые), копируя предложенный образец. Трое детей не выдержали метрическую основу, отклонились от заданного темпа, тем самым, нарушив пропорциональность и симметрию формы

Со вторым этапом задания  почти никто из учащихся не справился. Поэтому оценка производилась в основном по качественным показателям творческих проявлений.

Среди музыкальных построений выделяется сочинение одной из испытуемых, значительно опережающее своих  сверстников по логике музыкальной  импровизации. Возникает предположение  о том, что на определенном этапе музыкального развития возникает некоторая индивидуализация в процессе формирования творческой компоненты. Изучение данной проблемы может быть интересным в дальнейшем для определения качеств личности, способствующих творческой активности. Рамки нашей работы не позволяют осветить этот вопрос более подробно.

В целом диагностика  развития творческих навыков с помощью 3 методик взаимодополняющей направленности показала, что наблюдается преобладание среднего и низкого уровня развития творчества. Это позволяет сделать вывод не только о том, что в экспериментальной работе участвуют две группы детей, находящихся на одинаковом уровне развития, но и отметить необходимость дальнейшей систематической, целенаправленной работы по развитию творческих навыков.

Кроме того, можно отметить, что  дети двух групп, контрольной и экспериментальной  обладают средним уровнем развития музыкально-слуховых представлений. Следовательно, подтверждается необходимость создания такой системы обучения, которая  была бы направлена на формирование музыкально-слуховых представлений и в то же время максимально способствовала развитию творческого потенциала младших школьников.

Информация о работе Развитие музыкульного творчества детей младшего школьноговозраста на уроках хора